Posted 4 сентября 2018, 13:10
Published 4 сентября 2018, 13:10
Modified 17 октября 2022, 19:58
Updated 17 октября 2022, 19:58
В статье с заголовком «Уфа «умнеет» опережающими темпами» речь идет о городских делах. Процитируем его полностью:
«Совсем немного времени осталось до Единого дня голосования в России. Одним из самых активных в предвыборном отношении политологи считают Башкортостан, где 9 сентября пройдут выборы в Курултай. По мнению большинства наблюдателей и согласно многочисленным опросам, лидирующие позиции в республике остаются за «Единой Россией». Особо пристальное внимание, по мнению наблюдателей, этой осенью приковано к судьбе мэра Уфы Ирека Ялалова. Вместе с главой Башкортостана Рустэмом Хамитовым и спортсменкой Оксаной Савченко Ялалов входит в первую тройку партийного списка ЕР.
Местные СМИ уже давно прогнозируют, что Ялалов после выборов может перейти в Совет Федерации. Есть, по мнению журналистов, и другой вариант: мэр Уфы, поработав в Москве, может вернуться в Башкортостан с перспективой, что когда истечет срок полномочий действующего главы республики, он может стать кандидатом на эту должность. Насколько оправданны эти предположения, покажет время. А сегодня мы беседуем с Ялаловым о городских делах.
- Ирек Ишмухаметович, поговорим немного о семи годах вашего руководства Уфой. Если коротко подвести главный итог этих лет, что вы могли бы сказать?
- Не так давно Финансовый университет при правительстве РФ опубликовал рейтинг городов по качеству жизни населения. Уфа в нем заняла шестое место. Думаю, это – самый исчерпывающий и объективный показатель.
- В качество жизни нужно немало инвестировать, и в первую очередь из бюджета: улучшать социальную инфраструктуру, транспортное сообщение, разворачивать масштабное благоустройство. При этом бюджетная обеспеченность горожан всегда была ниже, чем у жителей сельской местности. Когда-то это было главным камнем преткновения в отношениях мэрии Уфы и республиканских властей. Как удалось решить эту проблему?
- Есть два способа: настаивать на справедливом перераспределении бюджетных потоков – при этом, отмечу, понятие справедливости у каждого свое. Либо работать над пополнением доходной базы, привлекать инвестиции. Если вышестоящие власти видят, что ты стремишься помочь себе сам, помогают и тебе. Мы пошли по второму пути и не ошиблись. Бюджет города по итогам второго полугодия увеличился с первоначальных 19 миллиардов до 25,5. Нам удалось выстроить четкие рабочие отношения с руководством республики, и впервые в новейшей истории мэрия выступает не как проситель, а как полноценный партнер. Совместными усилиями удалось стронуть с места важнейшие для города инфраструктурные проекты, такие как Затонский мост.
- При этом Уфа остается главным донором республиканского бюджета...
- Это действительно так. В прошлом году городская промышленность поставила рекорд: было отгружено продукции на общую сумму более триллиона рублей. Ежегодно город собирает 200 миллиардов налоговых платежей, тогда как в казне Уфы остается лишь 10 миллиардов. Впрочем, как я уже говорил, сегодня у нас практически нет разногласий с республиканским правительством по поводу распределения бюджетных потоков.
- Мы начали разговор с качества жизни горожан. Современные градостроительные концепции основаны на трех китах: благоустройство, разумная логистика и принцип «умного города», то есть цифровизация процессов. Насколько известно, в Уфе уже давно реализуются эти три вектора социально-экономического развития?
- Да, и здесь нам есть чем гордиться. Что касается благоустройства, горожане сами могут видеть, как выполняются программа благоустройства придомовых территорий «Уфимские дворики», проект «Город в парке». Реконструируется старейший городской парк имени Ивана Якутова, преображается парк «Кашкадан», реализуется еще ряд значимых проектов.
Что касается логистики, то здесь главными остаются наши огромные инфраструктурные проекты. Разработана проектно-сметная документация по мосту через Белую, сейчас договариваемся о том, чтобы расходы были заложены в проект бюджета на 2019 год.
Очень неплохую отдачу дал проект городской электрички: в прошлом году пассажиропоток вырос почти на 50 процентов. Будем и дальше развивать этот аналог московского легкого метро.
Появились реальные перспективы того, что Банк БРИКС профинансирует проект Восточного выезда, что будет настоящей революцией в транспортном развитии Уфы.
И третье – концепция «умного города». Хочу напомнить, что у нас создан и успешно работает диспетчерский центр для автоматизированного управления наружным освещением и дорожным движением в городе. В феврале мэрия подписала с минкомсвязи соглашение о сотрудничестве в области цифровизации транспортной системы и ЖКХ, системы безопасности городской среды, экологии.
Наш следующий ориентир – «Смарт-мэрия». Этот проект подразумевает в том числе оцифровку ключевых документов, включая генеральный план. Так что и в дальнейшем Уфа будет «умнеть» опережающими темпами.
- Вы являетесь президентом Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ), которая объединяет 89 крупных городов 11 государств. Замечен ли партнерами уфимский опыт?
- Наши наработки и идеи вызывают интерес не только в Ассамблее, но и в Союзе российских городов, Общероссийском конгрессе муниципальных образований и других серьезных объединениях муниципалитетов. Десять уфимских муниципальных практик рекомендованы правительством России к использованию в городах нашей страны. Так что можно с уверенностью сказать: Уфу знают и уважают не только в России, но и за рубежом. Думаю, эта известность – самый важный критерий для оценки нашей работы».