Posted 30 ноября 2018, 15:36
Published 30 ноября 2018, 15:36
Modified 17 октября 2022, 19:36
Updated 17 октября 2022, 19:36
Сегодня на пресс-завтраке «Коммерсанта-Башкортостан» председатель госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкирии Тимур Мухаметьянов рассказал о том, как выполняется поручение главы региона о наведении порядка на рынке пассажирских перевозок в Уфе. Радий Хабиров на оперативном совещании в правительстве Башкирии распорядился вытеснить из этого рынка нелегальных перевозчиков, поставив срок к 1 декабря отчитаться о принятых мерах.
Первые решительные шаги последовали, начиная с 23 октября, с этого времени в ходе рейдов было составлено 2855 административных материалов, 95 административных протоколов и 73 автобуса было арестовано.
В результате около 1300 транспортных средств нелегальных перевозчиков, или 30% всего количества машин в Уфе, были вытеснены с рынка. Некоторые владельцы вместе с машинами перешли работать к законным перевозчикам, но не все – порядка 300-350 машин.
- Фактически с карты города исчезли 27 маршрутов, они сами ушли, стало невыгодно работать, - заметил начальник отдела организации перевозок управления транспорта и связи администрации Уфы Альберт Сафаров.
- Были заменены транспортные средства законными перевозчиками на 21 маршруте, - сообщил Тимур Мухаметьянов. – В результате сейчас Уфу обслуживают 2550 единиц транспорта, 310 больших автобусов «Башавтотранса», 190 трамваев и троллейбусов МУЭТ и 2050 автобусов частных перевозчиков.
Еще 18 маршрутов были изменены, чтобы заполнить образовавшийся дефицит транспорта.
Разумеется, уфимцы почувствовали на себе нехватку машин. Многим пришлось ждать своей маршрутки больше времени, чем раньше. Самое интересное, что если в первые дни после вытеснения с рынка нелегалов загрузка в автобусах «Башавтотранса» выросла, то теперь вернулась к прежней цифре – 35%.
При такой загруженности перевозчик несет убытки, экономически выгодным является загрузка, начиная с 55%. Представитель «Башавтотранса» Сергей Паскин не смог найти ответ на вопрос, почему загрузка автобусов вернулась к прежнему уровню.
- Может, в троллейбусы все пересели? – высказал предположение кто-то из участников пресс-завтрака. Но представитель МУЭТ дипломатично отмолчался.
Вернемся к реформе. По словам Тимура Мухаметьянова, со следующего года в Уфе будет вводиться контрактная система с теми перевозчиками, кто работает по регулируемым тарифам, доля их будет стремиться к 15%. К 2023 году доля работающих по госконтрактам должна будет вырасти в два раза.
Именно к этому году реформа должна быть завершена.
К этому времени будет создано Уфимское железнодорожное кольцо, оно интегрирует городскую электричку в систему общественного транспорта и немного освободит город от пассажиров из Шакши и других удаленных территорий, которые за 21 рубль смогут добраться до любой точки города.
Обеспечиваться это будет и единым проездным билетом, с помощью которого пассажир сможет в течение определенного времени пользоваться услугами автобуса, трамвая/троллейбуса, электрички и службы речных перевозок.
Все виды транспорта должны быть оснащены системами безналичной оплаты за проезд. Это позволит решить проблему неучтенной наличности или занижения объемов пассажироперевозок для ухода от налогов. До начала реформ годовой объем такой наличности в Уфе оценивался в 4 миллиарда рублей.
«Башавтотрансу» нужны водители
После 23 октября в «Башавтотранс» на правах аренды перешли примерно 100 водителей со своими машинами, а около 40 устроились на работу. Но этого явно мало. Госперевозчик хочет наладить работу своего транспорта в две смены, чтобы автобусы ходили по городу до 23.00.
- Мы набираем водителей, нам нужны порядка 300 человек, - сказал зам. гендиректора «Башавтотранса» Сергей Паскин.
Сейчас госперевозчик работает примерно до 21.00. К примеру, частный перевозчик Рафаил Батыров организовал работу своих маршруток с 5.50 до 23.00-24.00.
Четкое расписание на остановках будет нескоро
К такому выводу можно прийти, если послушать то, что говорил Альберт Сафаров (представитель уфимской администрации).
- Одна умная остановка, как на «Гостином дворе», стоит порядка 200 тысяч рублей, всего в городе 1190 остановок, вот и считайте, сколько денег нужно, - ответил он на мой вопрос о том, когда расписание будет показываться на остановках так, как в Европе. И предупредил, что цифра, возможно, неточная - по цене остановки.
