Психологический и физический фактор
Физика на стороне Екатеринбурга. Они быстро справились с "Трактором" и все остальное время могли залечивать микро-травмы, подтягивать кондиции и изучать оппонента. Довод о возможной потере тонуса и расслабленности мне неясен. По такой логике и лидеры "юлаевцев", которые не полетели на Дальний Восток, должны были потерять форму - этого и в помине не было. Расслабленность? От команды, которая едва вкусила успех победы в конференции и впервые прошла первый круг? Не верю. Помимо главного тренера, у "Автомобилиста" есть еще и генеральный менеджер Олег Гросс. Гросс много общается с хоккеистами и очень уважаем среди игроков даже других клубов. Он не позволит "автозаводцам" сойти с ума.
У уфимцев было четыре матча с овертаймами в шестиматчевой серии. Все же "зеленые" выглядели достаточно легкими даже в конце противостояния. Физики подшефным Николая Цулыгина должно хватить хотя бы на гостевые игры. Дальше этот запас начнет иссякать. Выносливость сыграет огромную роль в первых периодах. Как и ранее, "юлаевцы" должны будут сделать акцент на старт. "Автомобилист", однако, способен держать темп. Сейчас "автозаводцы" проводят интенсивные занятия как раз, чтобы не "заплыть": скоростное ведение шайбы, двусторонние матчи.
Кубковый опыт
Это одна из надежд болельщиков "Салавата Юлаева" на успех в противоборстве с "автозаводцами". Аргумент весомый, пусть и не железный - по такой логике не было бы поражения от "Трактора" в прошлогоднем четвертьфинале, "Сибирь" бы не дошла до финала Востока-2015, а "Вегас" ни за что бы не играл в финале последнего Кубка Стэнли. Тем не менее, игроки и тренеры "Автомобилиста" действительно не очень частые участники матчей за Кубок Гагарина, когда хоккей становится быстрее и агрессивнее, когда игроки проявляют максимум самоотверженности, а кровь кипит от эмоций.
Все-таки их нельзя считать юнцами, не нюхавшими пороху. Простая арифметика показывает, что опыт игры в плей-офф у "юлаевцев" действительно больше, хотя если брать КХЛ+НХЛ, перевес не очень большой. Зато среди уфимцев больше чемпионов. Григорий Панин носит нашивку капитана благодаря качествам лидера. Он провел в плей-офф российских чемпионатов 143 игры и выиграл два Кубка Гагарина с "Ак Барсом" в 2009 и 2010 годах. В стрессовой ситуации он сможет вспомнить времена десятилетней давности - у екатеринбуржцев такой же фигуры нет. Кирилл Кольцов и вовсе травмирован, пусть и тренируется. В итоге остается один Франсис Паре.
"Автомобилист" опаснее всех в большинстве
Большинство - ключевой фактор в этой серии. В том смысле, что оно реально может открыть Екатеринбургу ключи в финал конференции. "Автомобилист" сейчас абсолютно лучший клуб КХЛ по использованию численного перевеса: первое место в "регулярке" (56/195, 28,72% при девятом с конца месте по числу попыток) и лидерство в плей-офф (6/13, 46,15%). Один из секретов Екатеринбурга - нестандартная манера розыгрыша. Большинство команд в современном хоккее пользуются формацией 1-3-1. Этот же вариант (с возможностью перейти в 1-2-1-1, если Линус Умарк или Теему Хартикайнен заберут шайбу за ворота) использует "Салават Юлаев". При такой схеме нападающие, оказавшиеся по краям, имеют широкий выбор направления передач - назад к синей, поперек к другому партнеру (если оппонент слишком прижимается к своим воротам) и вперед за ворота соперника.
Первая спецбригада "Автомобилиста" предпочитает 2-1-2, так называемый "конверт". Диспетчерами выступают не только игроки на синей линии, но и расположившийся в центре - против него и надо играть "юлаевцам" особенно жестко. Основная угроза воротам при этом часто исходит из правого круга вбрасывания, откуда нередко леворукие игроки забрасывают в касание - речь, конечно, в первую очередь о Найджеле Доусе и его филигранном броске. Уфимцы обязаны знать все об этом нападающем, если хотят выиграть.
