Posted 18 мая 2020, 05:48

Published 18 мая 2020, 05:48

Modified 17 октября 2022, 20:45

Updated 17 октября 2022, 20:45

Помощь не дошла: в Башкирии не всем работникам «скорой» дали «коронавирусные» деньги

18 мая 2020, 05:48
Выплаты, положенные медикам, оказавшимся на передовой в битве с коронавирусной инфекцией, так и не дошли до работников скорой помощи.

В то время, как медсестры, фельдшеры и водители, регулярно выезжающие на вызовы, не получили доплаты, которые им полагаются за риск при столкновении с коронавирусной инфекцией, солидные средства были выплачены сотрудникам колл-центра «03», работающим исключительно за пультом в так называемой «чистой зоне». Медиакорсеть попросила прояснить ситуацию руководителя региональной ячейки межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Тамару Прига, которая работает медсестрой-анестезисткой реанимационной бригады скорой помощи в Уфе.

— Тамара, на последнем заседании регионального оперативного штаба по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции глава республики Радий Хабиров дал указание министру здравоохранения Максиму Забелину до вечера прошлого четверга решить вопрос с выплатами «коронавирусных» средств, поступивших из федерального центра для медиков. Потом была информация, что все-таки крайний срок — пятница, 15 мая. И все-таки многие медики никаких доплат не получили, среди них — и ваши коллеги, не так ли?

— Уточним: получили не все члены одних и тех же бригад. Допустим, врачи получили, а многие фельдшеры, медсестры и водители — нет. Хотя работа наших выездных бригад непосредственно связана с риском. Например, моя коллега Марина Явгильдина и вся ее бригада уже второй раз попала в карантин после вызова к пациенту, у которого был обнаружен COVID-19.

Вот в последний раз они выехали на падение с высоты строителя родом из Средней Азии. Оказали первую помощь, госпитализировали. На станции успели помыться, переодеться, потому что одежда оказалась в крови, съездили еще на два вызова, а потом им звонят и отзывают с линии, потому что у рабочего, упавшего с высоты, компьютерный томограф показал так называемую картину «матового стекла» в легких, которая считается признаком COVID-19.

Конечно, от такого ни одна бригада не застрахована. Нередко бывает, что едем на вызов, который похож на инсульт, а видим задыхающегося больного с температурой и явными признаками пневмонии. В основном мы ездим на вызовы в обычной форме, но с защитными экранами на лице. На случай подозрения на COVID-19 в машине лежит защитный костюм.

При этом считаю важным уточнить, что вопрос с невыплатой «коронавирусных» средств нас так сильно задел не потому, что мы, медики, готовы воевать за каждую копейку, как пишут некоторые в соцсетях. Мы понимаем, что при начислениях могут возникать какие-то недоразумения и средства могут поступить позднее по уважительным причинам. Однако у нас вызвал недоумение тот факт, что в числе первых весьма серьезные доплаты (по 9000, по 17000 рублей и выше) получили диспетчеры колл-центра «03», которые работают в абсолютно чистой зоне, не соприкасаются ни с выездными бригадами, ни тем более с пациентами. Они только принимают вызовы. Разумеется, такое положение дел вызвало недовольство у тех специалистов, которые реально выезжают к больным.

— Руководство как-то объяснило вам такую странную ситуацию?

— Да, нам пытались объяснить, что диспетчерам положены выплаты, потому то эта категория указана в федеральных документах. Мы их тщательно изучили и можем со всей ответственностью пояснить, что в постановлении № 415, действительно, упоминаются диспетчеры. Однако речь там идет не о тех, кто работает в кабинетах в чистой зоне, а о тех, кто вместе с выездными бригадами дежурит на станциях и принимает от них записи о пациентах с вызовов, то есть непосредственно контактирует с сотрудниками, возвращающимися от пациентов.

Еще раз хочу уточнить:

мы не считаем чужие деньги и не требуем отобрать выплаченные средства у диспетчеров колл-центра, мы только просим поступать по закону и не нарушать наши права. По нашему мнению, кабинетные работники при всем уважении к их труду все-таки подвергают свои жизни опасности гораздо меньше, чем, к примеру, водитель автомобиля скорой помощи.

— А почему же все-таки не получили доплаты сотрудники выездных бригад? Неужели у кого-то есть сомнения, что они рискуют своим здоровьем и жизнями во время работы?

— Что касается невыплат «ковидных» денег сотрудникам выездных бригад, то нас сначала пытались убедить, что доплаты полагаются только за те выезды, когда у пациентов был подтвержден коронавирус. Мы с такой постановкой вопроса были категорически не согласны. Хорошо, что нас поддержал в это плане федеральный минздрав. Насколько я знаю, на фоне большого потока жалоб такого рода минздрав России 11 мая выпустил разъяснение о порядке начисления выплат, предусмотренных двумя правительственными постановлениям.

— В нашу редакцию также поступают жалобы на эту тему. Например, такой сигнал поступил от сотрудников скорой помощи из Туймазинского района республики. Давайте остановимся подробнее на этих разъяснениях минздрава России. Они могут быть полезны для многих ваших коллег.

