Не было бы счастья, да несчастье помогло: из-за карантина многие знаковые кинорелизы перекочевали в интернет-пространство, а сиквел знаменитого «Бората» был бы довольно ярким кандидатом на запрет к кинотеатральному прокату. Так или иначе новая сатирическая история о нелепом «казахском» журналисте Борате Сагдиеве (Саша Барон Коэн) вышла на Amazon Prime и стала второй самой популярной стриминговой новинкой за коронавирусный год (пока лидирует мюзикл «Гамильтон», которым вовремя прибарахлился «Дисней+»).
В «Следующем фильме о Борате» (у полного названия есть вторая половина — «передача огромной взятки американскому режиму для получения выгоды некогда славным народом Казахстана») горе-журналиста отправляют в США, чтобы заручиться поддержкой Трампа. Его компаньона в этом непростом предприятии — мартышку, работающую министром культуры Казахстана, съедает дочь Бората Тутар. Именно ее главный герой постарается всучить в качестве взятки доверенному лицу Трампа Руди Джулиани.
Выглядит этот винегрет примерно так же дико, как и звучит — фирменных провокаций, от которых хочется покраснеть за всех сразу, здесь в избытке. Тем не менее сюжетно это вполне классическая история эмансипации Тутар. В намеренно ускоренном темпе Тутар переходит от «знакомых с детства» стереотипов про необходимость жить в клетке (буквально) и мечты выйти замуж за богатого старика к преодолению патриархального диктата в лице собственного отца и становится журналисткой. В этом ей помогает оргазм и одна добрейшая афроамериканка.
В середине нулевых «Борат» вскрыл изнанку политкорректного американского общества — по ту сторону даров капитализма стояли невежественные установки простых жителей США, которые не слишком отличались от стереотипов мифического Казахстана. Сейчас, в 2020 году, эти установки перестали быть изнанкой, перекочевав в поле «здравого смысла», который разделяет и президент США (теперь уже бывший), и рядовые американцы, которые не против покупки клетки для 15-летней девушки или антисемитского тортика.
— В 2005 году, чтобы люди раскрыли свои внутренние предрассудки, нужен был персонаж типа Бората — мизогин, расист и антисемит. А теперь все вышло наружу. Расисты гордятся тем, что они расисты. Когда президент — открытый расист, открытый фашист, это развязывает обществу язык, — приводит kkbbd слова из интервью Коэна для NY Times.
В кульминационной сцене доверенное лицо президента США Руди Джулиани ведет весьма недвусмысленный диалог с Тутар и едва не переходит к активным действиям (что, конечно, не могло не подпортить его репутацию). И в этом смысле Борат — лишь немного более сконцентрированная версия Трампа, поэтому его появление на публике в маске президента — не такая уж маскарадная случайность.
К слову о маскараде. Саша Барон Коэн при создании Бората и других своих образов продолжает отстраняется от их речи — в его фильмах нет ни нравоучительной фигуры автора, ни жесткого сценария. При этом сценарий по объему здесь во много раз превышает стандартный: актер признавался, что ему приходится учить по сотне страниц диалогов в день, чтобы быть готовым к любому вопросу, который ему могут задать непрофессиональные актеры. Все это нужно для создания трехмерного образа, в аутентичности и реальности которого никто точно не сможет усомниться. В результате реальность вмешивается в этот провокативный полувыдуманный мир, который создан для того, чтобы в него вмешались, и пересобирает его.
Интересно и то, как за 15 лет изменился мир и его отношение к подобному диковато-абсурдистскому юмору. Кажется, что в России подобное поведение и полухудожественные провокации уже не воспринимаются как что-то из ряда вон. Кажется, что «Реутов ТВ» и подобные развлекательные передачи на границе смеха и стыда, скандала и потенциальной драки успели впитать все — и зрители, для которых полно подобного контента даже на условном youtube, и продюсеры, которые устраивают подобные шоу на центральных каналах страны. И тем не менее если бы нечто подобное попытались снять в России, главные герои в лучшем случае оказались бы за решеткой, что тоже по-своему говорит о нашем родном «внутреннем Казахстане».
Что же в итоге? В очередной раз обиделось настоящее правительство Казахстана. Национальная компания «Kazakh Tourism» сделала слоганом своей рекламы знаменитую фразу Бората «Very nice!». По Твиттеру начал кочевать хештег #CancelBorat — в фильме обнаружили неполиткорректные элементы по отношению к восточной Европе, американцам и вообще всем подряд. А в Казани на некоторое время появились рекламные стенды фильма, в необычной форме предлагающая прохожим одноразовые медицинские маски.
Если измерять популярность «Бората 2» по старинке, то у него не фантастические цифры после первого уикенда: 1,6 млн просмотров в дебютные выходные в США (у «Мулан», который по воле «Диснея» тоже оказался на стриминг-сервисах, было 1,12 млн, но его продавали за $30, а «Борат» доступен по подписке).
И все же фильм получил изрядную долю реакции. Есть и те, кто хвалит, утверждая, что это самый смешной и самый актуальный фильм года. Есть и те, кто ругает — мол, местами смешно, но вообще юмор очень кринжовый и стыдный, да и смотреть через 15 лет на тот же прием уже не так интересно. Проще говоря, если вам нравится Саша Барон Коэн, его юмор и его бесконечные перевоплощения, то это нужно увидеть, в противном случае — лучше пройти мимо в маске и перчатках.