"Автомобилист" не только располагается в принципе в неудобной и незнакомой для многих спецбригад манере, но и много двигается, что позволяет "раскачать" обороняющихся, поймать на противоходе. В Екатеринбурге, должно быть, давно готовились к этому. Говорят, что большинство тренерский штаб придумывал совместно с игроками, что дало огромную вовлеченность и интерес хоккеистов. Учитывая, что свое собственное большинство у "Салавата" то работает, то не работает - в этом компоненте победитель Востока выглядит предпочтительнее.
Сказанное - прекрасный вызов для башкирского меньшинства. Если "зеленые" будут действовать в своей зоне агрессивно, быстро и самоотверженно, если поставят клюшки на лед и будут перехватывать шайбу и при этом окажутся быстры в подборе - удастся усложнить Екатеринбургу жизнь. Стоит отметить, что уфимцы в регулярном чемпионате забросили 7 шайб в меньшинстве (больше лишь у "Сочи" с 11 голами), три из них на счету Максима Майорова. "Автомобилист", имея на одного или двух игроков больше, не пропускал - возможно, динамичные и взрывные спринты из своей части площадки позволят "юлаевцам" испортить Екатеринбургу статистику.
Закрыли Мозякина, теперь закрывать Доуса
34-летний Найджел Доус словно не стареет, 8 лет подряд выбивая не менее 40 очков за "регулярку". Только в большинстве он забросил 16 шайб в минувшем регулярном сезоне (первое место), ему никогда не удавалось столько. Это не феномен одного года. Найджел в принципе второй игрок в истории КХЛ по шайбам в большинстве (89 против 118 у Мозякина, сыгравшего на 153 матча больше). Для "обычного" нападающего просто 16 шайб уже круто, что говорить о целых 28 за сезон.
К Доусу также не применимо обвинение в "некубковости" - 42 матча Кубка Гагарина, 38 (23+15) очков. С учетом того, что "Барыс" всегда играл против команд выше классом (и даже без учета этого) - это топовый показатель. Доус - выдающийся снайпер и капитан. Он прекрасно бросает в касание, он очень меткий, у него очень маневренное катание, наконец, он вовсе не чурается силовой борьбы. Даже при росте в 173 см (за всю историю КХЛ было всего семь игроков ниже ростом!) канадец есть канадец.
Топ-звено "Автомобилиста" сильно не только результативностью. "Трактор" пять раз за четыре игры фолил именно против них. Только против ведущей тройки Астаны правила соперники нарушали чаще, чем раз за матч (11 в 7 играх), при этом первое звено "Барыса" варьировалось, а у "Автомобилиста" продолжали играть те же - Найджел Доус, Стефан Да Коста, Анатолий Голышев. Опекать их особенно трудно. Учитывая, что против лидеров соперника у Уфы обычно выходит тройка Александра Кадейкина, потерять кого-то из них - двойная головная боль. Звену Кадейкина предстоит не просто заблокировать Найджела Доуса, Стефана Да Косту и Анатолия Голышева, но и сделать это без потерь. Состав у "автозаводцев" более глубокий, чем у "Магнитки" - результативно и второе звено, а выходить через смену невозможно.
Дуэль сильнейших вратарей Востока
"Салават" и "Автомобилист" соответственно стали первой (95,77%) и четвертой (94,55%) командой первого раунда по проценту отраженных бросков (вторая строчка за "Динамо" с 95,3% сэйвов, третья за ЦСКА с 94,74% - примечательно, что и эти команды сыграют в одной паре). У Юхи Метсолы (93,47%ОБ в "регулярке" и 95,77% в плей-офф) и Якуба Коваржа (93,9%; 94,55%) достаточно общего: легионеры, 30 лет каждому, впервые во втором раунде, ранее играли и нарабатывали имя в скромных командах ("автозаводцы" до 2017 года были максимум "середняками"). Самое весомое: их ворота тяжело поразить просто броском. Читатель должен более или менее знать, что при всей своей реакции и внимательности Метсола может не справиться с мощным броском верхом в верхний угол, также он слабее в ближнем бою при добивании. На приведенной карте видно, что 4 из 9 шайб "Металлург" забросил с ближней дистанции. "Зеленые" обязаны превратить ближайшее пространство вокруг вратарской зоны в ад для "Автомобилиста", иначе придется вынимать каждые 15 минут.
