Posted 24 апреля 2021,, 06:05

Published 24 апреля 2021,, 06:05

Modified 17 октября 2022,, 21:42

Updated 17 октября 2022,, 21:42

Пустой лай: почему Башкирии еще далеко до решения проблемы бродячих собак

Пустой лай: почему Башкирии еще далеко до решения проблемы бродячих собак

24 апреля 2021, 06:05
Фото: Медиахолдинг 1Mi
17 апреля в селе Сафарово Учалинского района Башкортостана бродячие собаки насмерть загрызли четырехлетнего ребенка. Трагедия в очередной раз запустила в регионе обсуждение проблемы бродячих животных. Однако, похоже эта проблема не будет решена в ближайшие годы.

Каждое межсезонье в Башкирии учащаются жалобы на бродячих собак, периодически происходят несчастные случаи, в том числе и с детьми. К сожалению, 2021 год исключением не стал. Статистика показывает, что за последние два года количество пострадавших от укусов безнадзорных животных в регионе растет. Так, в 2019 году зарегистрировано 8224 пострадавших от различных бродячих животных, в 2020 году — 9381 (около 2 тыс. из них — дети до 14 лет). По данным МВД РБ, в 2014–2018 гг. количество нападений снижалось. Начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по РБ Олег Мавлютов подчеркивает, что в прошлом году лишь 4,5 тыс. пострадавших обратились в медицинские организации за вакциной от бешенства. По его словам, в регионе царит «санитарная безграмотность», поскольку каждый пятый прекращает лечение, не завершив его должным образом.

Накануне трагического события представители партии ЛДПР обратились к председателю Госсобрания — Курултая РБ Константину Толкачеву с предложением приостановить действие закона об ответственном обращении с животными. Напомним, закон был принят летом 2020 года и обязывал не усыплять, а отлавливать, стерилизовать и содержать агрессивных собак в специальных приютах. В обращении подчеркивалось, что ни один из районов республики все еще не построил приют, поэтому бродячих собак после медпроцедур отпускают обратно на улицу. При этом бюджет 2020–2022 гг. не предусматривает средств для отлова, стерилизации и содержания животных.

На данный момент в Башкирии около 152 тыс. бродячих собак, из них зарегистрировано около 43 тыс. Согласно новому законодательству, отлов и стерилизацию осуществляют частные компании, своя в каждом районе региона. Например, в Уфе в 2021 году этим занимается компания «Фреш-Микс». Всего в республике выделяется около 64 млн руб. на эти процедуры; по данным СМИ, в 30 муниципалитетах региона в первом квартале 2021 года субвенции на отлов бродячих животных не освоены.

Невозможные рамки

Заместитель председателя Комитета Госсобрания — Курултая РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Руфина Шагапова считает, что закон об ответственном обращении с животными нуждается в доработке.

— Тех, кто давно занимается этой темой, к сожалению, не удивила эта трагедия. Сотни тысяч бродячих животных на улицах — это ненормально. Закон об ответственном обращении с животными действительно был нужен для гуманизации нашего общества. Но когда его приняли, оказалось, что для субъектов он нереализуем.

По мнению Руфины Шагаповой, проблема в том, что федеральный закон был «спущен» без федеральной финансовой поддержки. Строительство и содержание приютов требуют очень больших средств, которые региональные бюджеты сейчас не могут себе позволить:

— Даже по самым минимальным подсчетам мы не справимся с такими огромными цифрами.

Приют и раньше назывался панацеей в этом вопросе. По мнению председателя комиссии Общественной палаты РБ по инновационному развитию Ирины Абрамовой, создание муниципального бюджетного учреждения был бы наиболее простым путем решения проблемы, к которому должны приложить совместные усилия власти, бизнес, волонтеры и активисты.

Отметим, что проблема с приютами наблюдается не только в Башкирии — по данным Минприроды РФ, речь идет, как минимум, об 11 российских регионах, в числе которых Татарстан, Якутия, Самарская и Свердловская области. Разговоры о строительстве муниципального приюта зачастую остаются разговорами и в Башкирии. Так, даже для Уфы приют в поселке Новые Черкассы находится в стадии обсуждения почти 10 лет — с 2012 года. В 2018 году сообщалось, что проект стоимостью в 130 млн руб. уже проходит госэкспертизу. Тогда предполагалось, что в нем будет содержаться 500 собак и 200 кошек, хотя по данным «Спецавтохозяйства по уборке города» на улицах Уфы живет около 25 тысяч бездомных животных. По данным, озвученным на тематическом круглом столе в Общественной палате РБ, проект уже прошел экспертизу, при этом его вместимость сократилась до 300 собак и 200 кошек.

В качестве работающего примера эксперты называют приют в Октябрьском, в 15 км от города, открытый в 2019 году. Муниципалитет выделил помещение, в котором местные предприниматели и жители сделали ремонт, построили вольеры. Содержание приюта частично покрывают субсидии республиканского и местного бюджетов. Частные пожертвования через НКО помогают с приобретением лекарств и корма для животных.

