Posted 17 мая 2017, 12:49

Published 17 мая 2017, 12:49

Modified 17 октября 2022, 19:03

Updated 17 октября 2022, 19:03

Администрация Уфы провела закрытый показ фильма «Генерал» Радика Кудоярова

17 мая 2017, 12:49
Фильм рассказывает о жизни и смерти легендарного командира 112-ой башкирской дивизии Минигали Шаймуратове. Это реконструкция событий февраля 1943 года, когда в ходе операции «Скачок» 7-й кавалерийский корпус, в состав которого входила легендарная 112-я Башкирская дивизия, оказалась в глубоком тылу противника.

Открывая показ, Кудояров поностальгировал о том, как узнал о генерале в школьные годы и заметил, что теперь уже он, через десятки лет проводит связь поколений, создав фильм о башкирском герое. Правда, историю он показал не совсем так, как его учили. Взял на себя смелость поставить в ней точку. Или сказал вслух то, что когда-то несправедливо замолчали – кому как нравится.

Замысел режиссера бесспорно амбициозен. Он выдвигает свою версию гибели легендарного генерала, который официально считается пропавшим без вести. При этом стоит отметить, что тональность фильма достаточно категорична. Это не просто историческая реконструкция, призванная прославить героя. Это своего рода фильм-требование. Режиссер в достаточно категорично заявляет: Шаймуратова просто обязаны признать героем официально, поскольку он был убит врагами.

«Генерал» снят по примеру многих документальных фильмов и журналистских расследований последних лет. Кажется, цель его – не воспитание патриотических чувств, а создание резонанса. Одно только то и дело повторяемое слово "сенсационный" и акцентирующее «вы видите это впервые» способно убедить неискушенного зрителя, что фильм действительно является чуть ли не историческим открытием. Между тем, теория, которую Кудояров пытается представить как абсолютную правду, не нова, просто пока она известна только историкам. Около 40 лет назад один из башкирских журналистов занялся расследованием обстоятельств смерти Шаймуратова, и выяснил, что он тот вовсе не пропал без вести, а был ранен и умер в одной из украинских деревень, где его уже раненого обнаружили враги. История эта пару раз появлялась в прессе, но затем, как рассказывает в фильме сам журналист, его попросили эту тему не тревожить, и оставить все, как есть.

Справедливости ради, следует отметить расследование башкирского журналиста Кудояров обогатил документами, в том числе ранее засекреченными свидетельствами очевидцев событий. Проведена большая работа с архивами. Зрителям представлены уникальные документы, а также подробная карта боев 23 февраля 1943 года. Биографию Шаймуратова, хронику Великой Отечественной войны на протяжении всего фильма комментируют два историка - немецкий и украинский. То, что, например, раненого Шаймуратова убили враги, в фильме подтверждает родственница женщины, в избе которой он умирал. Историк из Германии добавляет, что вероятно это сделали казаки, воевавшие на стороне немцев, так как самим фашистам запрещалось убивать пленных такого ранга. Интересны многие другие подробности, не только по периоду войны, как например то, что Шаймуратов в 30-е годы проходил службу в Китае. Однако в стремлении рассказать больше режиссер немного перестарался. Задачи прославления облика героя и воспитания патриотизма фильм, конечно, может решить. Только для этого, зрителю, тем более без глубоких познаний в истории, нужно приложить немалые усилия. Велик риск, что прежде чем зритель проникнется любовью к генералу, он утонет в подробностях, которые не систематизированы должным образом. А динамика и напористый авторский текст за кадром заставляют зрителя поверить в то, что Шаймуратов умер именно так, не поняв как именно это произошло.

Не совсем этичным кажутся факты, которые режиссер излагает о генерале Борисове. Он в фильме - протаганист. Несколько раз подчеркивается, что это именно пьяный Борисов отправил Шаймуратова на верную смертью. Сцена о том, как Борисов отдает приказ Шаймуратова, повторяется в фильме несколько раз. Какова была мотивация действий Борисова, и почему он был пьян, даже если это действительно было, - этими вопросами режиссер не задается. Весомых доказательств злых намерений Борисова в фильме нет, помимо того, что кто-то из солдат что-то услышал.

Одним словом, спорных моментов в фильме достаточно много. И это говорит о том, что его при всем уважении к проделанной режиссером работе, его ни в коей мере нельзя воспринимать как данность. Это неплохая картина с точки зрения качества работы, но спорная относительно содержания. Зрителю, который не увлекается историей, можно лишь настоятельно порекомендовать не воспринимать эту версию смерти Шаймуратова, как истину в последней инстанции. И как минимум поинтересоваться альтернативными исследованиями историков. Для специалистов же картина, безусловно, должна стать очередным поводом для изучения истории жизни и смерти башкирского генерала.

Подпишитесь