Как все должно работать
Прочитав мой текст кто-то подумает «Да его наверняка купил мэр!». И будет частично прав, потому что моя картина мира не совсем объективна. Так получилось, что я живу на улице Блюхера и мой ежедневный путь на работу – это «Прекрасная Уфа будущего». Именно так и должен работать общественный транспорт в идеале. Почти так.
На прошедших в Уфе форумах UrbanBairam эксперты сошлись во мнении, что у нашего города два способа решить транспортную проблему. Первый – строительство глобального проекта, например наземное метро или скоростной трамвай. К сожалению, это нереализуемо по экономическим причинам.
Второй – превратить Уфу в мини-Стамбул. То есть соединить все виды транспорта в единую систему. Разберем это на примере пути от ГКБ №18 до магазина «Лента» на Пархоменко.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Едем на маленьком автобусе по второстепенной улице
Улица Блюхера маленькая и пускать по ней большие автобусы – глупо. Здесь ходят шустрые «Спринтеры» легального перевозчика, в которых никто не стоит. Несколько микроавтобусов дежурят прямо у входа на территорию больницы, здесь же рядом – жилой семейный квартал с хрущевками и девятиэтажками.
- Садись ко мне, не прогадаешь, - улыбается водитель Антон. – Мы тут каждое утро стоим и строго по расписанию в рейс уходим. Следующий – мой.
Остальные водители отогреваются теплым чаем. Тетушка, по всей видимости, «куратор» маршрута, устроила на конечной остановке настоящую полевую кухню.
В 8.08 стартуем и едем в сторону улицы Зорге.
Плюсы:
+ Микроавтобус чистый + Водитель не нарушает правила + Работает кондиционер, в салоне тепло
Минусы:
- Оплатить проезд можно только наличкой - Остановки никто не объявляет
Доезжаем до большой улицы Зорге. В «Прекрасной Уфе будущего» пересадка для пассажира всегда бесплатная, а заплатить водителю можно по банковской карте.
ШАГ ВТОРОЙ. Едем на большом транспорте по главной улице
В 8.15 приезжаем на остановку «Медколледж». Главное условие нормальной системы пересадок – как вышел, так и зашел. Примерно как в метро. Здесь как раз так: остановка маленьких автобусов совпадает с трамвайной и троллейбусной.
Через минуту (!) прибывает троллейбус №22. Садимся и едем в сторону улицы Пархоменко.
Плюсы:
+ На удивление чистый троллейбус + Заплатил карточкой, вышло дешевле + Народу немного, можно найти сидячее место + Кондиционер работает, тепло
Минусы:
- Снова не объявляют остановки - Троллейбус стоит в пробках, тут лучше выбирать трамвай
В 8.25 прибываем на нужную мне остановку. Итого путь от дома до работы у меня занял 17 минут. Если бы я тот же путь проделал от остановки «Юрюзань» на Проспекте, я бы ехал не меньше 40 минут.
Выводы
Собственно, я об этом писал много раз. Уфе нужна система, тем более, что на некоторых улицах она уже есть. Надо просто распространить этот опыт на другие улицы. Нельзя просто так брать и убирать маленькие автобусы с дальних направлений и второстепенных улиц. Нельзя рушить то, что уже работает. Надо просто связывать все это воедино.
Вопрос дня
Как вы оцениваете транспортную ситуацию в Уфе, что вас в ней не устраивает и как бы вы хотели это изменить?
Антонина Павловна, пенсионерка, жительница дома по улице Блюхера:
Плохо оцениваю. У меня внучка живет на «Школе МВД», я до нее добираюсь через тридевять земель, по два часа, особенно вечером. «ПАЗы» грязные, большие автобусы глохнут, я бы всех там разогнала!
Антон, водитель микроавтобуса:
А вы зачем спрашиваете? Я не буду отвечать, а то еще что-то там напишете, а меня потом карты лишат, или еще чего доброго. Нормально у нас все. Лишь бы работать не мешали!
Раиля, пассажир троллейбуса №22:
Нормально, инде! Ну стоим иногда Зоргеда (на улице Зорге – прим. ред.). Стоим на проспекте. Ну а куда торопиться то? Жизнь, как говорится, быстрая, а постоять никогда не страшно (улыбается).