Posted 27 декабря 2019, 09:59
Published 27 декабря 2019, 09:59
Modified 17 октября 2022, 20:40
Updated 17 октября 2022, 20:40
Медиакорсеть неоднократно рассказывала о проблемах жителей микрорайона Баланово Демского района Уфы. Журналистам приходится возвращаться к теме спустя несколько лет, ведь решения проблем, несмотря на бесконечные проверки и обещания властей, все еще нет.
«Мы строим, чтобы Вам жилось комфортно», гласит слоган на официальном сайте Промышленно-строительной компании № 6 (ПСК-6, владелец — депутат Горсовета Уфы Андрей Носков). Однако жители социального жилья на улице Якуба Коласа в один голос подтвердят: в домах, построенных этим застройщиком, комфортом и не пахнет. Вместо этого отдает тяжелым запахом сырости, бесконечного ремонта и потрепанных нервов.
«В туалет хожу с обогревателем»
Руководители инициативной группы жителей домов №149, 151, 153, 155, 157, 159 Олег Соколов и Валентина Ташмурзина обивают пороги различных надзорных ведомств и судебных инстанций уже 4-5 лет. Да вот только никакого результата. В квартирах холодно так, что треснут оконные рамы, плесень заставляет менять обои каждые полгода, гостей звать стыдно — от затхлого запаха не спрятаться. Да что там окна — трещины идут по стенам и по потолку, потому что строители недостаточно утеплили стены.
Квартира Олега Соколова находится на последнем этаже. Каждый раз после осадков с потолка капает: в неутепленном чердаке образуется наледь, которая впоследствии тает и оказывается в квартире. А это приводит к сырости, гниению обоев и мебели.
В домах не только чердак неутепленный. Застройщик сэкономил и на стенах — утеплитель снаружи здания толщиной всего пять сантиметров. Между блоками, разделяющими стояки — пустоты.
Муж Валентины Ташмурзиной Юрий работает строителем. Говорит, если они построили бы такой объект — у них его никогда не приняли бы. Они живут в доме № 155.
— Всю жизнь строил людям, старался, чтобы было без косяков. А себе качественное жилье купить не смог, — горюет он. — Вот, смотрите, в ванной и в туалете стены были обклеены дешевыми обоями. Мы специально не делаем ремонт, ждем, когда переделают.
Вентиляционные отверстия в квартире Ташмурзиных, как и в других квартирах, замурованы. Иначе никак: из-за обратной тяги становится так холодно, что трубы покрываются инеем.
— Я в туалет хожу только с обогревателем, — говорит бабушка Светлана из дома № 159.
Трехэтажные дома на улице Якуба Коласа были построены как социальные. Большинство жителей здесь оказались по программе расселения с аварийных домов, также есть сироты и инвалиды.
Азамат из 14-й квартиры дома № 155 как раз из числа переселенцев.
— У нас также не работает вытяжка, конденсат появляется на окнах, стены промерзают. Плесень везде, только и успевай обрабатывать. На кухне плесень испортила мебель, пришлось выкинуть. Обработка помогает ненадолго, чтобы полностью избавиться, надо продалбливать бетон, все переделывать, искать дыры. И то не факт, что в другом месте не появится, — рассказывает он. — Один раз меня подвозил таксист, который подрабатывал на строительстве этих домов. Говорит, толком никто не проверял, стройматериалы воровали.
Азамат пока не может продать свою квартиру как некоторые соседи — надо приватизировать жилье. Пусть и подешевле, но здесь стараются продать и переехать, никто уже не верит, что их проблемы когда-нибудь решатся. А вот опасность заработать болезни, как чахотка, бронхит растет каждым днем.
— Если честно, у нас в бараке 1935 года таких проблем не было. Лучше бы нас не расселяли, а денег выделили на ремонт. Сейчас их снесли и строят крутые дома. А мы сидим тут в плесени. Лучше жить не стали,
— говорит мужчина.
«Кто заказал экспертизу — у того и правда»
Как выяснилось, аналогичные проблемы есть и в соседних домах № 135, 139, 141, 143, которые были сданы позже. Все то же самое: вентиляция не работает должным образом, на третьем этаже течет с потолка, в угловых квартирах холодно, что приходится запасаться на зиму теплой одеждой не только для уличных прогулок.
От администрации Демского района приходит один и тот же ответ: обращайтесь к застройщику. А представители ПСК-6, в свою очередь, рекомендуют держать окна открытыми. Мол, по СанПину так положено, в таком случае вентиляция заработает и сырости не будет.
— Вы сами понимаете, что зимой даже с прикрытыми все время окнами становится холодно, — говорит Мария Иванова из дома № 135.
По просьбе жителей управляющая компания нарастила вентиляционные каналы, но это не особо-то помогло.
Сосед Марии по дому Константин Кириллов пытается отстоять свои права через суд. Проверка Госкомитета по строительству и архитектуре РБ подтвердила наличие недостатков в вентиляционной системе квартиры. Проводились два тепловизионных обследования — один по инициативе Кириллова, второй в рамках проверки ведомства. Оба обследования показали наличие промерзаний. Однако судебная экспертиза опровергла все эти факты.
Изначально иск Кириллова рассматривался в Орджоникидзевском районном суде, где экспертиза не нашла недостатки и иск был оставлен без рассмотрения. Затем Кириллов подал тот же иск в Демский районный суд. Здесь назначили две судебных экспертизы. Первая экспертиза подтвердила недостатки, но судья отказалась принимать заключение, ссылаясь на опечатки, присутствующие в нем. Вторую экспертизу проводили те же люди, которые делали экспертизу по назначению Орджоникидзевского районного суда. Ожидаемо, вторая экспертиза опровергла наличие недостатков. На этом основании судья отказала в иске. Верховный суд Башкирии оставил решение первой инстанции без изменений.
