Накануне, 5 декабря, в судебном участке №10 по Кировскому району Уфы состоялось очередное заседание по уголовному делу, возбужденному против жительницы Мелеузовского района Расили Ахметовой по заявлению предпринимателя Евгения Спиридонова. Мужчина обвинил ее в клевете.
Отметим, что ранее похожее уголовное дело по обвинению онкобольной женщины уже было, оно возбуждалось по заявлению, которое подавал против Ахметовой заместитель главы муниципалитета Игорь Федоров. Причиной недовольства Федорова и Спиридонова стали слова Расили Ахметовой о том, что Федоров и Спиридонов требовали с нее 300 тысяч рублей в обмен на оформление права собственности на квартиру, в которой она жила. Женщина сообщила об этом журналистам после того, как ее выселили из квартиры судебные приставы. И чиновник, и предприниматель теперь считаются потерпевшими от действий женщины, которая только вернулась из Москвы после сеанса химиотерапии.
Адвокат Рамиль Гизатуллин, защищающий Расилю Ахметову в суде, рассказал, что обнаружил в ее деле немало серьезных нарушений, дающих основание для отправления его на дополнительное расследование, а также для возбуждения уголовного дела о превышении служебных полномочий сотрудниками полиции и прокуратуры.
Одно из наиболее серьезных нарушений заключается, прежде всего в том, что Расиля Ахметова получила на руки обвинительный акт не в полном объеме, что подтверждается ее распиской в деле и самим актом, который имеется в уголовном деле, судя по расписке. Расиле не дали на руки два листа. Кроме того, по версии полиции, уголовное дело было направлено прокурору 10 июня, но утвержден обвинительный акт был лишь 22 июня, хотя для данной процедуры закон предоставляет прокурору всего двое суток (в соответствии с частью 1 статьи 225 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
В итоге Расиле Ахметовой и ее адвокату выдали на руки прямо в суде еще раз обвинительный акт с приложением для ознакомления.
- Мы считаем неправильным, когда судья в ходе судебного процесса вынужден исправлять ошибки следствия, которые отчасти отражают качество работы дознавателя, нарушившего право моей доверительницы на защиту. Не меньше вопросов вызывает действия или даже бездействие Мелеузовской межрайонной прокуратуры по направлению уголовного дела в суд. Если обвинительный акт утвердили 22 июня, то в прокуратуре были обязаны направить его в суд. Почему же они это сделали лишь 19 июля?.. Эти нарушения могут послужить основанием для привлечения сотрудников полиции, проводивших следственные мероприятия по делу, к ответственности, - пояснил Рамиль Гизатуллин.
Судебное заседание перенесено на 19 декабря. Мы по-прежнему будем следить за его ходом. И пока напомним суть истории онкобольной Рамили Ахметовой, которую чиновники оставили без крыши над головой.
Выкинули на улицу
Напомним, в начале июня 2018 года Расилю выселили из квартиры судебные приставы по решению суда.
Если обратиться к материалам дела о ее выселении из квартиры, то, на первый взгляд, действия судей и решение приставов логичны. Там отмечено, что Расиля Ахметова в 2011 году самовольно въехала в квартиру без подписания договора купли-продажи и с тех пор не внесла ни копейки ни за жилье, ни за квартплату. Так что претензии застройщика, как владельца жилья, кажутся вполне обоснованными.
Однако в материалах дела не упоминается о событиях, которые предшествовали вселению Расили в данную квартиру, хотя Расиля несколько раз подробно излагала в суде свою историю. Но суд, вероятно, счел их несущественными деталями.
Тем не менее, мы считаем необходимым рассказать, как было дело со слов Расили Ахметовой и ее близких.
— В 2011 году я обратилась к Зугуре Ягануровне Рахматуллиной, когда она баллотировалась в депутаты Госдумы, рассказала, что мы с дочкой вдвоем вынуждены жить в аварийной коммуналке. Я как раз тогда узнала о своем страшном диагнозе и попросила помочь мне решить квартирный вопрос, поскольку я с 1996 года стояла в очереди на получение социального жилья. До 2010 года мы жили с дочкой в общежитии Мелеузовского деревообрабатывающего завода.
В 2010 году подошла наша очередь на квартиру. Однако оказалось, что нам дали место в помещении, которое является прачечной детского сада в деревне Саитово. Ну как в ней жить? Я очень боялась, что могу не дожить до того дня, когда нам дадут жилье, и моя дочка останется одна на всем белом свете, без своего угла, вот и пошла к Зугуре Ягануровне, — рассказала Расиля.
По ее словам, Зугура Рахматуллина при ней позвонила тогдашнему главе муниципалитета Малику Вахитову, попросила помочь, и тот пообещал выделить Расиле и ее дочке квартиру. Так и произошло. В мелеузовской газете тогда написали красивую статью, как местные власти заботятся о земляках.
Пришла беда откуда не ждали
Оформить сразу документы Расиля не успела, потому что проходила в тот момент обследование, потом был курс лечения, который нельзя было отложить. И эта задержка стала роковой в решении ее квартирного вопроса.
Как гром среди ясного неба, внезапно ее ошарашили заместитель по строительству Игорь Федоров и директор МУП «Стройзаказчик» Евгений Спиридонов.
