Posted 29 ноября 2019, 06:41

Published 29 ноября 2019, 06:41

Modified 17 октября 2022, 20:16

Updated 17 октября 2022, 20:16

Заварили кашу: новая модель школьного питания в Башкирии пока вызывает много вопросов

29 ноября 2019, 06:41
Как показали первые месяцы текущего учебного года, чиновники просчитали экономику, но опять не учли человеческий фактор.

Подробный доклад председателя Госкомторговли РБ Алексея Гусева на тему школьного питания, сделанный на недавнем оперативном совещании в правительстве Башкирии, многими воспринимался как увлекательный фантастический рассказ.

Пока как-то верится с трудом, что подобное возможно в наших школах, поверить в осуществление озвученных главой Госкомторговли планов может разве что тот, кто не знаком с жалобами из школ с протекающими крышами и сифонящими старыми окнами. А такие школы, судя по обращениям, поступающим на сайт «Открытая республика», в регионе еще есть. Представить в них шведский стол для учеников фантазии не хватает.

Однако в правительстве в минувший понедельник нас пытались убедить, что кардинальные изменения школьного питания не за горами.

Уравнение в тарелке

Напомним, впервые обстоятельный разговор о школьном питании состоялся в феврале текущего года в рамках первого республиканского форума «Взлетай!», тогда одним из приоритетных направлений была определена модернизация системы питания.

По словам Алексея Гусева, с марта Госкомторговли РБ совместно с Министерством образования и управление Роспотребнадзора и контрольным управлением администрации главы РБ провели всесторонний аудит системы питания в школах республики. Были проверены 517 образовательных учреждений в 57 муниципалитетах. Результаты проверки вне зависимости от системы предоставления услуг — будь то аутсорсинг или самостоятельная организация питания — оказались примерно одинаковые: невысокое качество использования сырья, морально и технически устаревшее оборудование, несоблюдение санитарных норм, отсутствие единых стандартов оказания услуг, неэффективное управление технологиями производства. Отдельно отметили и кадровый голод в отрасли школьного питания, где сегодня средний возраст работников пищеблоков — 56-58 лет. Если они уйдут на пенсию, замену им брать негде.

Технический аудит оборудования пищеблоков в образовательных учреждениях показал, что на сегодня его износ в школах — 63%, в детских садах — 65%. Общая сумма средств, необходимых, по предварительным подсчетам, для их модернизации, превышает полмиллиарда рублей.

Услышав такие данные, глава региона Радий Хабиров остановил доклад и дал пояснения.

— Сразу обсудим этот момент. Недофинансирование отрасли явное. Сразу, конечно, такие деньги не дадим, но небольшие суммы в рамках тех средств, которые мы выделяем на ремонт школ, сможем выделять. Лет на пять эту программу делайте. У нас много расходов на самом деле, поэтому сразу все не дадим, — уточнил он.

Дальше — больше. По словам Алексея Гусева, результаты аудита позволили увидеть реальную картину в отрасли. Все выявленные недостатки показали, что необходимо целостное изменение в сфере организации горячего питания в учебных заведениях республики.

— Основные задачи, которые мы перед собой поставили: улучшение качества рационов, увеличение охвата питающихся, соблюдение санитарных норм, снижение себестоимости за счет оптимизации управления средствами производства, а также расширение использования товаров, произведенных на территории республики, — заявил руководитель Госкомторговли РБ, излучая уверенность в своих словах, и привел примеры того, что уже сделано.

Как оказалось, уже создан единый стандарт оказания услуги, который был разослан во все муниципалитеты еще 1 сентября текущего года, разработаны три варианта типовых меню для школьного завтрака и обеда.

Учитывая, что такая работа предполагает проведение аукционов, для муниципалитетов была разработана типовая документация для проведения торгов, исключающая написание техзадания под одного конкретного участника.

Что действительно важно: муниципалитетам при проведении конкурсных процедур по организации питания рекомендовано отдавать предпочтение конкурсам с ограниченным участием. Это серьезное достижение: если до этого в основном проводились аукционы, где основным критерием была наименьшая предложенная цена, то при проведении тендера с ограниченным участием могут приниматься во внимание вовсе не стоимостные характеристики оценки, а иные: квалификация участников, наличие у них материально-технической базы, наличие трудовых ресурсов и т. д. Контракты должны заключаться сроком на три года, а не на три месяца или полгода, как это было раньше. И это реально здорово, потому что при таком «разбеге» предприниматели, возможно, станут смелее вкладываться в развитие производства, что должно положительно отразиться на качестве питания детей.

