Posted 17 октября 2017, 12:53
Published 17 октября 2017, 12:53
Modified 17 октября 2022, 19:23
Updated 17 октября 2022, 19:23
Сегодняшнее заседание в Верховном суде Башкирии было вторым по счету: рассмотрение дела в апелляции началось на прошлой неделе. Как и прежде, осужденного в зале не было, так как после вынесения ему приговора он был взят по стражу и сейчас находится в следственном изоляторе. С ним общались посредством видеоконференцсвязи. Владислав Никитин в белой толстовке с экрана смотрел на судей сквозь решетку. Только на адвокатов он, как было ясно, не полагался, на столе разложил бумаги, по которым планировал выступать сам, когда ему предоставят слово.
Заседание началось около десяти часов утра. Слово предоставили одному из трех присутствующих защитников бывшего вице-мэра. В своем ходатайстве он попросил суд рассмотреть доводы о нарушении тайны совещательной комнаты в первой инстанции и в связи с этим отменить приговор. Он настаивал на том, чтобы довод о совещательной комнате был рассмотрен до того, как будут рассмотрены другие доводы, в том числе о назначении судебной экспертизы. И, что, очевидно, было самым долгожданным для Никитина, попросил изменить меру пресечения - вместо заключения под стражу на подписку о невыезде.
Ключевым моментом в позиции защиты стало то, спорный участок не был разграничен. Именно поэтому, по мнению адвоката Никитина, проводить повторную экспертизу по нему (на нем располагался учебно-спортивный аэродром ДОСААФ, по решению суда Никитин незаконно перевел его из федеральной собственности в муниципальную - прим.ред.) невозможно в принципе. По его словам, в суде первой инстанции для вынесения судебной экспертизы использованы "не подтвержденные ни одним документом и доказательством сведения".
- Земельный участок никогда и никем не выделялся, документа о его образовании не выносилось, он не проходил межевание и не регистрировался в качестве объекта недвижимости, - заявил адвокат Игорь Ермолаев. - Уголовный суд указал новый, ранее никому неизвестный, участок, не имеющий своего номера, который ни один эксперт никогда не видел. Проведение повторной оценочной деятельности является нецелесообразным.
Защитник Никитина также настаивал прояснить, в чьей собственности находится участок и в связи с этим предложил направить запрос в минфин. Там, по его мнению, необходимо выяснить:
- с какого времени, участок, ставший предметом уголовного дела, находится в федеральной собственности,
- является ли этот участок имуществом РФ, и какова его стоимость;
- включался ли он в состав бюджета, были ли от него получены какие-либо доходы,
- был ли зафиксирован какой-либо ущерб от продажи участка.
Судья предоставил слово прокурору, однако тот был не многословен. Он отметил лишь, что он против, сослался на действующее решение суда и добавил, что по нарушению тайны совещательной комнаты "просто была ошибка". После этого суд удалился в совещательную комнату, что на практике означало то, что всем участникам процесса и слушателям нужно было выйти из зала.
Минут через 15 всех вновь пригласили в зал. Никитин, смотревший на суд с экрана, выглядел достаточно уверенно.
- Ходатайство об изменении меры пресечения оставить без удовлетворения! - озвучил судья определение суда. - Ходатайство о нарушении тайны совещательной комнаты оставить открытым.
Никитин тяжело вздохнул, склонил голову, посмотрел в камеру и сел на место.
Суд стал рассматривать ходатайство о повторной экспертизе. Если защита заявила о невозможности ее проведения, то гособвинение, напротив, настаивало на ее проведении, заявив встречное ходатайство. Второй адвокат Никитина в ответ на это заявил, что если экспертизу все-таки проводить, то нужно вести расчет стоимости участка с учетом того, что он предназначался для аэродрома. Он напомнил, что в суде первой инстанции оценка рыночной стоимости земельного участка была проведена с учетом экономической выгоды под индивидуальное жилищное строительство. Это, по его мнению, было "абсолютно несправедливо и незаконно". Он попросил суд провести оценку рыночной стоимости повторно, причем с привлечением оценщика из Татарстана.
- Если соизмерять рыночную стоимость с видом на разрешенное использование под индивидуальное жилищное строительство и под взлетную полосу, то разница будет в сотни раз, - пояснил он. - Коль скоро экспертиза назначается, то такие сведения получить было бы уместно.
В промежутках между выступлениями адвокатов и прокурора Никитин несколько раз пытался взять слово, однако судья его прерывал. После выступления его второго адвоката, возможность выразить свое слово судья наконец представила и осужденному. Он заявил, что полностью не согласен с ходатайством прокурора, а спорный участок не имеет никакого отношения к федеральной собственности.
- Земельный участок находится и по сей день в муниципальной собственности, - заявил Никитин, пояснив, что соответствующее решение вынес 18-ый аппеляционный арбитражный суд в сентябре 2014 года. - А сторона обвинения никак не может в этом вопросе разобраться. Оценка должна проводиться в соответствии с законом Российской Федерации об оценочной деятельности, и никакая судебная экспертиза не может устанавливать рыночную стоимость.
Также Никитин добавил, что в 2011 году участок, который предлагается оценить повторно, фактически еще не был сформирован, а потому оценить его стоимость объективно невозможно. Прежде всего потому, что оценщик не сможет получить данные о том, какая хозяйственная деятельность велась на участке в 2011 году.
- Даже коммерческие полеты были там прекращены в 2010 году, - заявил Никитин со ссылкой на материалы дела. - Какая бы ни была рыночная стоимость, она точно никак не связана с якобы имеющимся ущербом по настоящему делу.
Суд вновь удалился в совещательную комнату, а еще минут через 20 огласил второе определение, неутешительное для Никитина. Новая судебная экспертиза была назначена, и в ее рамках планируется провести оценку стоимости участка. Причем проводить ее будет организация из Башкирии, а не из Татарстана, как просила защита осужденного.
На лице Никитина отразились одновременно удивление и отчаяние. Он пожал плечами, всем своим видом показывая, что не понимает, как такое возможно. Судья тем временем начал назначать дату нового судебного заседания, предложив провести его в ноябре.
- Уважаемый суд, в октябре разве нет возможности провести? - взмолился Никитин.
- Уголовное дело ваше будет направлено на экспертизу, без материалов уголовного дела мы заседания проводить не будем, - пояснил ему судья.
Следующей датой заседания судья назначил 14 ноября.
- Уважаемый суд, ну можно хотя бы 7-го? Я здесь нахожусь абсолютно незаконно! - настаивал бывший вице-мэр.
Но судья был непреклонен.
- Судебное заседание откладывается на 14 ноября, - повторил он.
- Ужас! - воскликнул Никитин, сел за стол и сложил руки, не скрывая, что обескуражен происходящим. Секунд через 30 впрочем он начал собирать свои документы. Чтобы вновь вернуться в следственный изолятор.
Напомним, по решению Октябрьского райсуда Владислав Никитин, будучи вице-мэром Уфы, незаконно перевел из федеральной собственности в муниципальную участок общей площадью более 170 га, где располагался учебно-спортивный аэродром ДОСААФ. Стоимость участка составляла более 896 млн руб. Затем земельный участок был выставлен на торги, где его приобрела компания ООО «ПИК «Башкиргражданпроект» за 100 млн руб, а в 2012 году права на участок были переданы компании ООО «Завод Промсталь». Директором этой компании являлась родная сестра Никитина Юлия Яковлева.