Posted 25 мая 2019, 11:32
Published 25 мая 2019, 11:32
Modified 17 октября 2022, 20:00
Updated 17 октября 2022, 20:00
Встреча власти и бизнеса проходила в известном Доме-книжке на Мира, 14. Именно здесь власти планируют создать полноценную инфраструктуру для создания и развития малого и среднего бизнеса. Сегодня главе региона здесь представили филиал центра «Мой бизнес» и коворкинг-центр «Фабрика будущего». Затем и состоялся откровенный разговор об отношениях бизнеса и власти.
Радий Хабиров пришел на встречу с предпринимателями в черной рубашке, руководитель его администрации Александр Сидякин тоже был в рубашке, таким образом, видимо, подчеркивался формат общения — «встреча без галстуков».
Врио главы Башкирии начал с места в карьере, сказав, что «бюрократию невозможно победить».
— Я тоже бюрократ, — начал он. — Но давайте смотреть на власть не как на врага, а как на друга и партнера. И дальше стал излагать тезисы, как он видит отношения между властью и бизнесом.
«Будущее — это вы»
Радий Хабиров заявил, что будущее республики — в развитии малого и среднего бизнеса. Именно здесь кроются те резервы и возможности, которые могут задействовать местные и региональные власти. Крупный бизнес и так будет развиваться, драйвером экономического роста может стать мелкий и средний бизнес — таков первый тезис.
«Святой четверг» и бизнес-шериф
Что же может сделать власть для бизнеса? Первое — обеспечить коммуникации, прямой диалог.
— Я сам лично каждый четверг в 17.00 провожу Час предпринимательства по крупным инвестпроектам, — сказал Радий Хабиров. — И мы договорились с главами муниципалитетов, что они делают то же самое на своем уровне. Мы даже называем между собой этот день «святым четвергом».
А с 1 июля в каждом муниципалитете будет заведена новая должность — заместитель главы администрации по предпринимательству, или короче — бизнес-шериф или бизнес-шерп. Человек, которого уважает бизнес-сообщество и который будет представлять интересы бизнеса во власти.
— Это должен быть человек, который понимает бизнес, который будет за вас и который будет проталкивать решения в ваших интересах, — пояснил Радий Хабиров. И предложил предпринимательскому сообществу самому выработать механизм, как назначить на такую должность самых достойных.
ПДКС раз в два месяца
Второе, что будет делать власть при Хабирове — это защита бизнеса от чрезмерного давления контрольно-надзорных органов. По его словам, он сталкивался с этой проблемой на всех уровнях власти: когда работал руководителем администрации Башкирии, занимал ответственную должность в администрации президента России и был мэром Красногорска.
— Законом мне дано право координировать деятельность контрольно-надзорных органов, — сказал Радий Хабиров. — И мы будем один раз в два месяца проводить ПДКС (постоянно действующий координационный совет — прим.), совещание с руководителями территориальных структур контрольно-надзорных органов.
На таких совещаниях будут мониторить общую ситуацию в сфере контроля за бизнесом и разбирать отдельные кейсы. Придется соблюсти баланс между тем, чтобы не было недобросовестного бизнеса, и попытками подавить бизнес.
Позже были озвучены такие цифры: по данным Генпрокуратуры, в России существует более 200 контрольно-надзорных органов, они выписывают более 2 миллионов предписаний в год. Из восьми миллионов обращений с целью проверить бизнес — четыре миллиона прокуратура отклоняет, то есть каждая вторая заявленная внеплановая проверка — необоснованна.
Инфраструктура для бизнеса
Третий тезис — власть должна создать комфортную среду, в которой бизнес мог бы появиться и развиваться.
— Я романтик, — заявил Радий Хабиров. — Я верю, что власть должна быть нравственной и что мне удастся создать для бизнеса комфортную инфраструктуру, прозрачную, нравственную и эффективную.
Тут слово передали председателю госкомитета по предпринимательству и туризму Римме Бойцовой. Она, оправдывая свою фамилию, бойко перечислила те шаги, которые будут предприняты или уже совершены для создания такой инфраструктуры:
— Сегодня мы открыли филиал здесь, а в августе в Конгресс-холле откроем центр «Мой бизнес». Здесь предприниматели смогут получить более 150 государственных и муниципальных услуг, а также воспользоваться мерами поддержки по принципу «одного окна». А персональный финансовый консультант поможет вам определиться с конкретными мерами господдержки.