Курица не пицца

Позаботились в правительстве республики и о том, чтобы главы муниципалитетов не расслаблялись, и дополнительно включили в их рейтинг такие два критерия оценки, как качество дошкольного и школьного питания. Они включают в себя процент охвата детей горячим питанием, наличие единого меню на территории района, объем средств, направляемых на укрепление материально-технической базы пищеблоков, процент забраковки готовых блюд и сырья по результатам лабораторных исследований, наличие программы по совершенствованию питания, а также наличие альтернативного меню для детей с хроническими заболеваниями и пищевой аллергией.

Что касается финансирования, то главам муниципалитетов были предложены два варианта решения данной проблемы. Косвенный вариант: снижение или даже вообще отмена платы за аренду помещения и оборудование операторов школьного питания, а также снижение или вообще освобождение их от коммунальных платежей. Прямой вариант: субсидирование из муниципальных бюджетов, гранды из федерального и муниципального бюджетов сельхозпроизводственным кооперативам (СПОК), которые взялись за решение проблемы школьного питания.

Всё это предполагает снижение затрат оператора. По словам Гусева, сегодня данная грандовая поддержка в большинстве бюджетов реализуется.

Теперь подробнее про СПОКи. Очевидно, что в производстве питания участвуют три составляющие: производитель, переработчик и непосредственно сам оператор. Ранее господдержкой пользовались только производители. Но при объединении всех трех участников рынка в единый СПОК грандовую поддержку можно будет распределять между всеми ними.

— Это позволяет создать единую товаропроизводящую цепочку от поля до пищеблока, что не только увеличивает представленность продуктов в школьном питании, но и усиливает контроль. Мы всегда можем приехать туда, где производится продукт, и посмотреть, насколько качественно его производят. — уточнил глава Госкомторговли. — Финансовая поддержка СПОКов происходит за счет федерального бюджета, это единовременные гранды от 3 до 70 млн рублей в зависимости от уровня СПОКа, компенсация до 50% затрат на закупку оборудования. Это как раз частично может решить вопрос по модернизации оборудования на школьных пищеблоках, а также удешевление стоимости товара до 15% при их реализации между участниками СПОКа.

Известно, что сегодня один такой СПОК, специализирующийся на школьном питании, уже работает, по восьми собраны документы.

Алексей Гусев привел и конкретные примеры.

  • В Чишминском районе оператор школьного питания для улучшения школьных рационов принял решение и реализует концессионное соглашение с администрацией района. На 30 лет арендован плодопитомник для выращивания овощей, яблок и ягод. Запускается линия по переработке овощей и мясных полуфабрикатов. Этот оператор создал потребительской СПОК, его сотрудники также являются членами кооператива и сейчас уже взяли на себя обязательства по выращиванию картофеля для нужд кооператива. Семена непосредственно покупает сам оператор и раздает участникам для выращивания на их личных приусадебных участках. У остальных пока размах поскромнее.
  • В Нефтекамске оператор имеет склады и линию по производству полуфабрикатов для детского питания, получено свидетельство о госрегистрации продукции. Сейчас решается вопрос с увеличением площадей складских помещений, проводится ремонт.
  • В Бирске у оператора питания есть свой цех по выпуску полуфабрикатов, пройдена процедура для получения госрегистрации продукции. В пекарне производятся хлеб и хлебобулочные изделия, прорабатывается возможность установки линии для переработки овощей.
  • В Альшеевском районе на средства оператора произведен ремонт пищеблоков в двух школах. Осуществлена замена оборудования пищеблоков в семи школах.
  • В Уфимском районе тоже недавно появился цех по выпуску полуфабрикатов.
  • У оператора из города Октябрьского также есть цеха по выпуску различных полуфабрикатов: овощной, мясной и большой кондитерский.
  • В Сибае оператор построил большой складской и производственный цеха, оснащенные современным оборудованием. Запущена пекарня.