Я посчитал – около 240 миллионов рублей на город. Годовой бюджет Уфы на сегодня для сравнения – 26 миллиардов (по расходам). Вывод – вряд ли Уфа одна осилит такую сумму, хоть и кажется, что это не так уж много - всего 1 процент городской казны. Цена вопроса в Кирове, например, была другой, стоимость одной «умной остановки» там зимой 2017 года была 88 890 рублей, и возможно, чиновник действительно ошибся в цифрах.
– Чтобы просто табличку поставить на остановку с интервалами движения, надо около полутора-двух тысяч рублей, - заметил Альберт Сафаров. - В соответствии с решением городского Совета информацию о маршруте на остановках обязан размещать перевозчик, мы контролируем этот процесс. Если вы заметили, то на улице Карла Маркса были поставлены такие таблицы на 60 остановках.
Когда у городской власти, контролирующей эти процессы, дойдут руки до остальных остановок, городской чиновник говорить не стал.
Уфу разрезали на две части
Проблем в транспорте Уфы добавило решение обрезать прямое трамвайное сообщение севера и юга города. В 2008 году это казалось правильным: проспект Октября от трамвайных путей освободили, полос добавилось, пробок стало меньше. Теперь же снова ставится вопрос о воссоединении этих частей города скоростным трамваем. Но на это тоже понадобятся немалые деньги.
- Порядка 2 миллиардов рублей по нашим подсчетам надо, чтобы воссоединить север и юг, - сказал заместитель директора МУЭТ Радик Зарипов. – По предварительным данным, ведь многое будет зависеть от стоимости выноса коммуникаций, точной суммы пока нет.
В 2013 году, когда городская администрация предлагала проложить трамвайные пути по улице Блюхера, соответствующий проект стоил 1,1 млрд руб. И деньги на строительство готов был предоставить ЕБРР под 1% годовых. Сейчас санкции, и таких дешевых денег вряд ли найдешь. Но скоростной трамвай вновь вернулся в повестку дня.
Кто подумает о пассажирах этой зимой?
Говоря честно, первые выводы от выступлений спикеров на пресс-завтраке – неоднозначные. Пассажиру всё равно, какой перевозчик его везёт из точки А в точку Б. Ему главное, чтобы это было безопасно, доступно по цене и качественно. О последнем хочется сказать чуть больше.
Качество пассажирских перевозок – это не прихоть пассажира, это обязанность того, кто за рулём, того, кто им руководит, и того, кто контролирует весь процесс. И тут, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Пассажир своим рублем оплачивает проезд. А простое правило «Водитель должен четко и громко объявлять остановки» сплошь и рядом не выполняется.
На то, чтобы назвать приближающуюся остановку, прямо сейчас больших денег не надо – водителю (или кондуктору – если он есть) достаточно просто раскрыть рот. Не надо ни двух тысяч, ни двух миллиардов.
Представители перевозчиков не сумели четко ответить на вопрос, какая система контроля качества транспортных услуг у них налажена. Что они делают для того, чтобы пассажирам – в условиях нехватки транспорта, большего ожидания на остановках – было хоть чуточку комфортнее ехать, чтобы они знали, что не пропустят свою остановку по разным причинам.
Руководитель ИП Рафаил Батыров, например, сказал, что у них есть колл-центр, горячая линия, что все жалобы пассажиров отрабатываются и что он постарается в течение недели решить эту проблему.
При этом он посетовал на то, что раньше с водителями нельзя было строго говорить, потому что в любой момент они могли бросить ключи от машины и уйти к другому, нелегальному, перевозчику.
Замдиректора «Башавтотранса» Сергей Паскин так и не ответил по существу, что же будет сделано на госпредприятии на этот счет. Мы знаем, что в ГУП «Башавтотранс» 189 транспортных единиц оснащены звуковыми информаторами, ручными микрофонами, а 75 машин –электронным табло с бегущей строкой. Такие данные нам предоставили в администрации Уфы.
Сколько не езжу последние пять лет, и этот месяц – в единичных случаях водители называли предстоящие остановки. Видимо, не везет – не в те автобусы попадаю.
Предлагаю кардинальный метод решения проблемы. В Свердловской области принят закон, позволяющий пассажирам ездить бесплатно, если в транспорте нет платежного терминала. То есть нет терминала - вези бесплатно. Давайте примем другое правило: «Не объявил остановку – вези бесплатно». Если городские или республиканские депутаты примут такие правила игры, уверен – довольно скоро водители вспомнят о своих пассажирах.
Пока же нам остается мерзнуть на остановках, всматриваться в заиндевевшие окна, чтобы не пропустить свою остановку и гадать, где же ты находишься – в своем родном городе, где тебя уважают, или в неизвестной стране с названием «Азиопа», где ты особо никому не нужен.