— Будет бизнес-акселератор, то есть вам помогут создать бизнес за 3-6 месяцев вместо обычных 1-1,5 лет. Это для стартапов.
— Бизнес-инкубатор поможет вам развить ваш стартап.
— Коворкинг-центр предоставит вам рабочее место
— Для дальнейшего развития или фирмам, которые уже развиты, власть предложит площади в технопарках или на промышленных площадках.
Радий Хабиров озвучил сумму, которую готова потратить власть на инфраструктуру в Уфе — порядка 2,5 миллиардов рублей. Лидер «Деловой России» Андрей Назаров отметил, что 15 лет назад власть готова была выделить сумму на порядки меньше — 12 млн руб.
Открыть закрома республики для бизнеса
Еще один тезис Хабирова — отдать бизнесу ту землю и имущество, которые есть у республики и используются неэффективно. Для этого на сайте минземимущества уже оцифрованы и открыты для продажи 53 объекта государственной и 2200 — муниципальной собственности. Из них — 310 объектов-«неликвидов», то есть они продаются по символической цене с коэффициентом 0,01 от их стоимости.
Запомнившиеся фразы участников встречи
Врио главы Башкирии Радий Хабиров:
— Мы делаем отчаянную попытку достучаться до бизнеса и сказать вам: «Мы — партнеры».
— Через 1-2 года вы увидите: Башкирия станет Клондайком для малого бизнеса.
— Почему житель Баймака не может открыть киоск? Ему надо пройти «круги ада». Это должен проделать глава администрации.
— Контроль над бизнесом должен быть разумным, а интерфейс — дружелюбным. Так не должно быть — инспектор пришел, нашел нарушения, закрыл бизнес, бизнесмен не согласен, через суд выиграл, решение суда вступает в силу через месяц, а за этот месяц бизнес уже убит.
— На самом деле я пришел просить кредит доверия. Через год-два вы можете мне сказать: езжайте куда-нибудь.
— Кто нас не слышит — с теми нам не по пути.
— Я не смогу победить коррупцию тотально, но инфраструктуру, справедливую и прозрачную — мы построим.
— У меня есть две болевые точки: станкостроение и Агидель.
— Если речь идет о пяти миллиардах (частных инвестиций), я готов прийти к вам сам и ждать приёма.
И.о. министра земельных и имущественных отношений Олег Полстовалов:
— На сайте минземимущества и на сайте investrb есть инвесткарта с 12-ю слоями. Там можно найти 730 инвестобъектов. Эту карту посмотрели 500 раз: и две трети просмотров — из Китая.
Руководитель администрации главы Башкирии Александр Сидякин:
— Мы ведем переговоры с крупными корпорациями, чтобы снизить сроки задержки оплаты бизнесу со 120 дней хотя бы до 90 дней.
Никита Онищенко (виртуальная реальность):
— Когда я в прошлом году ходил в вузы и договаривался, чтобы войти в федеральную программу «КиберРоссия», не могли найти 600 тысяч на обучение 6 человек, и мы не запустили этот проект здесь.
Алексей Долгушин (станкостроение):
— Мы боимся взыскивать долги с крупных корпораций (Ростех, Роскосмос, Росатом). Станки стоят 10-100 млн руб. Если задерживают оплату, бизнес бесправен. На бумаге у нас все хорошо, есть прибыль, а на деле — ждем денег до 120 дней. Может создадите что-то вроде Торгового дома, который будет выкупать долги госкорпораций перед бизнесом?
— Очень тяжело конкурировать с иностранными компаниями, которые берут деньги в банке под 1%, а мы берем — под 12%.
Гузель Сулейманова (IT-бизнес):
— Вы знаете, сколько IT-компаний зарегистрировано в Башкирии? 99. А в Татарстане — 268. Нужны льготы по налогу на прибыль. Это региональная льгота, ее не ввели только у нас, в Саратове и Екатеринбурге.
Валериан Гагин (Центр современного искусства «Облака»):
— Научите чиновников культуре ответственности, чтобы не слышать от них неопределенный ответ «да-нет». Должно быть либо «да», либо «нет». Не брать на себя ответственность за решение для них — безопаснее. Скажешь «нет» — возможно, ты нарушил какое-то правило, скажешь «да» — обвинят, что взятку дали. Нужные четкие регламенты, в которых было бы описано, чего им нельзя делать. Все остальное должно быть разрешено.