Власти региона считают, что успешно реализован пилотный проект по ребрендингу школьного питания в городе Уфе и готовятся распространить его по республике. Прежде всего, имеются в виду единый логотип на посуде и форме персонала.

В целом идет тенденция на индустриализацию школьного питания, централизацию и совершенствование технологических процессов производства продукции и, как следствие, уменьшение себестоимости сырья и улучшения рациона школьного питания.

В июле в Нефтекамске прошел первый региональный форум операторов школьного питания. Создана профильная ассоциация из 26 операторов школьного питания, готовятся документы для регистрации СРО. Ассоциация принимает участие во внедрении единых стандартов школьного питания, гарантирует внутренний аудит своих членов, контроль качества и распространение лучших практик, а также помощь начинающим операторам.

По официальным данным, совместная работа Госкомторговли, Минсельхоза и местных властей дала прирост присутствия товаров местных производителей в школьном питании, особенно там, где создаются СПОКи. Абсолютный прирост — 51 млн рублей в месяц, в год должно быть 675 млн рублей. Это добавит примерно 101 млн рублей в бюджет в виде налогов. Остальные средства можно будет направлять на приобретении товаров местных производителей.

Гладко было на бумаге

А теперь уместно вспомнить то, о чем не рассказал в своем докладе Алексей Гусев. Наиболее ярким индикатором состояния той или иной сферы является наличие претензий к ним в потоке жалоб, поступающих от населения в адрес руководства республики.

— Родители, которые ранее не были готовы платить за школьное питание меньшую стоимость, сейчас с удовольствием переходят на новое меню. Были проведены дегустации, предложено несколько вариантов питания. Родительские комитеты выбрали более интересное и насыщенное меню. Хотя оно при этом и более дорогое по стоимости, — сообщил Алексей Гусев.

Спорить с ним в правительстве никто не стал.

Мы обратились к порталу «Открытая республика» и все-таки обнаружили там жалобы на организацию школьного питания. Справедливости ради нужно отметить, что их число уступает потоку обращений по поводу работы транспорта и ЖКХ. Но те жалобы, которые есть, отражают именно болевые точки в сфере школьного питания.

«А что у нас происходит с питанием в детских садах? Что кушают наши дети? На ужин вот конкретно сегодня давали суп с копченой колбасой, крашеный кисель, булки с крашеным повидлом, сосиски. Мы просто так платим за питание, дети уходят голодными. Я из города Стерлитамак, а в Миякинском районе в деревне Новый Мир, где живут мои знакомые, каждое утро кашу варят на разведенной с водой сгущенке!

Это издевательство. До прошлого года все овощи были со школьного приусадебного хозяйства, молоко привозили фермеры, со справкой от ветеринара, — сообщила М.Абдуллина из Стерлитамака.

«Я — мама троих детей. Двое младших детей пошли в 1-й класс. Скажите, пожалуйста, почему в нашем регионе не дают льготы на питание многодетным семьям? Есть льготы только для многодетных малообеспеченых. В детском саду у нас такие льготы были.

То есть если наша зарплата чуть превышает прожиточный минимум, то всё, никаких льгот для нас нет? Очень странно, когда говорят — «рожайте, улучшайте демографическую ситуацию», а ни школ, ни детсадов, ни даже питанием обеспечить не можете?»,

— пишет М.Кокорышкина из Уфы.

«Мы многодетная, малоимущая семья, мои дети питаются по льготной программе. Дело в том, что сейчас по вашей просьбе мы питаемся только бесплатными завтраками. Но завтрак очень скудный, дети недоедают, завтрак после первого урока, а уроков в школе 5-6. Возникла большая проблема с этим питанием, платить за дополнительный обед в нашей семье нет денег, учеников двое. Раньше же хорошо кормили, и первое, и второе, и выпечка. Почему вы все поменяли? Как нам сейчас быть? Дети голодные», — спрашивает Г.Десяткина из Павловки.

Смеем предположить, что с ситуациями, описанными в первом обращении, наверное, будет разобраться проще, раз уж уровень школьного питания теперь введен в критерии оценки глав муниципалитетов. Вдобавок повсеместно к контролю за качеством школьного питания активно привлекают родительские комитеты, которые уж наверняка должны беспокоиться о своих детях.

