Накануне, 25 марта, в уфимском Конгресс-холле состоялся первый круглый стол в рамках выездного заседания Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Одно рукопожатие до Путина
- К вам приехали представители Совета при президенте России. Это значит, что вы можете передать свои проблемы практически напрямую главе государства, потому что до него осталось одно рукопожатие, - так начал разговор с общественниками советник президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов.
Вместо запланированных двух часов мероприятие продолжалось втрое больше. К сожалению, это вовсе не значит, что собравшиеся смогли изложить приехавшим из Москвы членам СПЧ максимум своих проблем. Едва ли не половину времени заняли взаимные перебранки между осмелевшими от присутствия московской делегации местными правозащитниками и ставшими сразу терпимыми (по той же самой причине) представителями официальных общественных структур. Порой выяснение отношений принимало столь острые формы, что только мудрость московских гостей не позволила им перейти в рукопашную.
Примечательно, что за круглый стол усадили представителей общественных организаций, которые подготовили доклады, но выступить в этот вечер суждено было не всем. Это стало очевидно еще до начала встречи, когда в зале появились настроенные самым боевым образом известные башкирские правозащитницы Альмира Жукова, Рамиля Саитова и Лилия Чанышева. Именно их звонкие голоса сформировали звуковой фон вечера.
Одним из немногих, кому удалось зачитать свой доклад, стал уполномоченный по правам человека в РБ Рим Каюмов, который, несмотря на гневные реплики с места Альмиры Жуковой, сумел доложить, что в его аппарат с вопросами ежегодно обращаются свыше пяти тысяч человек. При этом наиболее распространенными являются обращения, связанные с трудовыми отношениями, с защитой прав инвалидов, пенсионным обеспечением и правоохранительной деятельностью.
Но самым болезненным, судя по числу обращений, для жителей Башкирии был и остается жилищный вопрос. При этом Рим Каюмов резко осудил опыт Казани, где начали предлагать жильцам аварийных домов приобретать квартиры в ипотеку. Члены СПЧ согласились, что это неприемлемо, ведь в аварийном жилье зачастую обитают малоимущие семьи. Реальных способов решить подобную проблему в Башкирии Рим Каюмов предложить не смог.
Членов СПЧ насторожила статистика, показавшая существенный рост смертности населения на дому в последнее время. Впрочем, Михаил Федотов сам нашел объяснение этому явлению.
- Если учесть, что в последние годы проводилась оптимизация медицины, то нет ничего удивительного, что люди умирают дома, а не в стационарах, где им окажут помощь и поскорее отправляют домой, или же они совсем не могут попасть к врачам, - поделился он своей догадкой, которая вовсе не показалась неправдоподобной, если вспомнить недавний случай гибели на остановке женщины, которую после операции выписали из больницы.
Однако гостей заверили, что эта проблема в Башкирии постепенно решается, по крайней мере число фельдшерско-акушерских пунктов на периферии начало увеличиваться.
Удивило членов московской делегации и сообщение Рима Каюмова о необходимости развивать сеть хосписов, они увидели в этом акцент на оказание стационарной помощи больным при том, что по России, по их словам, напротив, активно развивается именно выездная медицинская помощь. В ответ омбудсмен заверил, что он имел в виду оказание помощи смертельно больным людям, а не всем пациентам.
«Страшно жить в такой стране!»
Но больше всего членов СПЧ потрясла приведенная Римом Каюмовым судебная статистика, из которой следовало, что в прошлом году Верховным судом РБ был вынесен только один оправдательный вердикт, районными, городскими и межрайонными судами вынесено 20 оправдательных приговоров и еще 25 аналогичных решений вынесли мировые суды.
- Страшно в такой стране жить! Ведь даже при Сталине было больше оправдательных приговоров! В Дагестане сегодня 4% приговоров носят оправдательный характер, - вступил в разговор адвокат Валерий Аббасов.