Кроме проблем с протекающей крышей, вентиляцией, промерзанием стен, у Константина некорректно работает индивидуальный газовый котел, установленный застройщиком.
— То перегревает воду, то недогревает. Иногда самопроизвольно отключается. В ноябре прошлого года, как раз тогда, когда проводилась вторая экспертиза, котел вообще перестал работать — вышла из строя плата управления. Я полмесяца был без горячей воды и отопления. Эксперт же решил, что эти проблемы из-за того, что я не проводил техническое обслуживание котла, — вспоминает Кириллов.
По словам мужчины, судебный процесс полностью саботировался судьей. Она посчитала, что Константин уклоняется от проведения экспертизы — якобы, отказался демонтировать натяжные потолки для доступа эксперта.
— И это несмотря на то, что эксперт не предупреждал меня о необходимости демонтажа, а сама экспертиза проводилась в субботу в 8 часов утра. Я физически не смог найти в это время специалиста для демонтажа, — отмечает наш собеседник.
Юрист Константина на одном из заседаний в Демском районном суде заявил ходатайство о привлечении в процесс администрацию Уфы и Госкомстрой РБ, так как их проверки подтвердили наличие недостатков. Ходатайство было отклонено. В Верховном суде истец просил назначить повторную экспертизу и приобщить письмо Госкомстроя — отказали. Управляющая компания подавала иск в Арбитражный суд — отказали.
— Половина квартир — муниципальная, как проводилась приемка дома — непонятно. В Орджоникидзевском суде юрист застройщика говорил моему юристу, что у них все схвачено. А в Демском суде он заявлял что-то, типа: «Кто заказал экспертизу — у того и правда».
На наш запрос в администрации города все так же посоветовали проветривать помещения.
«Жилые дома № 149, 151, 153, 155, 157, 159 по ул. Якуба Коласа в Демском районе были введены в эксплуатацию в 2012 году. В течение гарантийного срока застройщик выполнял мероприятия по устранению замечаний жильцов, что подтверждается справками от собственников. При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1–5 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, предельный срок обнаружения недостатков, связанных с недостатками выполненной работы согласно пункту 3 статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», составляет пять лет. Срок гарантийных обязательств по указанным жилым домам завершился 01.12.2017. После этого поддерживать условия безопасного и благоприятного проживания граждан должна управляющая организация в рамках обслуживания и текущего ремонта в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Тем не менее, несмотря на истечение гарантийных сроков, застройщик ООО «СУ № 3 «ПСК-6», намерен выполнить работы по ремонту вентканалов до начала летнего периода 2020 года.
Обследование вентиляционных каналов осуществляется специализированной организацией по договору с управляющей организацией ООО «ГУК» ежеквартально. В случае обнаружения засорения производится их прочистка.
При выявлении фактов промерзания, застройщиком проводилась работа по дополнительной герметизации стен. В 2018 году проведены ремонтные работы цокольной части домов. Что касается указаний на трещины — имеется незначительная деформация штукатурного слоя внутри подъездов, которая устранима при проведении текущего ремонта лестничных клеток. Решение о проведении текущего ремонта относится к компетенции общего собрания собственников жилья.
Администрацией ГО город Уфа с выездом на место неоднократно проводились совещания по вопросу температурно-влажностного режима в жилых помещениях. Нарушения являются следствием недостаточного притока воздуха из-за хорошей герметичности оконных и дверных блоков из ПВХ, которое приводит к «опрокидыванию» тяги в одном из вентканалов, находящемся в наиболее холодном помещении квартир — чаще это санузел. Управляющей организации рекомендовано проводить разъяснительную работу с собственниками жилья по использованию режима микропроветривания помещений.
Вышеуказанные дома оборудованы индивидуальными газовыми котлами для целей отопления и горячего водоснабжения. Собственники самостоятельно регулируют температуру теплоносителя и, соответственно, температуру в жилом помещении в зависимости от температуры наружного воздуха».
КОММЕНТАРИЙ:
Надежда Крылова, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Республике Башкортостан:
«Региональное отделение ОНФ несколько лет занимается проблемами домов по улице Якуба Коласа, которые построены по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Граждан вместо благоустроенных квартир заселили в «новое аварийное» жилье.
Все дело в дефектах, которые были допущены в процессе строительства. В соответствии с законодательством строительный надзор за данными домами не проводился, так как этажность не превышает 3 этажа. При содействии активистов ОНФ неоднократно проводились комиссионные осмотры объектов, в ходе которых все претензии жителей дома подтвердились. Получается, что на государственные деньги построен и введен в эксплуатацию дом с очевидными нарушениями.
Также необходимо отметить, что ссылки чиновников на то, что гарантийный срок устранения строительных недостатков застройщиком истек, несостоятельны и не соответствуют закону. Дефекты строительства выявлены в период гарантийного срока, а не по его истечении. До сего времени допущенные недостатки не устранены.
Действия виновных лиц в появлении нового аварийного жилья подрывает уважение граждан к власти. Проживание в этих домах создаёт угрозу здоровью граждан из-за неблагоприятной среды в помещениях. Вместо дискуссий о гарантийном сроке давно нужно было привести дома в надлежащее состояние».
Медиакорсеть следит за развитием событий.