- Не начать с вопроса о пытках в тюрьмах Башкирии никак: что с этим делом в республиканских колониях?
- Физическую силу и специальные средства (дубинки, наручники - прим.) наши сотрудники применять могут, это предусмотрено законом. Но для этого есть четко прописанные основания: злостное неповиновение требованиям, буйство, массовые беспорядки, захват заложников и прочее подобное.
На практике такое происходит нечасто. Сегодня в учреждениях содержится более 13 тысяч обвиняемых, подозреваемых и осужденных. За 8 месяцев этого года физическая сила использовалась 37 раз, чаще всего, достаточно загиба руки за спину. Специальные средства применялись 25 раз, в основном, это наручники, реже резиновая палка (дубинка).
Факты превышения должностных полномочий сотрудниками имеют место. Например, в настоящее время судят сотрудников ИК-4 (в Салавате - прим.). Они обвиняются в том, что в прошлом году, когда осужденный напал с ножом на дежурного помощника начальника колонии и ранил его, применили физическую силу уже после задержания преступника.
Чтобы исключить подобные случаи, широко применяются средства видеоконтроля. Ряд режимных мероприятий, таких, например, как прием вновь прибывших осужденных, фиксируются на видео. Происходит видеофиксация и случаев применения физической силы и специальных средств. Все сотрудники дежурных смен обеспечены носимыми видеорегистраторами. По каждому случаю проводятся проверки, результаты которых направляются в следственный комитет для дачи юридической оценки и принятия процессуального решения.
Сотрудников учат применять силу, не нарушая закона, с ними работают психологи, которые учат сдерживаться и не поддаваться провокациям.
Еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Мы привлекаем на службу не абы кого, случайных с улицы и непроверенных у нас нет: мы берем на службу образованных людей. А действующих сотрудников стимулируем к получению образования. В частности, по новому Закону «О службе в уголовно-исполнительной системе…» служащие на должностях младшего начальствующего состава, если у них есть среднее профессиональное или высшее образование, могут получить звание прапорщика сразу при поступлении на должность, без выслуги. Раньше для этого требовалось отслужить 7 лет.
- Насколько перенаселены тюрьмы и насколько полно человек в них ощущает себя человеком? Имеется в виду питание, медицина, санитария и прочие условия.
- Мы несем ответственность за жизнь и здоровье людей, содержащихся в местах лишения свободы. И условия содержания соответствуют установленным законом нормам.
Скажем, питание: достаточно калорийное, сбалансировано и разнообразно. В этом году в мясной рацион осужденных включается говядина, баранина, свинина, мясо птицы и мясные консервы двух видов.
Стоимость пайка – 82,6 рубля в сутки. В эту сумму укладывается соблюдение всех норм.
У ряда категорий паек калорийнее и разнообразнее. Меню для несовершеннолетних дополнено молочными продуктами, фруктами, соками. Среднесуточная стоимость питания для них превышает 267 рублей в сутки. На свободе далеко не каждый родитель, особенно в многодетной семье, имеет возможность тратить 8 тысяч рублей в месяц только на питание ребенка.
То же и с медициной. Многие лечиться начинают, только поступив к нам. Треть туберкулезников о своем диагнозе узнают только после того, как оказались в СИЗО. По многим другим болезням то же самое. ВИЧ – у каждого седьмого.
По перенаселенности проблем сейчас нет. Следственные изоляторы заполнены на 84%, другие учреждения УФСИН на 80%.
- Когда российская пенитенциарная система начнет по-настоящему исправлять человека, а не ненавидеть весь белый свет?
- Условия для исправления созданы. Осужденные в обязательном порядке получают профессиональное образование, до 30 лет - общее среднее образование.
Другое дело, что одной из главных причин, способствующих совершению преступления, является алкоголизм и наркомания. Сейчас в ИК-9 (в Уфе - прим.) проводится эксперимент по социально-психологической реабилитации таких осужденных. Участие в эксперименте добровольное. Те, кто изъявил согласие пройти курс реабилитации, объединены в отдельный отряд. Психологи проводят с осужденными тренинги, психокоррекционную работу, фильмотерапию. К этой работе мы привлекаем волонтеров общественных организаций. Но надо понимать главное: многое зависит от самого человека. А еще от поддержки общества.