Он заявил, что знаком с большим количеством порядочных судей, которые не выдерживают таких условий работы, когда их ставят перед выбором: выносить обвинительные приговоры людям, вина которых не доказана.
- 50% осужденных сегодня отбывают наказание незаконно, - заявил Валерий Аббасов. – Это не значит, что они невиновны, это значит, что их вина не доказана, что доказательства собраны с нарушениями.
Он предложил вернуть прокуратуре право вмешиваться в следственный процесс на любом этапе, а не только заверять готовое обвинительное заключение.
Реплики уважаемого адвоката стали едва ли не единственным стихийным выступлением, к которому «официальные» общественники, состоящие на госслужбе, отнеслись благосклонно. Попытки остальных правозащитников прервать стройный ход докладов вызывали резкую реакцию у «государевых людей», не раз пытавшихся повлиять на ситуацию и запретить «фронтменам и провокаторам» прерывать заседание.
- Такое поведение людей означают, что у вас нет с ними диалога, - резонно заметил Михаил Федотов. – Недовольных нельзя называть провокаторами.
Кстати, москвичи также проявили себя как мастера неудобных вопросов. Так, Рима Каюмова они попросили пояснить, почему подавляющее большинство из 69 его помощников составляют чиновники, а не те же возмущенные правозащитники. Омбудсмен заметно смутился и пояснил, что неоднократно встречался со всеми правозащитниками и старается работать в правовом поле. Тем не менее он пообещал учесть пожелания членов СПЧ.
И тут свежую струю в обсуждение внесла руководитель регионального штаба Навального в Башкирии Лилия Чанышева, которая в деталях рассказала о том, как в Башкирии обстоит дело с согласованием митингов. К ней присоединились с новыми силами передохнувшие Альмира Жукова и Рамиля Саитова. Медиакорсеть уже подробно рассказывала об этом эпизоде заседания.
Напомним, правозащитницы поведали, как власти стабильно сообщают подателям уведомлений о митингах на общественно-политические темы о том, что другие организации уже успели сделать это раньше них.
Членов Совета при президенте РФ по правам человека неприятно поразила эта информация, особенно тот факт, что при новом руководителе республики в этом вопросе ничего не изменилось.
- Здесь явное нарушение закона. При организации митингов в специально отведенных местах - гайд-парках - никаких уведомлений подавать не нужно, а также согласовывать их проведение с властями. Но мы постоянно сталкиваемся с такой практикой в регионах и даже в Москве, - отметили столичные гости.
Члены президентского Совета предложили общественникам подать обстоятельное обращение по этому поводу, которое будет тщательно рассмотрено.
При этом изрядно повеселил собравшихся комментарий главы Федерации профсоюзов РБ Марата Хусаинова о митингах. Он сообщил, что никаких препятствий в проведении митингов не чувствует и привел в качестве примера прошедший в Уфе прошлым летом митинг против пенсионной реформы, участники которого пели хором патриотические песни. Слушая его, москвичи продолжали все также мудро улыбаться своим мыслям.
«Чтобы не просыпаться под звуки взрывов»
Самый напряженный эпизод вчерашнего круглого стола был связан с национальным вопросом, который поднял представитель чеченской диаспоры Ахмет-Зумрад Басханов. Он вспомнил сентябрьский конфликт в баймакском селе Темясово, где произошли столкновения между молодыми чеченцами и башкирами.
- Я обнаружил наших ребят испуганными в лесу. Они были босые и голодные, - описал состояние земляков выступавший и заявил, что со стороны башкир в Баймакском районе усматриваются явные экономические и политические амбиции, а также откровенные попытки геноцида чеченцев.
Версия, изложенная чеченским правозащитником, до глубины души возмутила башкирских общественников, заявивших, что все было абсолютно не так. Завязавшийся спор с большим трудом смогли прекратить московские гости, явно шокированные подобными страстями.
Тем не менее чеченец успел выкрикнуть напоследок, что организация «Башкорт» является экстремистской, а Рамиля Саитова пообещала, что он ответит за свои слова.