В играх против ведущих клубов Якуб Коварж тоже много пропускал с пятака, однако, лишь в 7 из 20 случаев это было добивание. Коваржа стараются поймать на противоходе, стараются не дать ему время среагировать. Нападающие сильнейших команд КХЛ делают акцент на завершающий бросок в касание с ближней дистанции. Именно туда и надо стремиться нападающим "Салавата Юлаева", если им нужен гол с высокой вероятностью. Не стоит, кстати, скептически оценивать 18 голов с прямых бросков - нередко Коваржу был закрыт обзор, так что, это тоже способ. Словом, все на бумаге формулируется очень просто - главное, воспользоваться основной теоремой хоккейных голов: если вратарь не видит момент броска, скорее всего, он не отразит эту шайбу.
У Коваржа левый хват: ловушка в левой руке, клюшка в правой. Очевидно, что именно ловить правой рукой он не может - логично ожидать в эту область больше бросков верхом. В этой связи особенно актуальны будут выигранные вбрасывания в правом относительно вратаря круге - хороший шанс выиграть вбрасывание назад под ван-таймер. Стандарт с броском в касание - то, чего я жду в исполнении от Йоонаса Кемппайнена и подключающихся игроков. Мы помним, что так успешно забрасывал Захар Арзамасцев.
Я все же считаю Метсолу надежнее Коваржа. Юха играет в более тяжелых условиях и с постоянной вероятностью какого-нибудь сомнительного фокуса от собственных полевых. Финский вратарь - фундамент современного "Салавата Юлаева". Будь на его месте какой-нибудь Дэнни Тейлор или Барри Браст, уфимцам было бы куда сложнее попасть в плей-офф, соперник бы почти в каждом месте забрасывал на гол больше. Думаю, на это Екатеринбург ответит в первую очередь анализом: Андрей Мартемьянов и некоторые другие тренеры уральского клуба два года работали с Метсолой в "Амуре".
Местные тренеры у обеих команд
Николай Цулыгин и Андрей Мартемьянов - редкие тренеры, работающие с командой своего родного города. Путь, однако, у них был совсем разный. Николай Цулыгин свой, не задающий "лишних" (по мнению руководства "Салавата Юлаева") вопросов, немного поработал с игроками в прошлом сезоне, знает английский язык, местный, лояльный клубным боссам. В Уфе мечтают сделать из него специалиста - это же будет достижение руководства, шанс выпросить поощрение у властей региона. Откровенно говоря, эксперимент не получается. Хоккей у "юлаевцев" очень простой и предсказуемый, много брака, слишком велика зависимость победы от первой атакующей тройки. Целыми неделями команда, бывало, мучалась, а не играла. Бэкграунда у Цулыгина почти нет - проваленный сезон "Толпара", никаких успехов на юниорском уровне. В сентябре и в первом раунде удавалось собраться на несколько недель, хотя не исключено, что тренерской руки в этом не так много: тактические шаги были достаточно явными.
Любители хоккея приметили Андрея Мартемьянова еще до того, как он неожиданно вывел скромный хабаровский "Амур" в плей-офф впервые за пять лет и поставил с коллегами команде четвертое большинство в КХЛ. Тогда, в сезоне 17/18, "Амур" был поразителен: казалось нонсенсом, что команда, в которой нет никого по уровню близкому к топовым форвардам, так элегантно и качественно разыгрывает лишнего. Тем не менее, предпосылки к этому были еще в сезоне 16/17: тогда Мартемьянов был срочно назначен главным под конец сезона и умудрился выиграть 11 из 17 матчей, знатно попив крови у фаворитов. Этот специалист стал однозначно лучшим тренером сезона 17/18 и получил приглашение в родной Екатеринбург, где для него собрали отличную банду. Пока что ставка себя оправдывает: "автозаводцы" выиграли Восток в регулярном сезоне (а несколько недель и вовсе шли первыми в лиге), попутно выиграв подряд 18 матчей (вторая победная серия в истории КХЛ). В первом раунде они почти не вспотели в четырех матчах с "Трактором".
