В Башкирии отмечают начало разработки легендарного Арлана

29 августа 2018, 08:54
Арланское месторождение – седьмое по величине в России. Сегодня здесь добывается четверть всей башкирской нефти.

Освоение Арлана – это одна из самых ярких страниц истории «Башнефти», ныне входящей в состав НК «Роснефть». Разработка месторождения, начавшаяся 60 лет назад, не только оказала большое влияние на развитие нефтяной отрасли, но сильно преобразила северо-запад Башкирии.

Скважина № 3 – начало Арланского месторождения

О самом месторождении, о том, что эта земля богата черным золотом, узнали еще раньше, когда в конце 1955 года скважина № 3, пробуренная бригадой Шарифьяна Сахапова в горизонте нижнего карбона* дала первую нефть. Скважина расположена у деревни Ашит Краснокамского района. С тех пор третья скважина считается родоначальницей месторождения, которому суждено было стать одним из самых крупных в России.

Поскольку в стране не было опыта добычи и подготовки сернистой нефти высокой вязкости, промышленное освоение Арлана пришлось отложить до 1958 года, когда удалось найти необходимые технологические решения.

Вслед за первым открытием в окрестностях деревни Ашит на северо-западе Башкирии во второй половине 50-х годов были обнаружены еще 11 месторождений. И только в 1961 году геологи пришли к выводу, что это одно гигантское месторождение – Арланское с начальными геологическими запасами нефти в 1,2 млрд. тонн.

Примерно в те же годы, в самом начале 1960-х, начинает свою историю Нефтекамск, город, возведенный для нефтяников, добывающих черное золото на Северо-Западе республики. В 1959 году Краснокамский райсовет попросил Совет министров Башкирии образовать рабочий поселок Нефтекамск. А в 1963 году поселение получило статус города.

Освоение Арланского месторождения, тем временем, шло ударными темпами. Если в 1958 году нефтяники добыли 94 тысячи тонн нефти, то на следующий год добыча возросла в 4 раза – до 400тысяч тонн. А еще спустя год, в 1960-м, накопленная добыча (с начала освоения, с 1958 года, прим.) на месторождении перешагнула отметку миллион тонн.

Важной исторической вехой в освоении Арлана стал 1972 год, когда был достигнут пик добычи – 16,6 миллиона тонн, а накопленная добыча достигла 100 миллионов тонн нефти!

Разработка Арланского месторождения дала ощутимый толчок развитию экономики и социальной сферы северо-западных районов Башкирии. Статус города получили Янаул и Дюртюли, а сами районы превратились из аграрных в индустриальные. В тех местах для нужд нефтедобычи были созданы целые отрасли промышленного производства.

Арланское месторождение по принятой классификации является уникальным, входит в десятку крупнейших нефтяных месторождений России. Территориально оно имеет размеры примерно 100 километров в длину и около 30 километров в ширину. Это около 132 гектаров, покрывающих территории Краснокамского, Калтасинкого, Дюртюлинского, Илишевского районов Башкирии и Каракулинского района соседней Удмуртии.

Несмотря на то, что из недр Арлана за 60 лет извлечено более 500 млн. тонн нефти, башкирские нефтяники в последние годы смогли увеличить ее добычу и запасы. Так, за последние десять лет объём годовой добычи удалось нарастить примерно на треть - на 1 млн. тонн в год! Более того, успешно удается расширять ресурсную базу за счет открытия новых залежей и применения новых технологий в геологоразведке. Соответственно, с уверенностью можно говорить о том, что потенциал месторождения далеко не исчерпан.

- По Арлану очень эффективно работает не только добыча, но и геолого-разведка. За 2017 год прирост составил более 20 миллионов тонн. То есть, при добыче за этот же период более 4 миллионов тонн в год, ресурсная база росла в 5 раз быстрее, – отметил генеральный директор ООО «Башнефть - Добыча» Рустем Бакиров.

Первая нефть: посвящение в профессию

В мире есть несколько профессий, наполненных романтизмом, в которых есть свои добрые традиции. Например, моряк, впервые пересекая экватор, должен выпить стакан морской воды. А командира воздушного судна, впервые выполнивший самостоятельный полет, в российских аэропортах еще с советских времен встречает руководство аэропорта с цветами, добрыми поздравлениями и ценными напутствиями.