Едва замолчал Ахмет-Зумрад Басханов, слово дали Рамиле Саитовой, которая продолжила национальную тему и заявила, что башкиры практически не представлены в органах власти республики.
- Позвольте, я знаком с новым руководителем вашей республики, и я его знаю как башкира, - искренне изумился такой постановке вопроса Михаил Федотов.
- Но на праздновании столетия Башкирии он в своем выступлении не произнес ни слова по-башкирски – наверное, стесняется, - предположила Рамиля Саитова, а затем рассказала, что башкиры чувствуют себя ущемленными из-за отсутствия в новых паспортах графы «национальность».
Однако эта информация поддержки у членов СПЧ не нашла.
- Это сделано в соответствии с Конституцией страны. Не должно быть как скрытых запретов называния национальности, так и понуждения делать это. У этого вопроса есть очень простое решение: нашу страну населяет единый многонациональный народ,- заявил член СПЧ Кирилл Кабанов. – С этой темой нужно обращаться крайне аккуратно. Несколько лет назад ее начал использовать в политических целях сын прежнего руководителя республики, и отголоски той ситуации ощущаются до сих пор.
- Эта тема – как сухая трава в определенных регионах. Призываем обращаться с ней крайне сдержанно, чтобы не просыпаться под звук снарядов. Я была в Донецке и знаю, что это такое, поверьте, - отметила журналистка и член СПЧ Екатерина Винокурова.
Помимо этих тем, предметами для обсуждения стали выборы, защита прав молодых парней, осужденных по делу запрещенной исламской организации «Хизб-ут-Тахрир», и других заключенных, а также инвалидов, предпринимателей, малообеспеченных семей и т. д.
Темы экологической ситуации в Сибае на сей раз члены СПЧ решил плотно не касаться, поскольку туда уехала еще одна группа их коллег, которая намерена досконально изучить ситуацию.
Вместо выводов
К сожалению, на вчерашнем круглом столе слишком много сил и эмоций местных общественников ушло на взаимные претензии, не меньше здоровья потратили члены СПЧ на то, чтобы их утихомирить. Конструктивного диалога абсолютно по всем наболевшим проблемам выстроить не удалось. Как справедливо отметил кто-то из московской делегации, 90% времени ушло на взаимные упреки.
- У нас нет площадки для такого диалога, нас не слышат, - попробовала объяснить суть происшедшего Альмира Жукова, и москвичи восприняли ее слова с пониманием.
Однако, справедливости ради, нужно отметить, что отважные местные правозащитники при обсуждении ряда вопросов проявили себя как дилетанты и вынуждены были умолкнуть, когда «официальные» общественники указали им на это.
- Вы задавались вопросом, почему вас не зовут в помощники и эксперты? Вряд ли причина кроется только в том, что вы далеко от «цивилизованной» столицы. Я сама из Перми и могу говорить на эту тему вполне авторитетно. Поверьте мне – вас позовут, как только вы будете компетентны, - обратилась к правозащитникам член СПЧ Светлана Маковецкая.
Один из присутствовавших в зале высказал отличающееся от общего оптимистичного настроя мнение по поводу увиденного и услышанного.
- Не покидает ощущение, что главное назначение этого десанта московских правозащитников - дать людям в регионах возможность выпустить пар и снять напряженность. Будет ли от их визита реальная помощь людям – наверное, станет понятно в ближайшее время, по мере того, как они смогут повлиять на ситуацию на местах, - сказал анонимный собеседник. - Одно можно сказать точно - такого общения в Уфе еще не было.
…Так или иначе, но в финале круглого стола Михаил Федотов напомнил, что члены СПЧ пробудут в Башкирии четыре дня, у них запланировано много встреч и визитов. В частности, сегодня, 26 марта, в 18.00 в Конгресс-холле пройдет прием граждан. А в финале визита будет большое обсуждение итогов поездки вместе с руководством республики.
Медиакорсеть следит за развитием событий.