Транспортная реформа в Башкирии: Как создать удобную и эффективную систему

27 февраля 2019, 17:19
Интервью с руководителем транспортного оператора «Удобный маршрут» Рустемом Валиевым.

В вопросе наведения порядка в системе общественного транспорта республики основополагающую роль играет развитие инфраструктуры: наличие комфортабельного транспорта и остановок, выстроенный и четкий график движения общественных перевозок, удобная и прозрачная система оплаты. Зарубежный и отечественный успешный опыт функционирования подобных систем свидетельствует о том, что необходима сквозная логистика маршрутов всех видов общественного транспорта, легальные и контролируемые перевозчики, «белая», актуальная и оперативная оплата проезда, линейка льготных тарифов на проезд.

26 февраля вопрос развития инфраструктуры общественного транспорта в части безналичной оплаты проезда обсуждался на пресс-завтраке «Ъ-Уфа». Ряд экспертов в один голос заявили о том, что недавние инициативы от Госкомтранса РБ вызывают прежде всего вопросы о целесообразности предлагаемых ведомством нововведений. Это касается и презентованной в рамках «транспортного часа» турникетной системы в автобусах, и желания поменять успешно действующую в Башкирии автоматизированную систему оплаты проезда «Удобный маршрут» на какую-то другую. Редакция Медиакорсети обратилась за разъяснениями ситуации к эксперту транспортной отрасли республики, руководителю транспортного оператора «Удобный маршрут» Рустему Валиеву.

Рустем Тимурович, ваша компания является транспортным оператором, который более трёх лет назад внедрил на территории Башкортостана автоматизированную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Что это дало и кому?

- Действительно, в 2015 году мы начали внедрение автоматизированной системы оплаты проезда у государственных перевозчиков. Начали с электротранспорта, и это был инвестиционный проект. Установили современное оборудование, которое позволило, во-первых, повысить выручку перевозчиков, во-вторых, ощутимо изменить соотношение между банковскими, транспортными картами и наличными деньгами.

Это, в свою очередь, так же повлияло на финансовые потоки предприятий: стало видно, сколько денег есть, куда они идут и как распределяются. В 2016 году мы запустили первый в России проект с VISA по приёму банковских пластиковых карт на общественном транспорте. Дальше подтянулись MasterCard и МИР. Теперь такая форма оплаты – норма.

Всего на данный момент в Башкирии нашей системой оснащено порядка 1650 транспортных средств. Что касается преимуществ, то автоматизированная система оплаты проезда перевозчику дает в первую очередь скорость – кондуктору не нужно долго отсчитывать мелочь и ходить с большой сумкой. Нужно просто приложить карту, в течение 2-3 секунд отдать билет и пойти дальше.

Что система даёт транспортным компаниям упорядоченные финансовые потоки и оперативность - понятно. А в чём выгода пассажира?

– Пассажиру это даёт удобство. Если до нас у предприятий электротранспорта Уфы были собственные точки пополнения транспортных карт, их, кстати, было не так много, и предприятия несли расходы по их содержанию, то мы предложили им в партнёры «Сбербанк» и «Уфапечать». Таким образом, суммарное количество точек увеличилось кратно – сейчас их, по-моему, больше 150-ти. В этом смысле удобство пассажиров очевидно.

Кроме прочего, безналичный расчёт выводит финансы из тени?

– В принципе, да. Чем меньше у кондуктора денег, тем меньше у него соблазнов.

Программное обеспечение системы, с которой вы работаете, называется «Удобный маршрут». Почему вы стали оператором именно этой системы?

– «Удобный маршрут» сегодня и три года назад – это безусловный лидер рынка не только российского, но и стран СНГ. В Казахстане, например, очень много внедрений. В России ее эксплуатируют более сорока регионов страны. Из ближайших к нам – Екатеринбург и Нижний Новгород, это очень успешные проекты.

Скажите, а вот то, что недавно презентовали врио главы республики Радию Хабирову, как некую транспортную систему с «умными» остановками и турникетами в автобусах – это ваша система или какая-то другая?

– К сожалению, Государственный комитет по транспорту РБ не приглашает ни нас, ни других экспертов отрасли к обсуждению. Хотя наши компетенции в этом вопросе на уровне республики совершенно точно очень высоки. И на уровне России тоже. Нет, это показывали другую систему. Но почему-то Радию Фаритовичу показывали решение с турникетом, что на сегодняшний день является архаикой и прошлым веком.

Почему?

– Потому что есть опыт эксплуатации подобной системы в Москве. И решение с турникетами в конечном итоге в 2018 году было признано абсолютно устаревшим. Потому что турникеты – это очень сложно. Это не про комфортный транспорт и не про комфортную среду.

Турникет подразумевает наличие очереди в автобус на остановке, что само по себе является странным, особенно в нашем климате. В московском климате, вероятно, можно долго стоять на улице. У нас в минус двадцать стоять на остановке лишние минуты не хочется никому. К тому же ещё и в очереди.

Кроме того, турникет располагается рядом с водителем и, чтобы зайти в автобус, нужно приобрести билет. И если сейчас в среднем погрузка занимает от 30 секунд до 1 минуты, то здесь она увеличивается до 3-5-ти минут. За это время автобус сильно охлаждается, потому что дверь постоянно открыта, и помимо этого, существенно снижается скорость движения по маршруту.

То есть сейчас в планах у республики внедрить именно эту систему с турникетами, от которой уже отказались в Москве?

