Полтора года назад дискуссия вокруг нового турбренда «Терра Башкирия» заново запустила горячие дискуссии о том, почему в республике до сих пор так мало сделано в плане продвижения внутреннего туризма и собственно его развития. Прошло время, сменилась власть, местные турфорумы продолжают настаивать на том, что «главное хотя бы проговорить эту проблему», а ощутимого прогресса по-прежнему нет.
— Туризму на Южном Урале мешает то, что его развитием занимаются люди, которые сами никогда не занимались туризмом, — считает путешественник, амбассадор Уральских гор Олег Чегодаев. — Возможно, поэтому им самим не очень интересно ставить себя на место туристов, которые ходят в горы, сплавляются по рекам. У нас становится только хуже и перспективы никакой нет. Тем, кто действительно занимаются туризмом и прекрасно понимают, чем силен и интересен Южный Урал, не интересно сидеть в креслах и обсуждать этот вопрос в стотысячный раз. Поэтому реальным развитием будут заниматься энтузиасты, туристов будут забрасывать на вездеходах, везде будет грязь, мусор и помойки на вершинах.
— Изменения, конечно, есть. Национальные парки развивают и благоустраивают свои территории, делают они это очень классно. Но если говорить о поддержке правительства, то это очень больная тема, потому что какой бы вопрос в этой сфере ты ни решал, возникает ощущение, что стоишь перед какой-то стеной, у которой не к кому обратиться, — считает создатель турпроекта «Trekkingmania» Роберт Валеев.
По мнению зампредседателя Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Азамата Галина, туризм в 2011–2012 гг. в регионе развивается «хорошими темпами»: ежегодный прирост объема платных услуг составляет 7-10% в год.
— Да, проблемы в турсфере действительно есть, именно поэтому было решено создать отдельный орган власти по туризму — Госкомитет. Уже состоялось два совещания с главой РБ, поступили четкие указания, что нужно делать и на что обратить внимание — это, конечно, инфраструктура и дороги. Продвинулся вопрос строительства дороги Мраково-Старосубхангулово на сумму 2 млрд рублей, уже закончен первый этап. Включены в приоритетный план развития дороги к пещере Шульган-Таш, горе Иремель, объекту Нарыстау в Миякинском районе.
Стоит отметить, что финансирование нового Госкомитета начнется лишь в феврале 2020 года, а в его составе пока только один человек — председатель Салават Нафиков.
Также Азамат Галин добавил, что регион вошел в федеральную целевую программу для формирования инженерной инфраструктуры на юге Башкирии, который гораздо меньше интересовал инвесторов, чем восток и запад республики. На 2022 год из федерального бюджета обещают выделить 360 млн руб. на формирование инженерной инфраструктуры в Кугарчинском, Куюргазинском и Бурзянском районах. При этом чиновник подчеркнул, что в области кадров ситуация «не совсем здоровая»:
— Пока мало людей, понимающих, что туризм — это не культурология, а бизнес, что туристы, приезжающие в Башкирию, хотят видеть улыбку на лице, ночевать в чистых постелях, пользоваться теплым душем, иметь вайфай в номерах и так далее. Туризм — отдельная отрасль экономики, это нужно понимать. Это не только походы и сплавы, но и дороги, гостиницы, санатории, турбазы, придорожный сервис.
— Главная проблема отсутствия интереса к туризму в Башкирии, — слабая информированность, — считает ведущий тв-проекта «За порогом» об активном туризме Андрей Кузьмин. — Люди просто не знают, что это такое. Я много путешествую, общаюсь с жителями других регионов, для кого-то Башкирия — какая-то бескрайняя степь, для кого-то — огромные нефтеперерабатывающие заводы. Люди просто не представляют нашей природы. Нет возможности зайти в интернет, набрать «Башкирия» и получить комплексный ответ на все вопросы, которые будут связаны с внутренним туризмом. Что говорить про другие регионы, если сами жители плохо знают свой край.
Азамат Галин подтвердил, что такая проблема есть: в интернете нет централизованного портала (и вообще какой бы то ни было информации по турпакетам по районам Башкирии с прописанными стоимостью, местами размещения и другими услугами. При этом Азамат Галин подчеркнул, что представители Госкомитета работают над этой проблемой, а Госкомитет по туризму открыт ко всяческому взаимодействию в сфере.
— У нас в декабре должен запуститься новый сайт, итоговый, но там нет брендовых маршрутов. У нас была идея год назад, когда появился бренд «Терра Башкирия», были планы, большие, предусматривалось софинансирование на продвижение, но эта тема немножко не пошла. Сейчас у нас новое руководство, новые цели, задачи у нового Госкомитета, будет новая концепция по продвижению этого бренда.
