Posted 3 октября 2020, 10:22
Published 3 октября 2020, 10:22
Modified 17 октября 2022, 20:49
Updated 17 октября 2022, 20:49
Перевод студентов на онлайн-обучение вызвало волну недовольств студентов с коммерческих отделений и их родителей. Они заявили о требовании сделать перерасчет и снизить стоимость обучения в связи с переходом в дистанционный формат.
«Почему мы платим также?»
Уфимка Ольга Михайлова платит за обучение своего сына в УГАТУ чуть более 100 тысяч в год. На просьбу женщины сделать перерасчет в связи с переходом обучения в онлайн-режим, в университете отказали, сославшись на то, все занятия проходят по расписанию и знания передаются в полной мере. Однако у женщины другое мнение на этот счет.
— Закрыли всех дома, студенты расслабляются. Ни о какой учебе речь здесь не идет. Можно подключиться к лекции и дальше спать или заниматься своими делами. Ребенок должен ехать на учебу, присутствовать лично. Онлайн-образование дешевле, заочное обучение дешевле. Так почему мы платим также? К тому же не у всех дома есть нужная техника, стабильный интернет, возмущается уфимка.
По словам начальника отдела развития информационных образовательных технологий БашГУ Наиля Байрамгулова, требования студентов о перерасчете в любом ВУЗе республики, неправомерное.
— У нас лекции все ведутся в дистанционной форме с использованием систем видеоконференцсвязи. Фактически контролируется присутствие каждого студента, производится такой же контакт, как при очной форме обучения. Наоборот, студенты начали жаловаться, что у них увеличился объем информации, которую нужно осваивать. Но в программе так и написано, что половину знаний студент должен получать сам, отметил он.
Для получения полного высшего образования лекций и семинаров недостаточно. Многие профессии требуют практических занятий. На данном этапе ВУЗы республики так и не смогли окончательно решить вопрос с проведением такого рода занятий. Однако, вероятнее всего, единственный возможный вариант здесь — личное присутствие студента в здании университета.
— Этот вопрос мы сейчас прорабатываем с руководством, заявили в БашГУ.
Лень порождает лень
Опрошенные Mkset молодыми преподаватели из разных ВУЗов республики сошлись в одном мнении — сейчас все зависит от самих студентов и если среди учащихся пойдет тренд на игнорирование учебы — на выходе мы можем получить поколение плохо образованных кадров.
По словам заведующего кафедрой судебной медицины БГМУ Айрата Халикова, дистанционное обучение показало, что успеваемость обучающихся не всегда является показателем реальных знаний студента.
— Раньше преподаватель мог реально оценить каждого обучающегося, его реальный уровень знаний, узнать, на что студент вообще способен, акцентировать внимание на слабых его сторонах. В процессе дистанционного обучения сделать это достаточно проблематично. Преподаватель не может только через экран своего компьютера оценить студента. К тому же у него теперь больше возможности «списать», «обмануть». Никакие камеры и микрофоны не способны максимально стереть границу между преподавателем и студентом, отметил он.
В этой ситуации есть и обратная сторона. Штатный преподаватель кафедры журналистики в БашГУ Юлия Саитбатталова считает, что несерьезное отношение некоторых преподавателей к онлайн-обучению показывает дурной пример самим студентам.
— Не секрет, что некоторые не стремятся проводить полноценные занятия в «Зуме» и на других площадках, то есть интерактива и полноценных занятий как таковых нет, хотя предоставлены все возможности для этого. Хочешь — презентации, хочешь — демонстрация каких-то материалов со своего экрана. Впрочем, мне кажется, что эти люди и при контактной работе не особо, скажем, напрягались. Не знаю, повлияло ли такое отношение, но многие студенты в итоге все ещё считают, что онлайн-лекции можно игнорировать, отметила Юлия Саитбатталова.
Пандемия коронавируса и повсеместный переход на дистанционное образование усложнила задачу преподавательскому составу и в работе с иностранными студентами. По словам старшего преподавателя английского языка БашГУ Урании Шаммасовой, часто ей приходится тратить личное время на связь со студентами, которые сейчас находятся заграницей и искать в работе с ними индивидуальный подход.
— У нас есть студенты из Китая, Туркмении, Азербайджана. В основном все сейчас находятся у себя на родине. Далеко не у всех есть интернет. Приходится договариваться со студентом о связи по сети в определенное время, когда он найдет место, где есть WiFi. А ведь необходимо созваниваться несколько раз в неделю по расписанию, в противном случае могут поступить жалобы, что оплатили за очное обучение, а по факту получается заочное, объясняет преподаватель.
Как именно скажется переход профессионального образования в режим онлайн на уровень знаний будущих выпускников ВУЗов понять пока трудно. Тем не менее, социологи уже бьют тревогу из-за тренда к повсеместной цифровизации.
Кандидат социологических наук, заместитель директора Института истории, русского языка и литературы уфимского федерального исследовательского центра Тимур Мухтаров уверен, что тенденция перехода важных сфер жизни в онлайн может привести к кардинальным изменениям.
— Нельзя всех переводить в дистанционный формат обучения. Многие профессии требуют личного контакта и практических занятий. Тем не менее, такой переход начал осуществляться довольно давно, процесс ускорился из-за пандемии. В будущем, если все так продолжится, многие профессии потерпят изменения, а живое общение станет роскошью, недоступной для основной массы населения, отметил социолог.
Сколько еще студенты будут на «удаленке» зависит только от эпидемиологической обстановки. Кто-то говорит, что ВУЗы заработают в очном режиме уже с ноября 2020 года, однако в свете стремительно ухудшающейся эпидемиологической обстановки онлайн-обучение продлится на неопределенный срок. Ясно одно, качество образования в республике не пострадает, пока преподаватели будут качественно учить, а студенты — ответственно учиться.