Posted 17 марта 2021,, 05:15

Published 17 марта 2021,, 05:15

Modified 17 октября 2022,, 20:30

Updated 17 октября 2022,, 20:30

Город против машин: каким власти видят транспортное будущее Уфы

17 марта 2021, 05:15
На экологическом форуме представители уфимской администрации поделились своим видением перспектив развития транспортной инфраструктуры. В ближайшие десятилетия у горожан хотят выработать привычку передвигаться на трамваях и электричке, а помочь в этом должны новые магистрали, мосты и развязки.

Рельсы вернут на проспект

Автотранспорт – мощный источник загрязнения окружающей среды. В Уфе, по данным 2019 года, на него приходится 22% вредных атмосферных выбросов, из общего объёма 175,6 тыс. т (пока лидируют предприятия нефтепрома – 71%, еще 4,3% загрязнений приходится на энергетику). В Башкирии зарегистрировано 1,3 млн легковых автомобилей, более половины из них приходится на Уфу. По данным исследования, проведённого Институтом генплана Москвы, уровень ежедневного использования легкового автотранспорта в Уфе – 290 машин на 1000 населения, при этом люди в основном ездят из дома на работу и обратно. К 2040 году показатель использования может вырасти до 350 автомобилей на 1000 жителей.

«В среднем, автомобиль есть в каждой уфимской семье, их продолжат покупать, остановить эту тенденцию мы не сможем, поэтому нужно сделать так, чтобы люди меньше пользовались личным автотранспортом, предпочтительно в выходные, для поездок за город, на природу, а в рабочие дни, часы пик, передвигались на общественном транспорте, - считает начальник отдела развития транспортной инфраструктуры главархитектуры Уфы Кирилл Шёрсткин.

Для достижения цели, по его мнению, город должен стать неудобным для личных авто, при одновременном развитии массового общественного транспорта, прежде всего трамвая. Протяжённость трамвайных путей планируется увеличить с нынешних 35 км до 120. В 2040 году трамвайное движение должно выйти за пределы Уфимского полуострова. Первым шагом в реализации плана должно стать восстановление сообщения между северной и южной частью города.

«Обсуждаем с минтрансом возможность возвращения трамвая в центр, но на улицах Ленина, Пушкина слишком изношенные инженерные сети, пока не можем договориться с ресурсоснабжающими организациями, чтобы проложить там пути», - отметил Шёрсткин.

Власти отказались от идеи пустить трамвай по улице Российской, из-за того, что там нет «точек притяжения» пассажиров и намерены вернуть рельсы на проспект Октября, где трамвай «неизбежно» заменит автобусы и через год-два начнёт перевозить по 60 млн пассажиров в год. Он должен стать скоростным и «магистральным», а соединит эту линию с другими частями города сеть автобусных маршрутов. Реализовать проект планируется за счёт федеральных средств, выделяемых на развитие транспортной инфраструктуры регионов, а также инвестиций.

Кроме того предлагается увеличить количество выделенных полос для общественного транспорта и организовать транспортно-пересадочные узлы,которые могли бы «перехватывать» загородные и межрегиональные маршруты, не допуская их в центр города.

Ещё один, перспективный, по мнению властей, проект – городская электричка. Пока ей ежедневно пользуются около 600 человек, ожидается, что это число вырастет, после создания на пути следования новых транспортно-пересадочных узлов (Правая Белая, Черниковка, Парковая, Спортивная) к которым сделают удобные подъезды для транспорта и пешеходные пути. Станцию «Левая Белая» предлагается перенести на 1,5 км к микрорайону «Яркий», а также обустроить станцию «Воронки», соединив её удобным выездом с проспектом Октября.

Пробки разгрузят мосты

В ближайшие годы в Уфе планируется реализация крупных проектов по улучшению транспортной инфраструктуры. Так, через Белую в створе ул. Интернациональной построят мост протяжённостью 1,2 км. Как сообщил замначальника управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Ильшат Фахрутдинов, проект получил положительное заключение главгосэкспертизы. Мост свяжет Лихачёвскую промзону и прилегающие к ней территории в Октябрьском, Калининском и Орджоникидзевском районах, с трассой М-7, минуя проспект Октября и Затонский мост. На данный мост планируется вывести продолжение проспекта Салавата Юлаева. Первый этап предусматривает строительство автодороги, транспортных развязок на пересечении его с улицами Бикбая, Интернациональной, в том числе с путепроводом через железную дорогу, на втором - строительство еще трех развязок - на пересечении с улицами Ватутина, Уфимское шоссе, Трамвайной. Это должно разгрузить Сипайлово от транзитного транспорта. Для сокращения пробок на наиболее загруженном южном направлении, дополнительно к строящемуся мосту-вставке и реконструкции развязки на улице Заки Валиди планируется создать новый транспортный коридор, включающий строительство улицы Генерала Рыленко в продолжение улицы Степана Кувыкина, строительство транспортной развязки на пересечении улиц Генерала Рыленко и Пугачева – проектные работы по объектам уже идут. Планируется также строительство моста через Белую в Кузнецовском Затоне с выходом на трассу Уфа-Аэропорт в районе «Меги».

Светофоры «поумнеют»

Повысить скорость движения, уменьшить заторы, должно также внедрение «умных» объектов дорожной инфраструктуры. По словам начальника управления коммунального хозяйства и благоустройства мэрии Рустема Хамитова, положительный опыт в этой сфере есть: в 2016 году на улицах Ленина, 50 лет Октября, проспекте Октября на светофорах запущена «зеленая волна», позволяющая машинам ехать без остановок со скоростью 60 км/ч. В 2018 году на улице З. Валиди (на участке от улицы Новомостовой до Советской) в рамках пилотного проекта на светофорах установлены детекторы мониторинга транспортной ситуации. При возникновении заторов и блокировании улицы Новомостовой, светофор переходит в режим приоритетного проезда за счёт удержания трафика со стороны аэропорта. Аналогичная аппаратура установлена и в местах выезда из города, в 2020 году детекторы появились на светофорах на пересечении проспекта Октября и улицы 50 лет СССР. Всё это – шаги к созданию в городе интеллектуальной адаптивной автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), включающей детекторы транспортного потока, системы управления светофорами и программного обеспечения, регулирующего их работу на основе анализа дорожной обстановки. Результатами её внедрения должны стать снижение вредных выбросов, повышение эффективности работы общественного транспорта, увеличение пропускной способности дорожной сети на 25-30% и снижение аварийности на 10-15%.

"