Производственники Башкирии развенчали миф об «инвестклимате»

27 мая 2019, 10:34
Как промышленники не получили от государства ни одного льготного рубля для начальной поддержки . Хотя пытались.

К концу 2019 года два инвестора из нашей республики планируют запустить в Туймазах 4 новых производства, из них три – на территории бывшего ОАО «Туймазыстекло».

Кроме этого, в прошлом году введен в эксплуатацию завод пластиковых труб на территории бывшего фарфорового завода. В прошлом году запущена новая китайская линия по пошиву крупнотоннажной тары в селе, став фабрикой. Её уже 9 месяцев не оставляют в покое таможенники.

– Мы строим предприятие по производству керамзита практически на голом месте, – рассказывает исполнительный директор ООО «Эра» Руслан Емельянов. – Пять лет ушло только на организационно-юридическое оформление, проектно-изыскательскую работу, согласование и строительство электро-газо-водо-коммуникаций. Некоторые вопросы приходилось решать, образно говоря, измором. Приходишь в ведомства или к руководителям предприятий (от них тоже много зависит) и сидишь каждый день по пять часов, пока чиновник не начнет об тебя спотыкаться. Первый этап бизнес-плана обошёлся инвесторам в 130 миллионов рублей. В Башкирии, в частности, в Туймазах, спокойный бизнес-климат. Каких-либо проблем с районной властью касательно согласования документов не было.

– Так называемый бизнес-климат, слишком спокойный, в смысле, не мешают, а должен быть искусственно адаптирован под инвестиции, – сказал, генеральный директор ООО «ПромАльянс» Фаяс Загидуллин. – Ещё в ходе процедуры банкротства ОАО «Туймазыстекло» имущество завода выкупила у банка промышленная группа ООО «ПромАльянс» в лице Нафиса Нуркаева. Однако, право аренды странным образом оказалось ущербным. Начались настоящие мытарства. Его пришлось оформлять более полутора лет, проводить дорогостоящие согласования, проектирование экологической зоны.

Мы никого не пытались умасливать и капля за каплей долбили бюрократические стены. Потеряли два года и двух инвесторов из Китая. Я был в Поднебесной и поразился. Все эти организационные и другие вопросы решает за бизнесменов специально созданная государственная структура. За проволочки чиновники с грохотом слетают с должности. Мы отстали от Китая лет на 50.

Лишь в ноябре 2018 года завершилось оформление аренды основной части территории площадью 20 гектаров, а в апреле 2019 года – еще трех гектаров. Бюрократические проблемы, связанные с получением различных разрешений – это просто хождение по мукам. Некоторые ведомства через определенное время выдвигают всё новые и новые требования для оформления документов, а могли бы выдать их одним пакетом.

На последнем инвест-часе в Администрации района мы искали пути снятия с баланса железнодорожной ветки ОАО «РЖД». Работники этой организации её давно разобрали, но пути упоминаются в документах и это тормозит строительство новых цехов. Мы летаем вокруг «РЖД» словно комарики над мамонтом, который нас не слышит. Такое возможно только у нас.

Вторая проблема – возможная ликвидация Туймазинского таможенного поста, единственного в западной зоне республики. Ходатайствуем перед Управлением Башкирской таможни о его сохранении, потому что много товаров планируем ввозить из-за рубежа и вывозить за границу.

Подобные проблемы могу перечислять долго. О мифе про инвест-климат говорить больше не хочу. Есть местная власть, сильно ограниченная в полномочиях, глубоко-эшелонированные естественные монополии, ведомства, пролоббировавшие для себя получения обязательных документов и отдельно стоящая, маленькая группа инвесторов. Она рискует заработанными деньгами на каждом шагу. Подчеркну, любой чиновник, давно и хорошо запомнивший тебя, в любой момент может потребовать какое-то новое разрешение. Для начинающих производственников нужно на республиканском уровне хотя бы какие-то скидки, льготы, венчурные залоговые фонды.

Надеюсь, к концу зимы мы запустим мелкосерийное производство бытовой и промышленной электроники.

Еще два инвестора категорически отказались от обнародования своих фамилий и рассуждений про «инвестклимат республики». Они опасаются появления людей в специфической униформе с папками и как следствие – огромных расходов вне бизнес-плана.

– Но ведь в тренде не "кошмарить" бизнес, – говорю им. – Три года вновь созданные предприятия проверять нельзя, только по специально утвержденному прокуратурой графику... У нас есть всякие госкорпорации развития, «Опоры России» и т.д.

– Это в СМИ так пишут. На самом деле те, кому надо выполнить план по штрафам, стряпают жалобу от какого-нибудь Васи Пупкина. Приходит барышня в форме, находит нарушения и выставляет оплату штрафов на картотеку. Вместо закупки сырья ты обрастаешь долгами. Потом банк высасывает из тебя все соки. Потому что их, барышень, так затачивают.

Вот в Венгрии, например, надзорников лишают премий, рангов, если их действия привели к крупным штрафам и остановке предприятия. Они там обязаны вести его бережно, консультировать, детально все объяснять. У нас проверяльщиков за уничтожение завода награждают, называют хорошими специалистами. Так что...прощайте.

Пятый производственник с 30-летним стажем, заявил дословно следующее: «В 90-х у инвесторов в Башкирии сначала вымогали. Потом ждали пока бизнес окрепнет и вымогали еще больше. Если собственники сопротивлялись, производство уничтожалось административными методами. Сейчас такого в Башкирии, пожалуй, нет. Это шаг вперёд. Спасибо хотя бы за это».

Напомним, что в регионе с 1 июля в районных администрациях появятся своеобразные «бизнес-шерифы»: «заместители главы администрации по предпринимательству».

Добавим, что тема «давления на бизнес» и последующей реакции на него стала в республике в последнее время еще более актуальной.

Медиакорсеть уже писала, что 19 мая покончила с собой 52-летняя сотрудница регионального Управления Роспотребнадзора Ольга Сидорчева. Источник нам подтвердил, что это трагическое событие могло быть связано с проверкойфермерского кафе, которая в минувшую субботу обсуждалась на совещании в правительстве региона. 18 мая врио главы Башкирии Радий Хабиров пригласил представителей Роспотребнадзора, проводившей проверку и представителей кафе, чтобы разобраться в причинах его закрытия. На совещании произошел «разбор полетов» ситуации, Радий Хабиров высказал свое несогласие с тем, что контролеры «кошмарят бизнес» и поручил передать материалы по внеплановой проверке кафе в прокуратуру. Ольга Сидорчева и проводила ту злополучную проверку.

Крупный скандал вышел на федеральный уровень, когда бывший глава Роспотребнадзора Онищенко, известный, впрочем, своими неоднозначными высказываниями, высказался о суициде коллеги в Башкирии и раскритиковал Радия Хабирова.

— Какой-то предприниматель пожаловался на то, что его пищевую контору закрыли и оштрафовали. Исполняющий обязанности главы региона вызвал к себе главного санитарного врача республики и врача, который занимался проверкой, после чего устроил «инвестиционный час», во время которого оперировал формулировками: «Я не хочу с вами работать». Хочет, не хочет — это его проблемы. Существует законодательство. Если бы он был феодалом, а врачи — его крепостными, тогда другое дело, — твердо высказался народный избранник.

Напомним, что в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, ограничивающий плановые проверки малого бизнеса в 2019–2020 годах.

Согласно документу, в этом и следующем году исключается проведение плановых проверок юридических лиц, относящихся к субъектам малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

#Экономика #Эксклюзив #Эмиль Мусин #Новости
Подпишитесь