По словам директора приюта Татьяны Селиверстовой, накануне 2020 года местные предприниматели на приеме у главы города Алексея Шмелева рассказали ему о поэтапном развитии приюта, о необходимости поддержки проекта. В итоге мэр посетил приют и привлек внимание населения к этому проекту. Стоит отметить, что на тот момент не было никаких методических указаний по возведению приютов для бездомных животных. В идеале здесь планируют обустроить кухню, приемное отделение, ветеринарный пункт, стационар, операционную.

Важно, что Октябрьском налажена работа по отлову животных. По словам мэра Алексея Шмелева, для этого городскому совету пришлось внести изменения в устав и разрешить отлов животных местному МБУ «Благоустройство» при мэрии, они же занимаются стерилизацией и кастрацией. При этом и Татьяна Селиверстова, и Алексей Шмелев отмечают, что ситуация с бродячими собаками в Октябрьском ухудшилась — по их словам, узнав о приюте, люди начали свозить к приют своих собак с разных уголков республики.

Руфина Шагапова считает, что в Октябрьском удалось построить приют потому, что проект не был привязан к законодательству и бюджетным деньгам, а проектом занимались «всем миром».

— В постановлении регионального правительства прописаны требования к приюту, к подрядчику, к содержанию животных. Приют в Октябрьском далек от образцовых показателей, но все-таки там проблему решили. Надо понимать, что в ближайшее время у нас приютов не будет: в ближайшей перспективе в Башкирии появится семь приютов, но это дом всего для двух-трех тысяч животных. Это не решит вопрос с бродячими животными в республике.

По мнению юриста Булата Сафина, нужно провести анализ количества бездомных собак, понять, сколько денег может выделить бюджет и исходить из объема средств при проектировании приютов:

— Этот вопрос надо проработать на законодательном уровне. Строить хуже, чем-то, что сейчас строится в Новых Черкассах, нельзя по закону. Поэтому специалисты могут определить минимальные условия содержания, и внести изменения, которые могли бы помочь расширить полномочия регионов по определению минимальных требований к условиям отлова и содержанию собак.

В буквах закона

Булат Сафин, анализируя законодательство, связанное с бродячими животными в Башкирии, отметил, что в постановлении республиканского правительства 2020 года, которое регламентирует эти процессы, есть минусы.

В частности, жители республики элементарно не знают телефонов, по которым можно было бы позвонить в специализированную организацию, которая занимается отловом агрессивных животных. По закону вся информация должна быть указана на стенде, который расположен на стенде в местной администрации, но это, как минимум, неудобно.

— Если гражданин видит, что где-то есть бродячие животные, которые ведут себя агрессивно, то между ним и администрацией должно быть ноль препятствий, чтобы он мог сообщить об этом. Представьте, что кто-то пойдет за 15 километров в администрацию, чтобы узнать номер телефона, — это нереально. Если это прописано в законе, значит это должно быть исполнимо.

Кроме того, отлов бродячих животных проходит как по заявлениям от жителей, так и в рамках муниципальных планов. При этом плановые мероприятия с жителями не обсуждаются, они, как правило, о них не знают.

Что касается ответственности, то за надлежащий отлов и содержание животных отвечают в конечном счете не специализированные организации, а органы местного самоуправления. Поэтому, в частности, в истории с убийством ребенка в Учалинском районе крайним оказался именно глава сельсовета, отправленный под домашний арест.

— Не стоит хаять законодателя, февральское постановление 2020 года надо реализовывать. Донести до людей о наличии и местоположении информации, с помощью которой можно достучаться до административного ресурса.

Руфина Шагапова добавляет, что в законодательство нужно внести поправки по обязательной идентификации домашних собак, поскольку изрядная доля бродячих собак — выброшенные на улицу домашние животные.

— Так мы хотя бы будем знать, кто собаку выкинул на улицу. Если это безобидное животное — административный штраф, если повторятся события, подобные учалинским, то — уголовная статья. По этому пути Европа прошла и добилась достаточно серьезных результатов. Я напомню, что примерно половина собак, напавших на ребенка в Сафарово, имели хозяина.

Булат Сафин подчеркивает, что внедрение штрафных санкций может выйти боком:

— Огульно штрафовать не стоит: не надо махать рукой сгоряча и давать указания, иначе сейчас испуганные главы администраций бросятся штрафовать всех подряд, чтобы были показатели. К этому вопросу тоже надо подходить разумно.

По мнению председателя Госсобрания — Курултая РБ Константина Толкачева, важно внести в закон ясность относительности ответственности и внедрить обязательное чипирование домашних животных.

— Закон запрещает убивать животное на том основании, что у него нет хозяина, и взамен варварским методам предписывает стерилизацию, вакцинацию и содержание в специальных приютах. Это концептуально правильный закон, нацеленный на укрепление принципов нравственности в обществе. Но если закон несовершенен или если механизмы его реализации дают сбой, то нужно делать выводы и безотлагательно принимать меры. Нет ничего дороже человеческой жизни.

"