Posted 23 июля 2018, 12:18

Published 23 июля 2018, 12:18

Modified 17 октября 2022, 20:24

Updated 17 октября 2022, 20:24

Нулевые госконтракты: как в Уфе за бесценок продается имущество должников

23 июля 2018, 12:18
Фирма, организующая продажу арестованного имущества, готова делать это бесплатно. Люди, разбирающиеся в ситуации, считают, что это многомиллиардный теневой бизнес.

Странный аукцион

Как вы думаете, если вдруг случится такое несчастье, когда ваше имущество, арестованное за долги, выставят на торги, что будет? Если вы думаете, что будет классический аукцион, знакомый нам по книгам, люди будут биться за выгодную покупку и, в конце концов, ваше имущество будет продано по цене, которая перекроет все ваши долги, еще и останется – вы глубоко ошибаетесь.

Ваше имущество продадут с молотка за бесценок, а вы как были с долгами, так и останетесь. Но кто-то обязательно останется с хорошим финансовым выигрышем – вот в этом можете даже не сомневаться.

Шамиль Сулейманов, уфимский предприниматель от строительства взял в банке кредит в полмиллиона рублей еще до кризиса, в 2007-м. Поначалу, даже в кризисные 2008-2009 годы платил по кредиту исправно, но так уж получилось, с кем не бывает, бизнес вообще тема рискованная, остался должен банку. Банк продал долг коллекторам, а те подали в суд – тоже ситуация вполне стандартная.

В итоге дело дошло до продажи квартиры, которая была в залоге. Это 44-метровая двухкомнатная квартира в Черниковке рыночной стоимостью более 2 миллионов рублей. Стоимость по независимой оценке 1,9 миллиона рублей, она ниже, так как оценщик учитывал обременение (залог), то есть чисто рыночная оценка также более 2 миллионов.

На торги квартира выставлена с начальной ценой в 1 034 000 рублей, то есть, более чем в 2 раза дешевле рыночной стоимости. Как вы думаете, много ли будет желающих купить нормальную добротную квартиру по цене в 2 раза ниже рыночной? Очевидно, что желающих должно быть достаточно.

Но не тут-то было: в торгах участвовали всего два человека. Сам аукцион происходил более чем странно. В начале объявили начальную цену: 1,034 миллиона рублей. Один из участников, мужчина З. увеличил стоимость квартиры на 10 тысяч рублей, то есть, ровно на 1 процент.

Вторая участница, женщина по фамилии Б. ничего не сказала, дав понять своим многозначительным молчанием, что даже однопроцентный шаг в аукционе не под силу для ее банковского счета. Так без лишнего шума и пыли в пять минут торги признаны состоявшимися и счастливым обладателем квартиры за полцены стал уфимец З., сотрудник столичной ГИБДД.

Погодите-ка, скажете вы, а где же торги, где выкрики в зале, знакомые нам по голливудскому кино – «Миллион! Кто больше? Господин справа – миллион двести! Кто больше? Дама слева – миллион четыреста! Полтора миллиона мужчина с сигарой! Два миллиона! Два с половиной! Два с половиной – раз! два! три! Продано!»? Где это напряжение, нервы, натянутые в тончайшие нити, готовые вот-вот порваться от слова «Продано!» – где это все?

Ну, видимо, это наша такая особенность, когда продают по дешевке: надо сделать все тихо, чтобы никто не узнал, а выгодная покупка чтобы ушла, возможно, нужным людям. Люди, рожденные в СССР, должны понимать, о чем речь.

Но тем не менее, к аукциону есть вопросы. Например, ко второй участнице торгов по квартире. Спрашивается, чего вообще она приходила, коли даже увеличение цены на 1 процент для нее настолько критично? То есть, зачем она пришла на аукцион, если торговаться ей нечем – просто так посидеть и сделать вид? Может быть, это подставная фигура?

Не менее странной ситуация станет, когда мы узнаем, что эта же неудавшаяся покупательница по фамилии Б. в тот же день по тому же адресу в той же комнате участвовала в другом аукционе, где на продажу была выставлена другая квартира, 42-метровая «двушка» в Сипайлово, причем, гораздо дороже.

Там стартовая цена была 1 628 967 рублей. Участница, победившая и ставшая счастливой обладательнице апартаментов, предложила цену чуть больше, добавив 16 тысяч рублей до 1 645 257 рублей, то есть, точно так же прибавила к цене 1%. И в этот раз снова наша неудачная аукционистка осталась ни с чем, многозначительно промолчав.

И вот здесь возникают несколько вопросов, от которых становится как-то не по себе. Во-первых, если наша, назовем ее неудачница Б., в первых торгах не смогла поторговаться за квартиру за миллион, чего это она пошла торговаться за квартиру стоимостью в полтора миллиона – где логика?

Во-вторых, каким-то странным совпадением выглядит то, что первую квартиру купил сотрудник уфимской ГИБДД З., а вторая также по дешевке (рыночная цена ничуть не менее 2,5 миллионов рублей) досталась женщине с той же фамилией – З., что и наш сотрудник полиции. Говорят, что вторая покупательница – это его мать. «Совпадение? Не думаю», - как говаривал известный телеведущий.

