Posted 24 октября 2019, 09:48
Published 24 октября 2019, 09:48
Modified 17 октября 2022, 20:12
Updated 17 октября 2022, 20:12
Эфир, посвященный проблемам социального сиротства в России, состоялся на днях. Послушать полностью его можно здесь.
Миллионы на борьбу с бутылкой
Обсуждение проблемы ведущие начали с материала Медиакорсети от 16 октября, в котором мы рассказывали о пилотном проекте «Моя семья», ранее презентованном на оперативном совещании в правительстве республики.
Речь в нем шла о том, что в Архангельском районе республики расформировывают социальный приют для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также пилотном проекте «Моя семья», который, помимо прочего, призван решить проблему социального сиротства в республике и всеобщую алкоголизацию населения.
В частности, как утверждают чиновники, у детей алкоголиков, направленных в приюты, появился шанс вернуться в родные семьи. Ранее мы писали о том, что каждый четвертый брак в республике распадается именно по причине алкоголизма.
На борьбу с бедностью республика получит 385 миллионов рублей из федерального бюджета и 45 миллионов региональных средств. Эти средства, по словам сенатора, будут направлены на то, чтобы «снабдить семьи не рыбой, а удочкой: помочь начать собственное дело, открыть глаза на новую жизнь».
В нашем материале мы упомянули, что это «деньги на АСПК — адресную социальную помощь в виде социального контракта — до 100 тысяч рублей дается на открытие собственного дела, до 50 тысяч — на ведение личного подсобного хозяйства, до 15 тысяч — на содействие в прохождении профобучения». Как вариант, рассматривается также выделение средств на лечение алкогольной зависимости. Это будет лишь одним из пунктов, но это не значит, что все деньги будут направлены на этот проект, как уточнили Медиакорсети в министерстве семьи, труда и социальной защиты населения республики.
Отметим важное — все приведенные цифры мы получили из данных пресс-службы ведомства (все соответствующие сканы в распоряжении нашей редакции имеются), однако в эфире сенатор указала, что журналист цифры написал «немножко не те», что, разумеется, не может не вызвать некоторых вопросов.
- Эти средства лишь частично связаны с проектом «Моя семья». Это не значит, что мы все деньги дадим зависимым. Средства эти пойдут на борьбу с бедностью, - заявила Гумерова. - Речь идет о тех семьях, которые имеют неблагополучное финансовое положение. Цель — не раздать всем по 100 рублей, а дать удочку, а не рыбку. Вот на это направлены средства.
Проект «Моя семья» — это не проект по борьбе с алкоголизмом. Мы просто хотим скоординировать усилия всех министерств и ведомств на то, чтобы предложить родителям лечение от зависимости и в первую очередь хотим обратить внимание на родителей тех детей, которые находятся в приютах. Это не значит, что чиновники сидели, ничего не делали и вот что-то придумали, мы с коллегами из Башкирии очень долго работаем над этой темой.
При введении проекта учитывали опыт Архангельской, Томской областей, Татарстана. Взяли лучшие наработки коллег.
Сейчас в республике находятся 407 детей в социальных приютах республики по причине алкоголизма родителей.
По нашим оценкам, научным выводам, порядка 70 процентов таких родителей согласны пройти курс лечения. Детей им вернут в том случае, если у них будет стойкая ремиссия. У архангельских коллег, к примеру, она достигла порядка 80 процентов, мы пока поставили себе планку несколько ниже. Мы также провели селекторное видеосовещание с участием главы республики, общественных деятелей и руководителей муниципалитетов с просьбой держать такие семьи на контроле. Нам важно показать, что нам нужны такие семьи, что мы хотим и можем им помочь, - говорит Лилия Гумерова.
По словам врио вице-премьера Башкирии Ленары Ивановой, проект «Моя семья» будет реализовываться на местах службой семьи во взаимодействии с наркологическими диспансерами и психотерапевтическим центром.
- Алгоритм уже разработан. Медицинская реабилитация будет вестись бесплатно в рамках программы госгарантий. В каждом районе сформированы зональные бригады, состоящие из специалиста службы семьи и врача психиатра-нарколога. Они будут проводить мотивационную работу. Успех зависит от этого. Мы понимаем, что не все родители готовы предпринять усилия и изменить свою жизнь. Оценить эффективность получится не сразу, проект рассчитан на год. Будем наблюдать за результатами, где-то корректировать, возможно, свои действия. Помощь всегда должна быть своевременной, поэтому очень важно включиться в работу с семьей как можно раньше, - пояснила Ленара Иванова в беседе с корреспондентом Медиакорсети.
Смысл проекта – в объединении усилий, межведомственном взаимодействии. Точные цифры увидим по итогам проекта.
«Это не чиновничья программа»
На реплику одной из радиослушательниц о том, «алкоголики на эти деньги сопьются, а чиновники поставят галочки, потому что это Россия», Лилия Гумерова ответила, что «такая позиция ее не устраивает».
- Ну давайте тогда вообще ничего не делать! Пусть родители пьют, а дети остаются сиротами при живых родителях. Глава республики сказал, что мы проведем республиканский анализ того, что у нас получилось, а что нет. Это не чиновничья программа. Это большая проблема, на которую надо навалиться всем миром, и я призываю все общество обратить внимание на нее. Если видишь, что сосед спаивает человека бесплатно, который находится в программе и пытается перестать пить — грош цена таким людям! Не будьте безразличны!
Позиция, что у нас все равно ничего не получится, абсолютно неконструктивна. Мы хотим этим заниматься, - заявила Гумерова и привела в пример ситуацию, с которой она столкнулась 10 лет назад, когда находилась в рабочей поездке по приютам Башкирии.
- Они работали как больницы. Мы как-то обзванивали всех глав районов и задавали им пару простых вопросов — сколько у вас урожай зерна, молока и так далее. И последним из них был вопрос о том, сколько в районе сейчас трудных семей, детей-инвалидов, сирот. В первую очередь главы отвечали на первые вопросы, четко и без запинки, на последний вопрос даже цифру примерную вспомнить не могли. Такое вот было отношение, - резюмирует сенатор.
Напомним, что в республике на сегодняшний день функционируют 37 социальных приютов на 926 мест.
Подробнее о том, что будет в республике с социальными приютами и какие из них чиновники намерены «переформатировать», читайте в наших следующих материалах.
Медиакорсеть следит за развитием событий.