Будучи игроком, Мартемьянов играл защитника и выиграл МЧМ-83, был в резерве сборных СССР и России. Более половины своей карьеры он провел за родной клуб. В сезоне 10/11 в качестве ассистента тренера выиграл Братину ВХЛ (тогда главный трофей второй лиги назывался именно так, молодое поколение болельщиков больше привыкло к титулу Кубок Петрова). Больше у него крупных успехов нет. В том числе поэтому я призываю не переоценивать этого специалиста, текущие результаты "Автомобилиста" - плод слаженных действий как тренеров, так и игроков. Которые были собраны опытным генеральным менеджером. Второй раунд Кубка Гагарина пока что самая сложная ситуация, в которой оказывался Мартемьянов - кто знает, быть может, сейчас карета превратится в тыкву. Мы видели, как нервничали и теряли контроль Игорь Захаркин, Майк Кинэн и другие тренеры. Оба тренера, и Цулыгин, и Мартемьянов, должны составить гибкий и надежный план - наверняка, по ходу противостояния будут ситуации, которые они не учитывали и придется срочно находить решение.
На кого еще обратить внимание у "Автомобилиста"
Алексей Василевский - первый, кого стоит назвать. Он уфимец, он ведущий защитник уральской команды. В прошлом сезоне вызывался во вторую сборную России, теперь уже в основную - сыграл на всех этапах Евротура, у него есть шанс попасть на чемпионат мира. Василевский за "регулярку" провел 103 силовых приема (первый в команде, 10-ый в КХЛ) и заблокировал 74 броска соперника (третий в команде, 10-ый в КХЛ) и набрал 12 (6+6) очков в 51 матче при полезности +7. Весьма неплохо. Если вы любите уфимский хоккей, то, наверное, наслаждаетесь тем фактом, что Андрей Василевский - топ-вратарь НХЛ, а Алексей - топ-защитник КХЛ. В плей-офф у Алексея 4 матча с 9 хитами и 7 блокшотами. Василевский играет в паре с Никитой Трямкиным (41 матч, 3+8, 94 хита, 59 блокшотов и +12 в "гладком" сезоне, 4 игры, ассист, 6 блокшотов и +1 в плей-офф, рост 200 см, вес 100 кг). Они давно действуют вместе - пожалуй, это самая жесткая и сыгранная пара защитников команды из Екатеринбурга. Вы увидите их в неравенстве, вы увидите от них плотную игру - первая тройка "Салавата" представляет большую угрозу, против них надо играть в тело.
В свое время в Уфе отказались от Василевского. Его и двух других молодых игроков выменяли у "Автомобилиста" на Антона Лазарева, который сейчас с трудом находит клуб и является бледной тенью потенциального игрока сборной, которым когда-то было. Спустя четыре года уфимский клуб сталкивается в плей-офф с результатом менеджерского просчета Леонида Вайсфельда. У него нет обиды или чувства мести. Он спокойно делает свое дело, дорос до сборной и остается ведущим игроком клуба, где его действительно ценят. Пока есть такие как он, пока уфимские игроки хорошего уровня выступают не за "Салават" - прогресса в столице Башкирии можно не ждать. В минувшем регулярном сезоне КХЛ было 12 уфимцев. Хотя бы 40 матчей сыграли пятеро. В числе этих пяти ни одного игрока "Салавата Юлаева" - вот он, истинный показатель работы вертикали клуба и детектор ужасающего многолетнего равнодушия самых разных руководителей к работе с юниорами.