По словам представителя Госкомитета по туризму РБ, ежегодно в Башкирии на развитие турнаправления в республике выделяется 50 млн руб: 10 млн руб. выдаются в виде бесплатных сертификатов пенсионерам, детям-инвалидам и детям-сиротам (Башкирия остается единственным регионом России, где работают программы соцтуризма), 20 млн руб. — «на проектировки, чтобы войти в федеральную программу на сумму 230 млн руб.», 10 млн руб. — на развитие туризма в целом, т. е. выставки, буклеты, информтуры, помощь НКО. При этом отчисления сферы туризма в бюджет региона приносят порядка 800 млн руб. в год.
Очевидно, что предоставляемых средств недостаточно, учитывая многочисленные проблемы в туринфраструктуре региона. Так, например, по словам первого заместителя председателя РГО РБ Вячеслава Аброщенко, проблемы даже с установкой указателей на туристических маршрутах.
— Приведу пример: Киндерлинская пещера, туристы плутают через многочисленные деревни. Неоднократно главе района Архангельского района и заместителю говорили — поставьте информационные щиты. Нет до сих пор. Хотя ничего сложного нет, никаких миллионов там не надо, просто этим вопросом надо заниматься каждому муниципалитету.
По словам Азамата Галина, в 2020 и 2021 гг. власти обещают поставить по 200 указателей к природным достопримечательностям.
— Конечно, мы понимаем, что этого мало. Вопрос непростой, мы не можем ставить знаки, куда захотим — это нужно и с туристической общественностью обсудить. Также мы взаимодействуем в этой связи с крупными игроками — санаториями, горнолыжными базами, природными парками. Основная проблема была в недостатке финансирования. К примеру, чтобы поставить 200 знаков, нужно 20-30 млн рублей, но сейчас проблема решается.
— Говорить, что у нас совсем нет внутреннего туризма, — будет, наверное, неоправданно. При этом у нас множество самозванцев, которые проводят экскурсии, не отчитываясь в казну, и этих денег бюджет республики не видит. В связи с этим необходимо законодательство, регламентирующие предоставление туристических услуг, — считает председатель гильдии экскурсоводов РБ Марина Игнатьева.
Член Общественной палаты РБ Расих Хамитов, 16 лет возглавлявший геологическую службу республики, также отмечает, что системности в работе в сфере внутреннего туризма нет, хотя все ресурсы для этого есть:
— Нет дорожной карты, подход к развитию въездного туризма — чиновничий, не побоюсь этого слова, непрофессиональный. Маршруты должны разрабатываться с учетом специфики региона. В каждом регионе есть своя «изюминка». Наша «изюминка» — это Урал со всеми природными, климатическими, водными, экологическими факторами. Задача — апробировать туристический кластер, который будет интересен на международном уровне. Также наши Шиханы имеют мировое значение. То есть нужно использовать те ресурсы, которые уже имеются, уникальную культуру и наследие, которые интересны туристам. На сегодня в Башкирии есть база, есть все необходимые природные ресурсы, нужен лишь организованный, цивилизованный подход к этому вопросу.
— Скажем так: не все сразу, наверное, да? — подытожил Азамат Галин. — Сейчас у нас приоритетный кластер — Бурзянский. Наверное, следующим будет «Легенда Урала». Ни для кого не секрет, что в стратегическом указе Главы РБ Радия Хабирова есть поручение создать особую туристско-рекреационную зону «Урал». Планируемый объем инвестиций — порядка 30 млрд рублей на первоначальном этапе, в первую очередь будут решаться вопросы инфраструктуры. Будем прорабатывать.
На круглом столе, организованном Общественной электронной газетой, было озвучено, что по дорожной карте нового Госкомитета по туризму у Салавата Нафикова «все в процессе», поскольку он пока один, а это тяжело. С февраля будет организована команда в количестве «20-25 профессионалов», которых будет набирать лично председатель. Реализация новой дорожной карты в целом по региону будет производиться за счет того же объема средств, что ежегодно выделялись в Госкомитете по предпринимательству и туризму РБ, но делать это будут лучше и «окончательнее», чем раньше (характерно, что даже «итоговых» и «финальных» сайтов по туризму в Башкирии было сделано за последние годы не один и не два). Верится в это обещание, конечно, с трудом, но другого варианта, кажется, у нас нет.