– Опять-таки, к сожалению, госкомтранс не афиширует свои решения. Экспертное сообщество, повторюсь, к обсуждению не привлекается. Но насколько можно понять из того, что было показано, наверное, да – есть решение поставить на автобусы «Башавтотранса» турникеты.

В принципе, мы тоже можем поставить турникеты, это не является какой-то уникальной составляющей. Просто, как я уже говорил, это архаика и само по себе не отвечает нуждам ни перевозчиков, ни пассажиров.

Тем более, поставить их на маленькие автобусы конструктивно практически невозможно, а значит, у частных перевозчиков появится дополнительное преимущество перед автобусами «Башавтотранса», что тоже существенно ударит по нашему флагману.

В настоящий момент внедрение системы бесконтактной оплаты проезда идёт в основном у государственных и муниципальных перевозчиков. Как вы думаете, при каких обстоятельствах, и на каких условиях внедрение подобной системы оплаты станет интересно частным перевозчикам?

– Это возможно при условии комплексного подхода, когда в безусловном выигрыше в первую очередь останется пассажир. Но, к сожалению, такого подхода у нас в пассажирских перевозках не наблюдается.

А что такое комплексный подход в пассажирских перевозках?

– Комплексный подход – это проработка единой системы транспортного обслуживания. Я могу рассказать, как это было в Москве.

Сначала там сделали обязательным приём транспортных карт всеми перевозчиками по единым тарифам. Частными в том числе.

Потом создали систему, при которой перевозчик не бежит за каждым пассажиром, а выполняет транспортную работу – обеспечивает движение транспорта по расписанию, например. То есть прибыль складывается не из тех денег, которые платит пассажир, а из денег, выплаченных за транспортную работу.

Государственные субсидии?

– Совершенно верно. Чтобы вы понимали – во всём мире нет ни одного примера успешной работы общественного транспорта, когда он не субсидируется. Это всегда убыточно.

А как в Москве добились того, что абсолютно весь транспорт использует единые тарифы и единые транспортные карты?

– Законодательно, конечно. То есть сначала была создана транспортная модель. Потом из этой модели появились какие-то расчёты. Затем были внесены поправки в законодательство.

Напомните, пожалуйста, какие виды транспортных карт существуют сейчас в республике. Не считаете ли вы, что вместо них нужна одна?

– В данный момент в республике уже есть единая транспортная карта, которая эмитирована Башкирским регистром социальных карт. Она принимается и в Башавтотрансе, и в МУЭТе, и будет приниматься на речных переправах, когда наступит сезон.

Так что, по сути, единая карта есть. На неё можно нанести различные тарифы и разные виды проездных. Вот здесь уже достаточно большой выбор: и простой рублёвый тариф, и проездные на месяц, и льготные проездные – детские, школьные, студенческие и социальные.

Каков уровень проникновения системы «Удобный маршрут» в республике?

– По нашей статистике в данный момент активных карт порядка 1 млн штук.

А если система сменится? Что произойдёт с этими картами?

– Это очень сложный вопрос и пока, мне кажется, о нём никто старается не думать, исходя из принципа «придёт время – будем решать». Однако действительно, это большой риск и очень большое социальное потрясение, потому что в какой-то момент, при переходе с системы на систему, эти карты могут перестать приниматься. Точнее, они стопроцентно перестанут приниматься. Их нужно будет менять. А одномоментно выдать такое количество карт – задача непосильная. Люди на какой-то период лишатся возможности оплачивать проезд так, как они привыкли.

На чей опыт в системе пассажирских перевозок, вы бы рекомендовали республике обратить внимание?

– Нижний Новгород – передовой проект, который прекрасно развивается. Там в системе и метро, и весь общественный транспорт. Теперь оснащается и подтягивается Нижегородская область. Екатеринбург – тоже успешный проект.

Рустем Тимурович, если республика всё-таки перейдет на другую систему оплаты проезда в общественном транспорте, чего нам всем ждать? С чем столкнутся перевозчики и пассажиры?

– Безусловно, самая большая проблема, повторюсь, это замена транспортных карт, которые сейчас активно используются населением. Их действительно невозможно будет подключить к новой системе, их нужно будет менять.

Далее, если мы говорим о турникетной системе, то это, скорее всего, будет означать снижение конкурентоспособности «Башавтотранса». У больших автобусов сейчас и так меньше плюсов в сравнении с маленькими – зачастую они менее комфортабельные, менее тёплые, менее быстрые. Теперь же, чтобы в них попасть ,нужно будет ещё и в очереди постоять, и преодолеть препятствие в виде турникета.

Частным перевозчикам, наверное, по большому счёту неважно, какая система оплаты проезда существует, если они в неё не включены. Но однозначно внедрение новой системы повлечёт за собой новые расходы и не маленькие, а значит, мы получим увеличение стоимости проезда – перевозчики не будут из своего кармана платить за переоборудование.

На ваш взгляд, в какие сроки и при каких обстоятельствах реально решить поставленную врио главы республики задачу по наведению порядка в системе общественного транспорта?

– Если мы говорим о безналичной оплате, о введении единой транспортной карты, то при использовании нашей базы эта задача может быть решена в 2-3 месяца. Если говорить про переход на новую систему, то здесь абсолютно невозможно понять, что это будет, сколько это будет стоить и какое количество времени понадобится на установку, настройку и обкатку. Но в любом случае процесс может занять не менее года.

#Эксклюзив #Общественный транспорт #Новости Башкирии #Новости Уфы #Транспорт
Подпишитесь