— Хорошо, давайте подробнее. Во-первых, согласно постановлению № 415 надбавка медработника определяется в «установленном проценте от средней заработной платы в регионе в зависимости от его должности и исходя от времени, которое он отработал». При этом так называемая «президентская» надбавка, установленная постановлением № 484, должна выплачиваться в размере не более 100% на одну ставку. То есть если врач отработал половину ставки, он получает 50% надбавки, а если две ставки — то все равно только одну дополнительную выплату. При этом подчеркивается, что сумма выплат может уменьшаться только по причине отпуска или больничного. Конец свободному толкованию вышеупомянутых постановлений правительства РФ должны были положить разъяснения заммнистра Татьяны Семеновой, которая заявила, что «стремление некоторых руководителей медорганизаций „оптимизировать“ выплаты и рассчитывать их, исходя из, например, фактически проведенного работником времени с пациентом с COVID-19 „по минутам“, не имеет под собой оснований и потребует серьезной оценки».

— Да, были такие разъяснения. С тех пор прошла неделя. Что-то изменилось с получением выплат?

— Принципиально ничего не изменилось. Разве что нам теперь перестали говорить про то, что доплаты будут начисляться после подтверждения коронавируса у пациентов. Теперь нас стали заверять, что все будет в порядке и мы должны в ближайшее время получить свои средства. Мы не поленились и дозвонились в расчетный отдел станции скорой медпомощи, чтобы уточнить данный вопрос. Нам сказали, то федеральные средства, которые поступили на «ковидные» доплаты медикам, закончились. То есть в лучшем случае доплаты мои коллеги получат после того, как получат дополнительные средства из федерального центра.

Считаю важным добавить также, что остались за кадром работники "заправочных" пунктов (аптека), они не упомянуты в постановлениях, однако все, что привозят с вызовов бригады для дезинфекции, ими обрабатывается и утилизируется.

— Но если такие проблемы возникли у штатных работников скорой помощи, что же тогда говорить о водителях, которые работают на аутсорсинге?

— Да, в Уфе пока еще есть, по-моему, на трех подстанциях водители автомобилей скорой помощи, работающие по аутсорсингу и оформившие для этого свои ИП. Правительственными постановлениями первоначально выплаты такому персоналу не были предусмотрены, даже если он выполняют ту же работу, что и штатные сотрудники. Но сейчас, кажется, ситуация сдвинулась в положительную сторону и для них.

Насколько я знаю, таких водителей до последнего времени старались не отправлять на заведомо «ковидные» вызовы, но ведь, как мы убедились в случае с моей коллегой Мариной Явгильдиной, о которой я рассказала в начале беседы, от столкновения с вирусом не застрахована ни одна бригада. В Москве и других городах власти решили поднять стоимость контрактов с такими подрядчиками. Затрудняюсь ответить, как у нас руководство может решать такого рода вопросы.

Вообще, надо отметить, что в целом у нас выстроились довольно конструктивные отношения с новым главным врачом. Наверное, это даже отметили и журналисты, что от нас почти перестали поступать тревожные новости. Однако, к сожалению, ситуация с «ковидными» доплатами вновь дала повод для расстройства.

От редакции:

К нам продолжают поступать похожие сигналы из других подразделений скорой помощи по республике. Так, свои расчетные листки за апрель выставили в соцсетях работники скорой помощи из Белебеевской ЦРБ, которая в последнее время часто поставляла тревожные информационные поводы, связанные с коронавирусом. Судя по данным из расчетных листков, у них «коронавирусные» выплаты составили от 200 рублей до 1800 рублей. Сотрудники заявили, что готовы идти в суд.

Не получили выплат и сотрудники скорой помощи Абзелиловского района Аскаровской центральной районной больницы, информация об этом прозвучала на федеральном уровне, в публикации «Медиазоны». Одна из фельдшеров, попросившая не раскрывать ее имя, рассказала, что в районе нет специализированных бригад для работы с коронавирусными больными, поэтому вся нагрузка легла на обычные бригады, и без того малочисленные.

«Мы оказываем помощь пациентам, не зная, что у них положительный или отрицательный результат, и с положительным результатом осуществляем перевозку в другие города, — рассказала фельдшер. — Мы получили расчетные листы за апрель, там не указано никаких выплат. На наши вопросы отвечали, что когда мы контактируем с больным с положительным результатом COVID-19, нам прибавляются часы, и никаких выплат не ждите».

Тем временем федеральные эксперты проанализировали ситуацию с выплатами медикам «коронавирусных» денег и, кажется, нашли причину противоречий. Дело в том, что в подпункте «в» пункта 12 постановления № 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов...» указано, что «размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время». Судя по всему, дотошные бухгалтерии руководствуются именно этим пунктом и, по сути, ничего не нарушают. В итоге, когда противоречие стало очевидно, в конце прошлой недели правительство РФ выпустило релиз «Фактор времени не будет учитываться при расчёте федеральных выплат медработникам» со ссылкой на новое постановление праительства РФ № 678 от 15 мая 2020 года, которым внесены изменения в апрельское постановление № 484. В частности, там отмечено: «В подпункте «в» пункта 12 слова «за фактически отработанное время» исключить».

Медиакорсеть следит за ситуацией.

Подпишитесь