Но с остальными дела обстоят намного хуже. Эта тема в докладе Алексея Гусева не прозвучала, потому что не касается его экономической концепции. Она, скорее, относится к ведению Министерства семьи, труда и соцзащиты РБ и к местным властям.

Напомним, мы разбирались с этой ситуацией в начале учебного года на примере похожих обращений из Уфы. Родители жаловались, что дети, получающие льготное питание, чувствуют себя ущербными по отношению к остальным школьникам, поскольку им давали кашу без котлеты или чай без конфет. Как выяснилось, по новым стандартам существуют два вида завтраков: условно говоря, первый — это молочная каша, а второй — каша с котлетой. И класс питается по тем стандартам, которые выбирают родители школьников. При этом дотации на питание льготников пока предусмотрены только из регионального бюджета, и их размера хватает на молочную кашу, но не хватает на кашу с котлетой.

В Уфе проблему решили, добавив средств из городского бюджета. В остальных районах муниципалитеты явно не спешили тратить средства на питание детей из малоимущих семей.

Власти пообещали, что данная проблема будет решена со следующего года, ошибки учтут.

Перемена блюд

Главным подтверждением успешному развитию школьного питания в правительстве считают недавнюю победу республики и Уфы в федеральном конкурсе. Не так давно сразу три представителя нашего региона отличились в двух номинациях. Управления образования уфимской мэрии и Янаульского района номинации «Лучшая муниципальная практика осуществления комплексной модернизации системы организации питания в общеобразовательных организациях», а Госкомторговли Башкирии вошел в число лидеров в такой же номинации, но регионального уровня.

Напомним, эта победа тогда вызвала недоумение у жителей региона на фоне появлявшихся в соцсетях нареканий на непрожаренные котлеты и просроченный йогурт, которыми потчевали школьников в ряде учебных заведений. Но теперь, после выступления Алексея Гусевва в правительстве, причина победы в федеральном конкурсе стала ясна — скорее всего, решающим аргументом стал яркий доклад харизматичного руководителя. То есть победила не нынешняя система школьного питания, а эффектные планы ее модернизации.

Порадовал тот факт, что региональные власти не собираются зацикливаться на своих придумках и готовы черпать опыт у других регионов, даже если речь идет о Татарстане, название которого Алексей Гусев почему-то поначалу постеснялся произнести на совещании. А между тем, у соседей есть чему поучиться и в сфере школьного питания.

— Совместно с администрацией Уфы мы недавно были в одной из школ Татарстана, пригласили их в Уфу, чтобы поделились опытом. У них есть одна школа, в которой директор придумал довольно-таки интересную систему: плавающие перемены, чтобы все дети успевали покушать в столовой, и четкий график приема пищи, а также шведский стол для детей. У них есть право выбора блюд, при этом в единый рацион питания входят первое, второе и третье блюда. Мы все находимся в одинаковых условиях, школы часто переполнены. В школе учится 1500 человек, а пищеблок рассчитан на 250 посадочных мест, — пояснил Алексей Гусев. — Хотим апробировать их систему в одной из школ в Уфе. И если опыт будет удачным распространим на все школы Уфы, а потом и по республике.

Скорее всего, говорить о том, насколько получается спасти систему школьного питания в Башкирии, можно будет в конце текущего учебного года или хотя бы в феврале, на следующем форуме «Взлетай!», ставшем, по сути, «взлетной площадкой» для преображения школьных пищеблоков.

Начало реформе дано вполне обнадеживающее. Но дальше наверняка начнутся всевозможные мины замедленного действия, включая местную бюрократию.

Медиакорсеть следит за ситуацией.

Только цифры

По официальным данным, по Башкирии отмечается увеличение охвата школьным питанием детей: Архангельский район +8,5%, Миякинский +17%, Белокатайский +15%, Альшеевский + 11%, Салават +45%, Кармаскалинский +52%, Чишминский +58%, Бирский +10%, Уфа +28%.

Система школьного питания стала больше потреблять продукцию местных производителей: говядину — с 63 до 94%, мясо птицы — с 47% до 64%, яйцо — с 61 до 94%, овощи — с 74 до 96%, колбасы — с 73 до 86%, крупы — с 38 до 19%.

Подпишитесь