Счетная палата России по поручению президента Владимира Путина проверила работу регионов в сфере сохранения объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения и пришла к выводу, что местные власти плохо справляются с этой задачей. Ежегодно субъекты должны контролировать сохранность не менее 20% объектов от общего количества федеральных ОКН, говорится в сообщении. В проверяемый период 26 регионов три года подряд не достигали этой цели. В результате на сегодняшний день ряд памятников архитектуры полностью уничтожен или утратил свою историческую ценность, пришли к выводу казначеи.
В Башкирии насчитывается свыше 1,25 тыс объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения. Подавляющее большинство из них — около 1200 — являются археологическими объектами. Это курганы, стойбища, селища, городища, стоянки, могильники, поселения. Архитектурных объектов федерального значения в республике всего 15. В Уфе к ним отнесены монумент Дружбы, памятник Салавату Юлаеву, дом Боровского (улица Чернышевского, 83), дом, в котором в 1900 году жили Владимир Ленин и Надежда Крупская (улица Достоевского, 78), дом купца Манаева (улица Пушкина, 99а), здание Дворянского собрания (улица Ленина, 14), здание Коммерческого училища (улица Ленина, 61), Духовная семинария (Карла Маркса, 3), здание губернской земской управы (улица Цюрупы, 12).
Также федеральный статус имеют Нагайбакская церковь в Бакалинском районе, комплекс Белорецкого металлургического завода в Белорецке, комплекс Воскресенского медеплавильного завода в Мелеузовском районе, Килимовский дворец в Буздякском районе, мавзолей Хусейн-бека в поселке Чишмы и мавзолей Тура-хана в Чишминском районе.
Башкирии, как и остальным регионам, ежегодно выделяются субвенции из федерального бюджета на их охрану. В 2018 году эта сумма составила 697 тысяч рублей.
Директор уфимского МБУ «Дом-музей В. И. Ленина» Гульназ Хусаинова сообщила Медиакорсети, что в среднем учреждение получает на содержание здания и текущий ремонт около 50 тысяч рублей. В 2020 году, в год 150-летия со дня рождения Ленина, запланирован капремонт музея. По словам Гульназ Хусаиновой, планируется ремонт кровли, реставрация фасада и внутренняя отделка. Последний раз капремонт проводился в 2008 году. Тогда на эти цели выделялось 1,8 млн рублей. В целом, как отметила директор, здание находится в удовлетворительном состоянии, все экспонаты фонда сохранены, случаев хищений или порчи имущества не было.
По информации старшего научного сотрудника, историка научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкирии Павла Егорова, половина объектов в Уфе: монумент Дружбы, музей Ленина, здания духовной семинарии, Дворянского собрания, Коммерческого училища сохраняются «просто отлично» и находятся практически в идеальном состоянии. Другая половина — дом Боровского, купца Манаева, здание губернской земской управы сохранились значительно хуже.
— Дом купца Боровского (1880 годов постройки — прим. ред.) — это памятник деревянного зодчества. С него бы надо сдувать пылинки, следить за ним, реставрировать. До него как-то не доходят руки, а, точнее, головы, — прокомментировал историк.
Дом Боровского также связан с Владимиром Лениным. Здесь, на квартире ссыльного революционера Виктора Крохмаля, лидер большевиков встречался с уфимскими социал-демократами. Павел Егоров отметил, что дом и сегодня является жилым. Он наполовину расселен и находится в неудовлетворительном состоянии. Часть наличников с деревянной резьбой, «которые составляют его основную красоту, эстетику, ценность, в некоторых местах утрачены». Внутри реставрация также не проводилась, «там, мягко говоря, гадюшник».
Исторический облик дома купца Манаева 19 века постройки был «варварски изменен» около 20 лет назад, когда там располагалась больница.
— Лепнина сбита или закрыта гипсокартоном. Его достоинства, благодаря которым он попал в список федеральных объектов, искажены. Здесь должна быть полная научная реставрация, — считает эксперт.
Здание губернской земской управы конца 19 века постройки сейчас реставрируется его собственником — компанией «Уфимкабель». Судя по информационной таблице дом обещает быть красивым, считает Егоров. Однако есть ложка дегтя — здание не приводят к историческому облику, отмечает эксперт. Изначально дом был двухэтажным, сейчас надстраивается третий этаж. Точнее, он был надстроен еще в 70-е годы, и сейчас проводится его реконструкция.
— Это попытка соединить чужеродный третий этаж с двумя родными этажами. Насколько она будет удачной, мы увидим, когда с дома будут сняты занавеси, — говорит Павел Егоров.
В качестве положительного примера он привел реставрацию в прошлом году дома Паршина (улица Свердлова 71), восточного и западного дома усадьбы братьев Соловьевых (улица Свердлова 88 и 86), являющихся памятниками архитектуры регионального значения. Работы выполняло ООО «Артель» по заказу МУП «ИСК». По его словам, здания отреставрированы просто идеально. Сохранена деревянная резьба, кирпичная кладка. Интерьеры очищены от перегородок, чужеродных наслоений, домам возвращен исторический облик. Ранее квалификация реставраторов всегда вызывала вопросы, отметил Егоров.
Еще один объект федерального значения — комплекс Воскресенского медеплавильного завода в селе Воскресенском Мелеузовского района — сегодня заброшен. Он является старейшим на Урале металлургическим заводом. Начал работать в 1745 году, просуществовал до 1913 года. Включает в себя 12 объектов: сам завод, церковь, вспомогательные корпусы, аптеку, картинную галерею, мост.
— Сейчас этот комплекс оставляет желать лучшего, но, если его отреставрировать, он будет жемчужиной Южного Урала, — подчеркивает Павел Егоров.
Церковь села Нагайбаково в Бакалинском районе вообще была снесена в 90-е годы, сегодня от нее остался только фундамент. При желании ее можно восстановить, отмечает эксперт.
Остальные объекты находятся в удовлетворительном состоянии.
Павел Егоров считает, что архитектурных объектов федерального значения в республике слишком мало. По его мнению, власти должны смелее переводить ОКН из регионального статуса в федеральный.
— Многие здания и храмы, исторические места явно тянут на федеральный статус. Таких в Уфе 30-40 штук. Процедура достаточно сложная, для этого нужны квалифицированные кадры, — сообщил он.