«Куштау нас разделил»
Автор популярного поэтического телепроекта «Йөрәк һүҙе» («Слово, сказанное сердцем») Наиля Сафаргулова заявила, что БСТ поднял вопрос о разрыве сотрудничества после её публикаций в соцсетях, где она высказывала мнение по августовским событиям на горе Куштау.
— На горе творилось такое, что ни один здравомыслящий человек не смог бы понять и принять. И я, как человек с активной гражданской позицией, не могла молчать и оставаться в сторонке. Тем более год назад на съезде башкирских женщин меня наградили медалью «Мать нации». Я чувствовала, что такой статус меня обязывает быть с народом в такое тяжелое для него время, говорит она.
Когда страсти на шихане накалились и начались столкновения между защитниками и «титушками», она хотела поддержать экоактивистов на месте, но была вынуждена соблюдать самоизоляцию из-за положительного результата пройденного накануне теста на коронавирус. Тем не менее, она держала связь с теми, кто был на Куштау, а после ареста экозащитников призывала известных башкирских женщин — Гульнур Кульсарину, Рашиду Султанову, Гульфию Янбаеву, Рушану Бабич, Эльвиру Аиткулову выступить в поддержку арестованных.
— Я все еще не могу понять действия наших властей, предпринятых тогда. Это сложно понять и принять. До сих пор меня трясет, когда вспоминаю те дни, заявляет Сафаргулова.
Когда конфликт начал сходить на нет, женщину пригласил «на разговор» гендиректор телеканала БСТ Рустам Зарафутдинов. По словам Сафаргуловой, медиаменеджер заявил, что она «не совсем правильно себя вела», и сообщил о расторжении сотрудничества.
— Я объяснила, что моя гражданская позиция никак не влияет на творческую работу, которую веду на телеканале. Он сообщил, что посоветуется с Ростиславом Мурзагуловым (председатель совета директоров АО «Башинформ», куда входит телеканал БСТ — ред.). Вчера я зашла к директору и спросила, какое решение было принято по моему проекту. Зарафутдинов поблагодарил меня за мою работу, попросил не обижаться на него и сообщил, что контракт со мной будет продлен лишь на следующий месяц, рассказывает она.
Наиля Сафаргулова признается, что внутренне уже была готова к разговору с работодателем, так как чувствовала, что как Куштау разделил коллектив на два лагеря. «Я не раз признавалась своей напарнице Зиле Дибаевой, что мне нужно уйти, что мои взгляды и политика телеканала не совместимы», говорит она.
Отметим, что в 2017 году буквально на следующий день после офлайн-концерта в формате поэтического поединка на сцене Башкирского государственного оперного театра, который принес настоящую любовь и популярность проекту и его автору, Наилю Сафаргулову попросили освободить эфир на телеканале «Курай» без каких-либо объяснений. «Может, руководству не понравилась моя самостоятельность», предполагает она. Тогда, по ее словам, именно Зарафутдинов спас проект, предложив контракт с БСТ.
— По моему мнению, руководитель, который считает, что проект успешный и нужен зрителю, должен был его защитить, но этого, как я и предполагала, на этот раз не произошло,говорит она.
Слово, сказанное сердцем
Напомним, идея проекта возникла в 2017 году, как отмечает Наиля Сафаргулова, при обстоятельствах, в некоторой степени схожих на события нынешнего года.
— Я придумала этот проект после того, как побывала на митинге в защиту башкирского языка. Тогда перед уфимским Дворцом спорта нас собралось около трех тысяч небезразличных родному языку граждан. Я подумала, что народу нужна площадка, где они могут высказать то, что их волнует, рассказать о своих болячках, чтобы каждый раз не приходилось для этого выходить на митинги, устраивать протестные акции, говорит Найля Сафаргулова.
Формат поэтических поединков идеально подошел под этот замысел. Участники читали стихотворения собственного сочинения, произведения известных поэтов на различные, в том числе злободневные, темы, о которых большинство боялось говорить публично. Создатели и зрители этим и объясняют популярность проекта.
За все время существования «Йөрәк һүҙе» накопилось большое количество видеоматериалов. По словам автора, на сегодняшний день их активно используют как методический и учебный материал районные библиотеки, школы.
— В прошлом году мы посвятили проект юбилею народного поэта Башкортостана Мустая Карима. В этом году, после окончания работы рекордного количества экспертов с видеоматериалами наших участников, мы планировали в ноябре провести традиционный поэтический поединок в ГКЗ «Башкортостан». Из-за пандемии коронавируса буквально на днях я его перенесла на следующий год. Тогда еще не знала, каким будет ответ руководства БСТ, рассказывает собеседница Mkset.