Совокупная статистика серии "Автомобилист" - "Трактор"(4-0)
Автомобилист | Трактор | |
Голы | 13 | 6 |
В большинстве | 6 | 1 |
В меньшинстве | 1 | |
Голы защитников | 2 | |
Броски | 208 | 235 |
В створ | 134 | 110 |
Мимо створа | 74 | 125 |
Доля в створ | 64,42% | 46,81% |
%БВ | 9,70% | 5,45% |
%ОБ | 94,55% | 90,30% |
Блокшоты | 73 | 38 |
Хиты | 67 | 59 |
Вбрасывания | 117 | 110 |
%ВВбр | 51,54% | 48,46% |
Штраф | 71 | 79 |
Большинство | 13 | 12 |
%PP | 46,15% | 8,33% |
Меньшинство | 12 | 13 |
%PK | 91,67% | 53,85% |
Время в атаке | 0:46:32 | 0:52:08 |
Время на гол | 0:03:35 | 0:08:41 |
Время на БВ | 0:00:21 | 0:00:28 |
Уральцы стали лучшей командой первого раунда по игре в большинстве и по доле бросков в створ в общей бросковой доле - это лишний раз говорит о качестве завершения их атак. При этом "Автомобилист" не стремится завалить соперника бросками - среди команд, закончивших первый раунд за четыре матча, меньше бросали в сторону ворот только хоккеисты "Витязя" (151), вылетевшие от ЦСКА 0-4. Вместе с этим же "Автомобилисту" нужна всего 21 секунда в чужой зоне на бросок - меньше лишь у "Йокерита" (20). Они старались давать сопернику минимум шансов в большинстве. Проблема "Автомобилиста" все та же, что в "гладком" сезоне - подключение защитников. Лишь у "автозаводцев" и "Салавата" не забрасывали защитники в первом раунде. Не стоит думать, что "Автомобилист" рвет и мечет в чужой зоне - напротив, в каждом матче "Трактор" проводил в атаке больше времени, чем будущий победитель серии. Просто надо ценить имеющиеся моменты. 73 заблокированных броска за четыре игры - тоже весьма немало. У уфимцев 81 за шесть матчей. Мало было силовых - возможно, просто не было нужды, хит должен чему-то служить, желательно - отбору.
Совокупная статистика серии "Металлург" - "Салават Юлаев" (2-4)
Металлург | СЮ | |
Голы | 9 | 16 |
В большинстве | 3 | 3 |
В меньшинстве | ||
Голы защитников | 1 | 0 |
Броски | 383 | 327 |
В створ | 213 | 182 |
Мимо створа | 170 | 145 |
Доля в створ | 55,61% | 55,66% |
%БВ | 4,23% | 8,79% |
%ОБ | 91,21% | 95,77% |
Блокшоты | 63 | 81 |
Хиты | 126 | 130 |
Вбрасывания | 185 | 184 |
%ВВбр | 50,14% | 49,86% |
Штраф | 80 | 49 |
Большинство | 19 | 23 |
%PP | 15,79% | 13,04% |
Меньшинство | 23 | 19 |
%PK | 86,96% | 84,21% |
Время в атаке | 1:29:07 | 1:24:11 |
Время на гол | 0:09:54 | 0:05:16 |
Время на БВ | 0:00:25 | 0:00:28 |
Эта пара стала самой силовой на Востоке, в то время как в рамках противостояния Челябинска и Екатеринбурга было меньше всего хитов. Кроме того, 48,14% времени эти игры были или в зоне "Магнитки", или в зоне "Салавата", хотя хоккей тяжело было назвать открытым. Пусть и буквально на одно единоборство, однако, "зеленые" опять уступили на точке вбрасывания.
Что сделать и исправить "Салавату" для повышения шансов на победу
Улучшить прохождение средней зоны
По ходу серии с "Магниткой" уфимцы отказались от входа в зону атаки, перейдя на вброс. Это было вынужденной мерой: "Металлург" уплотнил среднюю зону, стало сложнее преодолевать центр площадки. Это серьезно ударило по качеству начала атак. С учетом вбрасываний в чужой зоне за последние две игры уфимцы использовали лишь 51,36% шансов провести атаку - было настолько много брака при входе и проигранных единоборств. У "Металлурга" было 61,98% успешных стартов.