— Они потребовали с меня 300 тысяч рублей за квартиру. Обещали в обмен на деньги сразу оформить все документы на жилье. Я попыталась спорить, что квартиру мне дали как социальное жилье. Но они только смеялись в ответ. Денег у меня не было, я тогда ходила по больницам постоянно, жили мы только на небольшую пенсию по инвалидности. Я сказала, что буду жаловаться. А они в ответ сказали, что я об этом пожалею, — продолжает рассказ Расиля.
Свое обещание чиновник и коммерсант выполнили. Дальше начались судебные разбирательства, итог которых нам уже известен: суд постановил выселить Расилю из квартиры как захватчицу чужого имущества.
Расиля не раз пробовала искать правду в разных инстанциях. В процессе разбирательства выяснилось, что в архивах районной администрации и Денисовского сельсовета отсутствует информация о том, что она стояла в очереди на жилье.
— У меня, к сожалению, никаких документов об этом нет, так что доказать я ничего не могу, — сокрушается женщина. — Но как же мне тогда выделяли место в этой прачечной детсада, на основании чего? Кругом обман!
Расиле настоятельно советовали переехать в ту самую прачечную, которую чиновники называют жилым помещением, хотя в реестре ЕГРП говорится, что это помещение нежилое.
По словам Расили, после того, как она отказалась добровольно покинуть квартиру, к ней стали регулярно приходить то хулиганы, то судебные приставы.
— По моим сведениям, мои оппоненты смогли договориться с руководством колледжа, в котором училась моя дочка в Уфе, и ее отчислили, хотя моя девочка хорошо училась. Заместитель директора колледжа мне так и сказала по секрету по телефону — что в колледж поступил такой приказ, — поделилась Расиля. — Из-за этого дочка уехала в Москву, чтобы там ее не могли они достать.
А потом ее выселили приставы вместе с вещами.
Клевета хуже воровства
Во время одиночного пикета возле Дома Республики, который провела Расиля в июне 2018 года, она рассказала, как лишилась выделенной ей квартиры, поскольку отказалась дать 300 тысяч рублей заместителю главы Мелеузовской администрации по строительству Игорю Федорову и директору МУП «Стройзаказчик» Евгению Спиридонову. Это заявление было опубликовано на нашем сайте. В ответ оскорбленный чиновник подал на Расилю в суд, Он потребовал взыскать с женщины причиненный ему моральный ущерб, оценив его в 25 тысяч рублей. Помимо этого, Игорь Федоров потребовал привлечь Расилю Ахметову к уголовной ответственности за клевету.
После нескольких заседаний Мелеузовский районный суд решил удовлетворить иск Расили, снизив сумму ущерба до 5 тысяч рублей, но добавив к нему расходы, которые принципиальный истец понес в виде оплаты экспертизы и судебных издержек. Расиля опротестовала решение суда, ее апелляционная жалоба рассмотрена Верховным судом Башкирии, который, учитывая инвалидность женщины, отменил наложенное на нее денежное взыскание и снизил до минимума судебные издержки.
Действия чиновника, о которых мы рассказывали в предыдущих публикациях, вызвали широкий резонанс. Читатели были возмущены его действиями, ведь у Расили, которая проходит лечение в Москве, и так каждая копейка на счету.
Летом женщина провела несколько месяцев на обследовании в Москве, там она побывала также на приеме в МВД России, Генпрокуратуре, Следственном комитете и в приемной администрации президента страны. Все эти ведомства должны провести проверки по ее обращениям.
Куда же пропал сертификат?
Вряд ли Игорь Федоров, подавая иски о защите чести и достоинства против Расили Ахметовой, предполагал, какой поворот примет дело. Иначе, возможно, он бы тысячу раз подумал, прежде чем судиться с онкобольной и практически лишенной жилья женщины.
Проверки уже выяснили интересные детали. О них Расиле рассказала депутат Госсобрания Рида Субханкулова, у которой она побывала на приеме.
— Рида Тагировна мне сказала, что проверка выявила важную подробность, о которой я не знала. Оказывается, в 2011 году мне был выделен жилищный сертификат, но я об этом даже не подозревала. Мы с дочкой просто вселились в квартиру, которую нам выделила администрация, и жили в ней. О том, куда делся полагавшийся мне сертификат, воспользовался ли им кто-то другой или же чиновники его просто «потеряли», я могу только предполагать. Насколько я поняла, чиновники тогда, в 2011 году, отчитались о выделении мне квартиры. Тогда почему же меня теперь выселили? Какое они имели на это право? — выразила недоумение Расиля в беседе с корреспондентом Медиакорсети.
Ответы на этот вопрос пока никто так и не дал.
Один из сотрудников полиции, знакомый с ситуацией, сказал в приватной беседе с корреспондентом Медиакорсети, что помочь Расиле переломить ситуацию в ее пользу и доказать ее правоту может только чудо. В данном случае это может быть вмешательство «высших сил» из категории руководителя высокого уровня. Что, собственно, сейчас и происходит.
В частности, после недавнего обращения Расили Ахметовой на имя врио главы Башкирии Радия Хабирова проверкой ее дела уже занимаются на уровне межведомственного Совета общественной безопасности республики. Теперь местные чиновники здороваются с Расилей за километр или же стремятся перейти на другую сторону улицы. Тем не менее, новые проверки продолжаются.
Медиакорсеть следит за развитием событий.