Наиля Сафаргулова признается, что не собиралась публично рассказывать, по какой причине уходит с телеканала. Однако после ее короткого поста из двух слов «Хуш, БСТ!» («Прощай, БСТ!» — ред.) в социальных сетях посыпались вопросы от зрителей и пришлось объясниться.
— Я вынуждена сказать: «Прощай, БСТ!». Потому что между нами — Куштау и моя личная гражданская позиция,написала она в социальных сетях в ответ им.
Mkset же она рассказала, что постарается всеми силами сохранить проект и радовать своих поклонников. «Коллегам я уже говорила, если вдруг мне по каким-то причинам не будут давать зал для концертов, то у нас есть горы», — говорит Сафаргулова.
«Она публично отреклась от телеканала»
Гендиректор БСТ Рустам Зарафутдинов в беседе с корреспондентом Mkset подтвердил, что сотрудничество с Наилей Сафаргуловой действительно будет прекращено. Он подчеркнул, что это не увольнение, поскольку она не являлась штатным работником.
— Требует четкого пояснения: она не увольняется, так как она не является штатным сотрудником предприятия. Она привлекалась нами для производства конкретного проекта по гражданскому-правовому договору. Госпожа Сафаргулова пришла с этим проектом с другого канала, она автор этого проекта, идейный вдохновитель и мы ни в коем случае не претендуем на него, сообщил он.
Говоря о причинах прекращения сотрудничества, Рустам Зарафутдинов обозначил две. Одна из них — смена сетки вещания.
— Я скажу, как есть. Во-первых, мы сейчас активно готовимся к переформатированию канала БСТ, будем менять сетку вещания. Раскрою секрет — даже будем менять оформление. И этот процесс постоянный, либо раз в год, либо два раза в год в зависимости от редакционной политики периодически какие-то проекты закрываем, какие-то открываем. Этому проекту на телеканале БСТ, если не ошибаюсь, уже почти три года. За это время, я думаю, что мы все цели и задачи, которые были поставлены перед ним, реализовали. Мы сейчас рассматриваем варианты альтернативных проектов, чтобы башкирская интеллигенция и просто жители получали подобного формата контент, но это должно быть что-то новое, необычное. Телевидение должно меняться постоянно. Это естественный процесс, объяснил он.
Вторая причина, по его словам, связана с нарушением корпоративной этики со стороны Наили Сафаргуловой.
— Здесь (в прекращении договора с Сафаргуловой — ред.) есть политика, но она не связана с Куштау. У нас на предприятии работает достаточное количество людей, которые так или иначе выражали свою позицию по тем событиям. Подозревать меня в каких-то репрессиях по этому поводу — абсолютно глупо, потому что эти люди как работали, так и продолжают работать. Мне важно, чтобы люди работали на своем участке эффективно и не нарушали корпоративную этику. Дело в том, что госпожа Сафаргулова больше месяца назад в своих социальных сетях публично заявила о том, что не видит свое дальнейшее развитие в эфире телеканала БСТ. Это было на фоне событий, которые разворачивались на Куштау, этого я не скрываю. Но она публично отреклась от канала,уточнил Рустам Зарафутдинов.
По его словам, такая выходка Наили Сафаргуловой не понравилась большей части коллектива телеканала.
— Нас это не то, чтобы задело, но вызвало некое недоумение. Вы знаете, что у нас уже был случай, когда наш коллега заявил, что с нашей информационной политикой — тоже спорный момент, какой именно, — не согласен, поэтому дальше работать не намерен. Он честно пришел, написал заявление и уволился. Следом за ним такое же заявление появилось от госпожи Сафаргуловой, но ничего конкретного после этого не предприняла, видимо, в надежде, что мы закроем глаза на такие громкие заявления и будем продолжать с ней сотрудничать. Есть понятие внутрикорпоративной этики, несмотря на то, что она не является нашим штатным сотрудником, она является одним из производителей контента. Мы соглашаемся с ней, у каждого человека есть право на собственное мнение, но если ты публично заявил о чем-то, то наверное, как взрослому сознательному человеку следует претворять ее в жизнь, прокомментировал гендиректор телеканала БСТ.
Напомним, 25 сентября официально с телеканала БСТ уволился ведущий новостей Тагир Вахитов. диктор регионального телеканала еще 16 августа в социальных сетях заявил, что не намерен продолжать работу в БСТ из-за несоответствия его личных взглядов и политики канала по поводу разработки шихана Куштау.