Отношение к преступнику у нас проходит три стадии. Сразу после совершения преступления его готовы растерзать, когда он отбывает наказание, его жалеют, когда он освобождается, о нем забывают. И человек возвращается в прежнее окружение, остается один на один со своими проблемами.
- Какая работа проводится с человеком, выходящим на свободу, по его социализации?
- Осужденным восстанавливают утерянные документы. За полгода до истечения срока лишения свободы с ними встречаются представители службы занятости, органов социальной защиты, полиции. Они разъясняют порядок действий в наиболее типичных ситуациях, отвечают на вопросы.
Социальная поддержка после освобождения - не в нашей компетенции. Главное, что мы обязаны сделать – уведомить за полгода до освобождения органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.
- Какие статьи УК РФ (действия) необходимо декриминализировать, либо не лишать за эти действия свободы?
- Это, скорее, вопрос к законодателям, мы – власть исполнительная, обязаны исполнять законы.
Могу сказать о правоприменительной практике. В наши дни за преступления небольшой и средней тяжести, если они совершены впервые, свободы, как правило, не лишают. Нередко не лишают и во второй раз. Есть деяния, за которые уголовная ответственность наступает только в случае повторного совершения, например, управление транспортным средством в состоянии опьянения.
В исправительных учреждениях содержатся преимущественно рецидивисты. 70 процентов осужденных к лишению свободы совершили преступление не в первый раз. Иногда эту цифру трактуют неправильно, говорят, что исправительные учреждения не исправляют. Нет, это показатель того, что сегодня за решетку попадают самые неисправимые, кому более мягкие наказания не пошли впрок. Либо очень опасные, совершившие насильственные преступления. Почти 40 процентов осужденных либо убили, либо искалечили свою жертву.
А те, кто, по мнению суда, уже не представляет общественной опасности, могут освободиться досрочно. В первом полугодии 2018 года почти 1000 человек вышли на свободу либо по УДО, либо с заменой лишения свободы более мягким видом наказания.
В целом, за последние десять лет численность обвиняемых, подозреваемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Башкирии, уменьшилась в полтора раза.
- Какой вид наказания вы считаете наиболее действенным? Вне зависимости от вида и тяжести совершенного преступления.
- Адекватный преступлению. Помимо исправления, одна из целей наказания – предупреждение совершения новых преступлений. Исполнение наказания должно обеспечить безопасность общества.
- А как с тем, что в условиях заключения людям приходится жить не по гражданским, а по тюремным законам и воровским понятиям?
- Те, кто не соблюдает закон – не подчиняется законным требованиям администрации, злостно нарушает установленный порядок отбывания наказания – изолируется от основной массы осужденных, содержится в запираемых помещениях. Это штрафной изолятор, помещения камерного типа, отряд со строгими условиями отбывания наказания.
Для остальных есть альтернатива – учиться, работать, погашать причиненный преступлением вред, освободиться досрочно.
- Что вы скажете об увлечении молодым поколением АУЕ?
- Не могу сказать за молодое поколение, в целом, но те несовершеннолетние, которые попадают к нам, как минимум, имеют представление об этой криминальной субкультуре. Другое дело, что несовершеннолетних у нас немного. В воспитательной колонии отбывают наказание порядка 50 воспитанников. Этого недостаточно для обобщений.
Возможно, причина распространенности такой субкультуры кроется еще и в том, что стереотипы, идеализирующие уголовный мир, распространены в обществе. Они проявляются в кино, в музыке. Был случай, когда правозащитница приехала в учреждение на машине с огромной надписью: «АУЕ». И что же? После того, как этот факт был предан огласке, для многих масс-медиа она продолжала оставаться авторитетной правозащитницей.
- Планируется ли (раньше, вроде бы, по программе реформы это было в планах) перенос Централа из центра города в другое место?
- Строительство следственного изолятора в Иглинском районе перенесено на 2021-2025 годы. Он рассчитан на 500 мест. Этого недостаточно, чтобы перенести СИЗО-1 из Уфы.