В нефтяной отрасли тоже есть старая добрая традиция, известная многим: на нефтяных промыслах новичков всегда мажут нефтью. Умываться первой нефтью – одна из старейших профессиональных традиций, это делают, чтобы привлечь удачу.

Рядом с 3-й скважиной, той самой, с которой началось освоение Арланского месторождения, у памятника принимали в нефтяники молодых специалистов, решивших свои жизни связать с этой профессией. Конечно, сейчас в прямом смысле никто нефтью не умывается, но лицо продолжат аккуратно мазать: без этого ритуала настоящим нефтяником, пожалуй, не стать.

- В компании «Роснефть» огромное количество предприятий нефтедобычи не только в России, но и за рубежом. Это большие перспективы, огромные возможности для учебы, обмена опытом и развития. Я уверен, что кто-то этих молодых ребят будет руководить большим нефтедобывающим предприятием, – отметил генеральный директор ООО «Башнефть - Добыча» Рустем Бакиров перед церемонией посвящения в нефтяники.

Поддержать молодежь на праздник приехали ветераны отрасли, которые с охотой делились воспоминаниями и от души пожимали руки тем, кто является их приемниками в профессии.

- А когда мы молодыми начинали работать, нас так не посвящали в профессию, мы сами посвящались в нее, вот так в нефти были (смеясь, показывает руками по пояс). Очень радует, что наше предприятие, одно из старейших в нефтедобыче, продолжает работать, не снижая темпов. Люди работают, повышается культура производства, это заметно и это радует, – рассказывает Амир Фархутдинов, посвятивший нефтяной отрасли 37 лет – с 1963 по 2000 год. Он работал в бригаде, обслуживавшей легендарную 3-ю скважину.

- У вас хорошая подготовительная база, институт за плечами, идите и работайте, мы в вас верим, и вы будьте уверены в своих силах! – звучали напутствия от поколения старшего поколению молодых нефтяников.

- Конечно, когда тебя в нефтяники посвящает сам генеральный директор предприятия – это особые, непередаваемые ощущения! – тут же поделился впечатлениями один из молодых специалистов.

- Я в этом году закончила учиться в УГНТУ и вот сразу пришла сюда работать геологом. Я со школы мечтала о такой работе. Мы как-то с классом ездили на геологический слет, и я поняла: это то, чем я хочу заниматься в будущем. И вот, спустя всего несколько лет моя мечта исполнилась, я стала геологом, – рассказывает о выборе своей профессии Фениса Каламова, которую буквально несколько минут назад посвятили в профессию.

- Я тоже рад, что теперь с гордостью могу именоваться нефтяником. Волновался, конечно, ведь здесь столько людей, ветераны отрасли. А в нефтяники я пошел, потому что я родом с Нефтекамска, это город, который основали нефтяники. Я решил продолжить путь нашего старшего поколения, – говорит еще один молодой специалист, выпускник Казанского федерального госуниверситета сразу после посвящения в профессию.

- Я пришел сюда в 1969 году учеником оператора. Получил разряд, потом второй, третий, четвертый, потом пятый разряд. Параллельно я учился в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина (ныне РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, прим.). Стал мастером, работал до 1990 года, потом перевелся директором учебного комбината. Мы, кто в деревнях близлежащих жили, очень многие стремились работать здесь. И очень многие работали здесь на одном месте до выхода на пенсию. А сегодня вот молодежь по уровню знаний, вот сын у меня нефтяник тоже, так вот, молодые сейчас на уровень выше, чем мы тогда, – делится воспоминаниями Анатолий Байгашев, ветеран нефтедобычи, прошел путь от оператора по добыче нефти и газа до директора учебно-курсового комбината НГДУ «Арланнефть».

* Карбон – геологический период палеозойской эры, длился примерно 60 миллионов лет.

Арлан развивается

Арланское месторождение продолжает осваиваться. Скважину на кустовой площадке № 11088 начали бурить 4 августа этого года. Обычно на бурение одной скважины уходит около одного месяца. Ожидается, что эта даст первую нефть уже в начале сентября.

- По Арланскому месторождению продолжается интенсивное бурение, идет серьезная работа по гидроразрыву пластов, по восстановлению бездействующего фонда скважин. Геологоразведка проводится по новым площадям, также и идет углубление скважин, разрабатываются новые горизонты, ставим на баланс новые запасы, – говорит генеральный директор ООО «Башнефть-Добыча» Рустем Бакиров.