Шамиль Сулейманов, чью квартиру так странно задешево продали, пока продолжает жить в ней вместе с семьей – супругой и тремя детьми, двое из которых несовершеннолетние школьники. Дело в том, что он оспаривает продажу апартаментов, потому что, по его мнению, квартиру продали не только по цене ниже рыночной, но еще и до того, как соответствующее решение суда о продаже вступило в законную силу. И жалуется на пока еще несостоявшегося нового жильца, сотрудника ГИБДД:

- Он приходил, пытался выгнать нас, пугал детей. Даже пытался отключить нас от коммунальных сетей. Я ему предложил дождаться решения суда, но он реагировал неадекватно. Поэтому я вынужден был обратиться за защитой к его руководству, – говорит Шамиль Сулейманов.

Действия сотрудника ГИБДД З. в республиканском МВД проверили, но нарушений не нашли. Но на всякий случай провели с ним профилактическую беседу на будущее.

Трест, который всех лопнул

Теперь очень интересно посмотреть на фирму, которая организовала эти и многие другие аукционы по продаже имущества должников. Тут сразу хочется задать вопрос любому читателю: вы за свою работу, не важно, какую, просто за работу получаете зарплату? А готовы работать бесплатно? Ответы на эти вопросы очевидны.

Так вот, фирма, которая проводила эти и многие другие торги, ООО «33-й трест», зарегистрированная в черниковской квартире, готова делать работу бесплатно. Буквально: за свою работу они просят ровно 0,00 (ноль) рублей.

Именно с этой ценой (отсутствием цены) компания неоднократно выигрывала тендеры, устраиваемые республиканским территориальным управлением Росимущества, когда оно выбирало фирму, которая будет оказывать услуги по организации торгов арестованным имуществом.

Более того, Росимущество предлагало какие-никакие, но деньги за эту работу – 30 тысяч рублей. Ну, хотя бы на зарплату одного специалиста на месяц должно хватить. Но «33-й трест» как бы говорит: денег не надо, мы будем работать бесплатно.

Выглядит это как минимум очень странно. Это вообще какой-то нонсенс, когда коммерческая организация выполняет работу и не берет за нее денег. Из каких средств фирма платит зарплату работникам, оплачивает аренду офиса и т. д. и т. п.? Или здесь скрыто нечто иное?

- На самом деле продажа с торгов арестованного имущества должников –очень выгодный бизнес. Раньше бывало, что за право реализовывать арестованное имущество не только денег не брали, но и предлагали минусовые цены. То есть, фирма выполняет для вас работу, но не только вы за эту работу не платите, но еще и фирма сама формально платит вам за это. Что касается имущества, проданного за бесценок – это и есть бизнес. Имущество уходит за копейки, а вся прибыль достается тому, кто продал. Само же имущество уже по реальным рыночным ценам оборачивается на рынке дальше. При этом долг заемщика после продажи за бесценок его заложенного имущества, погашается лишь частично, основная часть долга как была, так и остается. Поэтому нередки случаи, когда заемщик и заложенного имущества лишается, и большую часть долга выплатить обязан. Это очень темный бизнес, и никто – ни УФАС, ни Росреестр, ни приставы – не хотят внести в него прозрачность. О причинах подумайте сами.Азамат Галин, общественный деятель

На самом деле не только эта фирма готова выиграть тендер, оценивая свои услуги почти на ноль копеек или почти на ноль. Вот (см. фото) фирма ООО «Стандарт» готова работать за 1 копейку. Вот другая фирма, ООО «Вектор» тоже готова работать за 1 копейку. Но конкурс выигрывает, конечно же, фирма «33-й трест», предложившая гораздо более выгодную для бюджета цену: ноль рублей, ноль копеек.

- Тут необходимо смотреть каждый конкретный случай. А вообще, если фирма готова исполнять ту или иную работу за такую цену – она делает это на свой страх и риск,говорит начальник отдела антимонопольного контроля Управления ФАС по Башкирии Игорь Васильев

Причем, что интересно, компания-победитель, предлагавшая самую низкую цену или даже отсутствие цены, умудрялась выигрывать конкурс у самой себя. Ну, формально, конечно, не у самой себя, а у другой фирмы, ООО «Девар». Просто в учредителях и руководителях и первой, и второй фирм значатся одни и те же люди. На фото ООО «ТТТ» – это сокращенное название ООО «33-й трест».

Кто-то может предположить, что люди, занимающиеся продажей арестованного имущества, могут иметь связи в службе судебных приставов. Мы отправили на этот счет официальный запрос и получили предварительный ответ (официальный ответ готовится): учредители и руководители ООО «33-й трест», к управлению никакого отношения не имеют. Более того, эта фирма после жалоб УФССП по РБ исключена из списка фирм, которые занимаются организацией торгов арестованным имуществом.

Подпишитесь