Интервью мы записали 19 июня, накануне старта проекта «Уфалогия: Чистый город».
— Как вы оцениваете экологическую ситуацию в Уфе?
— Большинство оценок и рейтингов, особенно те, которые основываются на опросах населения, к сожалению, носят скорее субъективный характер и выражают, прежде всего отношение к ситуации конкретного человека со своим складом характера и отношением к жизни.
Если говорить об объективных оценках, то в 2017 году эксперты Общероссийского народного фронта и минприроды России составили «Экологический рейтинг российских городов», в котором приняли участие столицы регионов и города с населением свыше 100 тысяч человек. В рейтинг вошли 103 города.
Анализ проводился по семи ключевым категориям: воздушная среда, транспорт, энергопотребление, водопользование, обращение с отходами, биотическая среда, управление воздействием на окружающую среду. Уфа в нём заняла 18 место. И это вполне неплохой показатель, если учитывать, что наш город имеет развитую промышленность.
Однозначно, город должен быть экологически благоприятным и удобным для жителей. Но один из критериев удобства – развитие транспортной инфраструктуры, а нам удобнее передвигаться на личных автомобилях, которые выбрасывают в воздух загрязняющие вещества. С одной стороны, мы хотим жить в экологически благоприятных условиях, с другой — пользоваться благами цивилизации.
— А как вы лично оцените наш город?
— В моем представлении Уфа — это, прежде всего, город любимый, город чистый, расположенный в хорошем месте, с красивыми ландшафтами. У нас на одного жителя приходится порядка 200 квадратных метров насаждений. Недаром Уфу называют самым зеленым городом России среди городов-миллионников.
— Если я не ошибаюсь, то ранее обсуждалась такая концепция развития города «Уфа — это город в парке»?
— Да. Эта концепция развивается, мы стремимся вписать городские пространства в одну большую парковую зону, создать ухоженные зеленые уголки для отдыха жителей.
— А сколько площадей зеленых насаждений находится в собственности города, сколько — в других видах собственности? И может ли город повлиять на ситуацию в лесах, ему не принадлежащих?
— Общая площадь зеленых насаждений в городской черте составляет более 30 тысяч гектаров, 22 тысячи из них – это городские леса, большую площадь занимает федеральный лесной фонд. Если, например, говорить о несанкционированных свалках, то мы с ними боремся — независимо от того, чья эта территория. Субботники и экологические акции проводятся повсеместно. А вот если необходимо выполнить очистку леса от поросли и валежника – то тут работу организуют федеральные структуры, а мы им помогаем.
— Какие районы города более благополучные в экологическом смысле, какие — нет?
— С географической и экономической точек зрения выделяется промышленная северная зона и жилая южная, в первую очередь, это связано с преобладающим направлением движения воздушных масс, так называемой «розой ветров». Самый благоприятный район, по многим оценкам, это Демский, я с этим полностью согласна.
— Часто же люди жалуются в Черниковке и в Сипайлово, по-моему, на неприятные запахи.
— Да, промзона построена с учетом розы ветров, но если ветер дует в противоположном направлении, то конечно «тащит» запахи. Но нужно иметь в виду, что заводы поставлены в достаточно жесткие рамки законодательством и работают над уменьшением выбросов загрязняющих веществ, улучшением экологической обстановки, меняют оборудование. Их понуждает к этому федеральное законодательство.
— Все давно знают, что автомобили — основной источник загрязнения атмосферы. Что делается в Уфе, чтобы снизить количество используемого автотранспорта? Вообще это реальная задача?
— Выброс загрязняющих веществ от автомобилей происходит на уровне органов дыхания, и это серьезно. Я не думаю, что в ближайшее время мы все пересядем на экологически чистые электромобили. Так уж сложилось, что у нас большая часть населения живет в одном месте, а работает зачастую в другом.
Количество автомобилей мы вряд ли сможем уменьшить, но можем создавать условия, при которых выбросов от них будет меньше. Во первых, идет постоянная работа по развитию общественного транспорта – жители пересядут на него с личных автомобилей, когда он будет комфортным и удобным. А экологичным он становится уже сейчас за счет перевода на газомоторное топливо: уже сейчас на метане работает порядка 30% пассажирских автобусов, и около 12% техники дорожно-коммунальных служб.
Во вторых, наибольшее количество выбросов происходит во время прогрева двигателя и набора скорости, особенно ситуация усугубляется в летнее время на перекрестках. И с перекрестками работать можно: это и независимые правые повороты, это и возможность развернуться до перекрестка. Строительство и капитальный ремонт дорог — тоже влияют на ситуацию в положительную сторону.
Кроме того, внедряется система «Умного города», тогда светофоры будут подстраиваться под транспортный поток. Так, понемногу, шаг за шагом и будем менять ситуацию.
— Какие экологические проблемы в городе вы считаете наиболее острыми?
— В связи с мусорной реформой самая популярная для обсуждения проблема сегодня - это полигон твердо-коммунальных отходов в Черкассах. Да, проблема переработки мусора существует, мусор надо перерабатывать, и мы идем в этом направлении. Но самое важное, пожалуй — это сломать стереотипы в сознании жителей.
Взять те же субботники, которые мы с весны проводим. Приведи в порядок место, в котором ты живешь — а потом уже рассуждай о мировых проблемах, о загрязнении океана, например.
Не кидай мусор в окошко или возле подъезда — донеси до контейнерной площадки. Не бросай окурки куда попало. Вместо одноразовых пластиковых пакетов приучись брать с собой в магазин многоразовые.
Батарейки и ртутные лампы мы давно начали собирать в специальные урны — только донеси их туда. «Магнит», например, прорабатывает возможность приема пластиковых пакетов и мешков.
Надо просто каждому человеку над собой работать. Нужно экологию начать с себя.
Например, в здании администрации города стоят коробки для сбора макулатуры. Бумагу мы не выбрасываем, а сдаем на переработку.
Я, например, ношу с собой специальную косметичку с пакетами из ткани, которые можно долго использовать. Вот эти мелкие привычки и могут изменить сознание граждан.