Posted 14 октября 2008, 13:59
Published 14 октября 2008, 13:59
Modified 10 ноября 2022, 19:02
Updated 10 ноября 2022, 19:02
Как русские порвали Америку
Девять лет назад простой патологоанатом Питерской детской больницы ни за что бы не поверил, что станет лидером одной из самых востребованных российских групп. На тот момент музыка для Билли Новика была всего лишь хобби. Однако случайное знакомство с арт-директором одного из местных клубов Андреем «Рыжиком» Резниковым стало знаковым событием. Именно после этой встречи постепенно начала формироваться команда, которая в итоге вылилась в Billy`s Band. За это время Билли сменил гитару на контрабас, нашел баяниста и саксофониста. Главной темой коллектива стал неизменный образ музыкантов-неудачников, эдакой спивающейся интеллигенции. Обязательный атрибут – шляпа и пиджак на голое тело. Кумир – американский певец, композитор и актер Том Уэйтс.
Музыканты, изображающие на сцене слегка подвыпивших бродяг, в закулисной жизни очень скромны, стесняясь повышенного к себе внимания. Рассказывая о группе, Билли слегка недоумевает, за что же команду так любят в России и за границей.
- Этой осенью мы приглашены на два крупнейших джазовых фестиваля в Торонто и Америке. Они проходят в течение девяти дней, и съезжаются туда все мировые звезды. Два года назад мы уже были в Торонто. Попали в маленький англоязычный клуб, хозяином которого оказался организатор мощного фестиваля. Наша группа очень сильно впечатлила его, он называл нас исключительно «Бриллиант бэнд». Уже тогда он пообещал пригласить на свой фест, но мы как-то не придали этому особого значения. Но он сдержал слово и прислал нам приглашение как хедлайнерам.
- Какой концерт запомнился вам больше всего?
- Один из самых потрясающих концертов прошел в Хельсинки в Доме престарелых любителей Санкт-Петербурга. Контингент – публика «кому за 70». Кроме того, в последние годы у нас произошел прорыв в Америке. В Рочестере играли два сета с небольшим перерывом. С самых первых песен это был аншлаг, Billy`s Band стал для местных зрителей настоящим открытием. Программу мы поделили пополам – часть русских песен и часть композиций Тома Уйтса. Публика пришла в неописуемый восторг, а музыкальные журналисты так и написали: «Русские приехали и всех порвали». На наш второй сет уже невозможно было попасть, клуб был забит, перед входом в заведение стояла огромная толпа. А после выступления зрители - солидная публика, настоящие ценители джаза - выстроились в очередь, чтобы пожать мне руку и подписать диск. Американские магазины и сейчас пытаются найти наши диски, звонят директору группы, чтобы узнать, где их можно заполучить для продажи. Кроме того, в наших ближайших планах поездка на очень крупный фестиваль «Европейские ночи» в Страсбурге, где мы тоже уже были в прошлом году.
Ни ноты без банкноты
- Для иностранцев Billy`s Band - это русская экзотика?
- Вовсе нет. Например, немцы сначала даже не могут понять, что выступает русская группа. Им почему-то кажется, что Billy`s Band - ирландцы. Немецкая публика очень прониклась нашими блюзовыми мотивами. Французы, американцы и канадцы очень хорошо нас воспринимают. Плюс ко всему они умеют слушать, что очень приятно. Нам часто приходится прорываться через орущую публику, которая за качем не замечает нюансов. Именно поэтому мы любим театральную атмосферу, где можно показать какие-то детали, где-то выдержать паузу. Московская публика уже привыкла нас слушать. Например, в клубе «Икра», где собирается около шестисот человек, на наших выступлениях тихо, зрители стоят и внимательно наблюдают за тем, что я скажу, как посмотрю, куда повернусь. В наших концертах такие детали крайне важны, потому что мы очень часто импровизируем. Все же Billy`s Band совмещает в себе музыку и театр.
- За границей по-прежнему даете бесплатные уличные концерты?