Решать исход игры не только первым звеном
Умарк, Кемппайнен и Хартикайнен в первом раунде: 10 шайб (из 16 командных), 2 победных гола (очевидно, половина), 66 бросков в створ (36,27% от общей доли). Дальше - больше. Примерно 47,73% времени команды в атаке - это они. Настолько велик их вклад в атаку команду. Это обоюдоострый меч - если сломать этот механизм, у уфимцев будут проблемы. Выше было сказано о Максиме Майорове (шесть игр, гол, он же - победный) - это редкий универсальный нападающий. Почему-то ему предоставляют немного игрового времени (12:50 - третий с конца айстайм в команде) и делают акцент на оборонительные навыки, очевидно, он не так много играет в атаке. Тем не менее, своими крохотными шансами он пользуется. Очевидно, "Автомобилист" постарается максимально затруднить жизнь топ-звену - значит, пусть решают другие. Есть Владимир Ткачев (1+3, победный гол), Дмитрий Кугрышев (1+3). Однозначно большей результативности стоит требовать от Александра Бурмистрова (0+2) и Филипа Ларсена (без очков).
Продавливать пятак, сторожить незакрытую штангу с целью замкнуть
Больше бросать и набрасывать в большинстве
Улучшить вбрасывания, в первую очередь - в защите, нельзя давать "Автомобилисту" разыгрывать стандарт
Бить разыгрывающего центра в меньшинстве, максимум перехватов, выбросов, блокшотов
Блокировать больше бросков вообще, особенно, при нахождении на льду Доуса
Продолжать плотную игру в своей зоне, оттеснять соперника к бортам и углам, не давать приближаться к Метсоле
Не затягивать с голами до третьего периода - "Автомобилист" не проиграл ни одной третьей двадцатиминутки с "Трактором" и стал третьим в "регулярке"
Постараться накладывать 3-4 звенья против 1-2 звеньев уральцев, играть при этом аккуратно
Постараться не удаляться, пока не будет выбора, исключить фолы в атаке и нарушение численного состава
Не пробрасываться так часто, особенно, в конце матча
Исторические тренды
Победа 4-0 в первом раунде вовсе не повышает шанса на победу во втором - 10 из 19 случаев. Тем не менее, 7 этих побед случались в пяти матчах - фаворит нередко поддерживал свой статус.
В случае победы в шести встречах ситуация неожиданная - оказывается, такие команды чаще проигрывают, лишь 4 победы в 13 случаях. Вызвано это тем, что нередко команды низшего посева выигрывают именно с таким счетом. На большее их хватает редко.
Ожидания и перспективы
Все перечисленное выше - очень тяжелая задача. Выполнимая, спору нет, главная сложность - в ее объеме. По пунктам все звучит достаточно понятно, просто и осуществимо. Осталось совсем немного - сделать все это сразу, не допускать ошибок, уходить от давления соперника, по минимуму удаляться, сохранять концентрацию... Да уж, задача действительно суровая. В конечном счете все сводится к главному навыку в плей-офф: умению постоянно саморазвиваться и прыгать выше головы. Уфимцам удалось победить "Металлург" - с огромным трудом, с овертаймами, с неожиданно хилыми игроками соперника, но все-таки удалось. Если бы не получилось - был бы совсем провал.
Я считаю, что с "Магниткой" "юлаевцы" сыграли почти на пике возможностей - остается запас в виде результативности других звеньев и обновление розыгрыша большинства. "Автомобилист", полагаю, куда более подготовлен как тактически, так и физически, это действительно сложнее. С учетом всего сказанного, команда из Екатеринбурга объективно выглядит фаворитом. "Зеленые", несомненно, выложатся, однако, я не думаю, что даже выполнения всех условий хватит - уж больно впечатляет потенциал команды Андрея Мартемьянова. И два результативных звена, и большинство, и топ-вратарь, и жесткие защитники.
По итогам всех рассуждений считаю 4-2 самым объективным результатом. Меня не удивит ни 4-1 (не раз и не два мы наблюдали, как разваливались "юлаевцы" после успехов), ни 4-3 (качество состава все-таки тоже на уровне, характер и кубковый опыт могут творить чудеса). Самый большой шанс успеха уфимцев - в победе в семи матчах.
Расписание первых игр с известными трансляциями (уфимское время)
14 марта "Автомобилист" - "Салават Юлаев" 19:00 КХЛ ТВ HD
16 марта "Автомобилист" - "Салават Юлаев" 17:00 КХЛ ТВ
18 марта "Салават Юлаев" - "Автомобилист" 19:00 КХЛ ТВ HD
20 марта "Салават Юлаев" - "Автомобилист" 19:00