Первая скважина куста №11088. Куст – это специальная площадка с несколькими скважинами. Когда эта скважина будет готова к эксплуатации, в нескольких метрах от нее начнется бурение следующей. Всего в этом кусту планируется 4 скважины.

Бурение ведется по экологически чистой безамбарной технологии. Нефтяной амбар – это хранилище, которое делали в земле для сбора нефтешлама. Нефтешлам – смесь нефти, горной породы, глины, воды - образуется, в том числе, при бурении скважин. Соответственно, после завершения бурения было необходимо проводить мероприятия переработке нефтешлама и рекультивации (очистке) земли.

- Здесь никаких амбаров нет: нефтешлам собирается в специальные металлические емкости, отделяется специальными ситами от бурового раствора, который затем проходит многоступенчатую тонкую очистку и возвращается в работу. И нефтешлам вывозится, наши подрядчики проводят его переработку и направляют на дальнейшее использование, в том числе при строительстве дорог - говорит заместитель генерального директора ООО «Башнефть-Добыча» по бурению Олег Нурбаев.

Скважина здесь бурится с горизонтальным окончанием, то есть сначала пробуривается на глубину около километра вертикально вниз, потом окончанию с помощью телесистемы придается определенный угол и оно постепенно, примерно на 1,5 градуса каждые 10 метров уходит в горизонтальное направление. Перед пластом с нефтью угол достигается 88-90 градусов (почти параллельно горизонту), и ствол скважины идет по пласту - до 500 метров. Около 90% вновь вводимых скважин в компании имеют горизонтальное окончание.

Этот способ позволяет пройти по горизонту участка с залежами нефти, увеличивая тем самым добычу. Вот по этой скважине ожидаемый дебит (стабильно поступающее количество нефти в единицу времени, прим.) – 34 тонны в сутки.

Управление бурением происходит в автоматическом режиме. На экране монитора инженер видит схему геологического разреза и местонахождение бурового инструмента в настоящий момент времени. Это позволяет направить скважину в целевой пласт, туда, где больше нефти.

Куст № 1199

Через несколько месяцев здесь появятся новые 4 или 5 скважин. Одна – уже готова, ее бурение продолжалось меньше месяца, 28 дней с помощью мобильной буровой установки ZJ-30. Она предназначена для бурения на глубину скважины до 3 километров. Грузоподъемность махины – 180 тонн.

Пробурив скважину, буровая установка на мобильной платформе передвигается дальше для бурения следующей. Здесь она намечена через 18 метров от уже готовой первой.

Мобильные установки позволяют проводить бурение, что называется, максимально чисто: пробурили, отъехали на следующую точку. Никаких ям, все чисто. Здесь тоже безамбарная технология бурения. В настоящий момент идет монтаж установки на второй точке. Монтаж обычно занимает до 5 суток.

Ветераны нефтяной отрасли на пульте бурильщика. Пока идет монтаж установки, пульт находится на земле. В дальнейшем ее поднимут на роторную установку, где на высоте около 6 метров будет располагаться рабочее место бурильщика.

Первая скважина № 11267 куста уже готова, точнее, на ее месте эта фонтанная арматура. Скоро бригада капитального ремонта скважин (КРС) установит на глубине центробежный насос, установит отводы и скважина будет готова давать нефть. Под землю вертикально она уходит на 1100 метров. А вместе с горизонтальным окончанием ее длина — 1420 метров.

Кустовое бурение, к слову, также в нашей стране впервые было освоено на Арланском месторождении. Кустовое бурение сокращает затраты – временные, трудовые, финансовые.

С высоты виднее

Мало того, что нефть нужно добыть из недр земли, ее необходимо доставить сначала до пункта подготовки, потом до пункта сдачи, а в последующем до нефтеперерабатывающего завода. И доставить ее нужно так, чтобы нефть и не протекла из трубопровода, и чтобы ее оттуда не похитили.

Труба зачастую проходит в труднодоступных местах. Поэтому для целей наблюдения за состоянием трубы используются беспилотные летальные аппараты (БПЛА), передающие, пролетая над местностью, оператору необходимые данные и информацию.

В ООО «Башнефть-Добыча» мониторинг с помощью БПЛА проводится с 2014 года. Компания была одной из первых в отрасли, кто начал применять эту технологию наблюдения. За это время было совершено более 4 тысяч вылетов протяженностью более 50 тысяч километров. В настоящий момент совершается мониторинг 128 объектов компании общей протяженностью 3216 километров.

Вот этот летательный аппарат самолетного типа произведен в Ижевске концерном «Калашников». Он используется для разного типа задач: мониторинг нефтепроводов, обнаружение лесных пожаров и поиск людей.

БПЛА оборудован фото- или видеокамерой и тепловизором, что позволяет производить наблюдение в реальном времени, в любое время суток, время года и в любую погоду. Дальность полета – до 300 километров, в воздухе может находиться 4 часа. Высота: от 100 метров до 3,6 километров. Скорость 60-110 километров в час, курсовая скорость около 70 км/час.

- За один облет у нас получается порядка 3 тысяч фотографий высокого разрешения. Облет мы производим 2 раза в неделю: один раз - днем, второй раз - в ночь. Мы используем данный летательный аппарат для раннего обнаружения утечек, для обнаружения нарушителей, пересекающих наши коммуникации, для сопровождения техники. При этом аппарат должен обнаружить и зафиксировать утечку площадью от 1 квадратного метра, – говорит начальник управления эксплуатации трубопроводов ООО «Башнефть-Добыча» Андрей Леонович.

Обнаруживается сверху все хорошо, вплоть до следов техники на снегу. Кстати, трубу под снегом видно лучше: нефть теплая, поэтому в тепловизоре, установленном на летательном аппарате, труба отражается лучше.

Уфимский филиал ООО «РН-Ремонт НПО»

Трубы, по которым движется нефть, подвергаются воздействию как со стороны окружающей среды, так и транспортируемых жидкостей, что приводит к их разрушению со временем. Чтобы увеличить срок службы труб, их специальным образом обрабатывают с внутренней и внешней сторон. Происходит это на бывшем Нефтекамском заводе нефтепромыслового оборудования, ныне это Уфимский филиал ООО «РН-Ремонт НПО».

- На нашей нефтекамской площадке трудится 600 человек, производственная площадка – 15 гектаров. Основные направления нашей работы – ремонт редукторов, насосов. Также мы изготавливаем емкостное оборудование. Основной цех – цех антикоррозионного покрытия труб, – говорит первый заместитель директора, главный инженер предприятия Ильшат Гареев.

- Наш цех занимается наружной и внутренней изоляцией труб диаметров от 76 до 325 миллиметров. Мы занимаемся внутренней очисткой труб, потом наносится полимерное покрытие изнутри и наружная изоляция. Готовая продукция выходит с внутренним полимерным покрытием и наружной трехслойной изоляцией, – говорит начальник цеха антикоррозийного покрытия труб Сергей Ликокин.

- Такое покрытие позволяет защитить от внутренних и внешних коррозионных процессов. Таким образом, срок службы трубы становится максимальным и по нашим оценкам может составлять более 25 лет. Без обработки срок службы трубы составляет порядка 10 лет, – говорит начальник управления эксплуатации трубопроводов ООО «Башнефть-Добыча» Андрей Леонович.

Пункт подготовки и сдачи нефти «Калтасы»

Пропускная способность ППСН «Калтасы» – 8 миллионов тонн нефти в год. Здесь проводится анализ входной продукции, определяется степень обводненности нефти (содержания воды), ее температура. Зимой запускается печь, чтобы поддерживать температуру и вязкость нефти, требуемую для сдачи в систему «Транснефти».

ППСН «Калтасы» – это пункт, откуда Арланская нефть окончательно покидает место своего рождения. Сюда нефть приходит из-под земли по трубопроводам, проходит проверку, ее здесь доводят до кондиции (обезвозживание, обессоливание), чтобы она соответствовала стандартам. И отсюда же нефть направляют по трубопроводам в систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» и дальше к конечному потребителю в России или за рубежом.

Современная добыча нефти – это очень сложный технологический процесс, особенно у нас Башкирии, где имеет место быть высокий уровень обводненности скважин. Тем не менее башкирские нефтяники успешно справляются с поставленными задачами, применяя передовые технологии и современные подходы в производственной и природоохранной деятельности.

#Общество #Видео #Новости
Подпишитесь