- Как это бесплатные? Ни ноты без банкноты! Если серьезно, иногда выходим на европейские улицы. Доллар, заработанный на мостовой, равен ста баксам, полученным на обычном концерте. Это всегда приключение, потому что есть возможность сыграть там, где тебя никто не знает. И каждый, кто остановился из толпы, видит тебя впервые. Очень интересно смотреть на лица и понимать, что люди открыли для себя Billy`s Band. Такие маленькие уличные авантюры очень сильно заводят.
- Почему не практикуете такие выступления в России?
- Во-первых, в России нас все знают, а во-вторых, это не приветствуется представителями власти. Они моментально находят какие-то статьи уголовного кодекса, под которые можно подписать уличных музыкантов. Например, незаконное предпринимательство. Недавно в Питере произошла очень громкая история, когда одну группу, которая всю жизнь играла на улице Малая Садовая, забрали в милицейский участок и вменили им эту самую статью. Более того, милиционеры даже опечатали их инструменты. История получила большой резонанс. В России, к сожалению, повелась такая традиция: человек играет на гитаре, а рядом с ним бегают еще три чувака и вымогают у прохожих деньги. Даже если тебе и понравилась музыка, боязно останавливаться, потому что сейчас кто-нибудь подскочить и начнет выпрашивать «гонорар». Поэтому мы предпочитаем наслаждаться концертами за границей, где есть культура уличного музицирования. Мы просто-напросто выкладываем стопочкой свои диски и любой прохожий, которого зацепили наши мелодии, может приобрести альбом. Как правило, диски распродаются моментально.
- Что вы чувствуете, когда в зале есть люди в шляпах?
- Это визуально-моральная поддержка. Значит человек, во-первых, знает, куда пришел а, во-вторых, он готовился к этому концерту. Я очень уважаю людей, которые приходят в шляпах, но люблю абсолютно всех наших зрителей и поклонников. Многим музыкантам не нравятся зрители, которые что-то выкрикивают во время пауз. А я считаю, что концерт – это не заседание секты и не комсомольское собрание, не прослушивание в консерватории и не выступление в филармонии, где если ты похрустел бумажкой, тебя попросят выйти. По сути, наши представления – это расширенный до театральных масштабов бар, где люди должны чувствовать себя свободно.
- Сергей Шнуров недавно выпустил свою линию кроссовок. Не хотите наладить производство шляп?
- Нет. Думаю, сапоги должен делать сапожник, а музыку - музыкант.
Билли против цинизма
- Сейчас вы ощущаете себя жителем мегаполиса или по-прежнему остались простым парнем из Купчино?
- У меня есть подозрение, что чем больше мегаполис, тем меньше ты вообще себя ощущаешь. Вот если живешь в деревне, то ты действительно чувствуешь, скажем, одним из пятидесяти человек. А один из пяти миллионов – это уже не то. Лично я себя оцениваю по-разному, в зависимости от настроения, потому что невозможно все время находится под прицелом знакомых и друзей. Иногда хочется быть замаскированным и спокойно заниматься своими делами. В городе это отлично получается.
- После того, как вы проработали девять лет патологоанатомом, вы стали более циничным?
- У меня был период циничного отношения ко всему, но я быстро понял, что это плохо и перешел в другую крайность – антициничную. Теперь я не приветствую едкие высказывания людей, которые находятся рядом со мной. Я против цинизма.
- У вас есть коллекция музыкальных шкатулок. Какая вещь самая экзотичная?
- Пожалуй, это шкатулки с музыкой из «Титаника» и из «Ромео и Джульетты». Кстати, именно эта музыка войдет в песню «Первый поцелуй» из готовящегося нового альбома «Блошиный рынок», который выйдет весной или осенью следующего года.
- Новая пластинка будет такой же серьезной, как предшествующий диск «Весенние обострения»?
- Сейчас мы записываем сингл «Отоспимся в гробах». По сути, он будет продолжать тематику песни «Оторвемся по-питерски», которая принесла нам популярность. Мы дали послушать новую песню своим друзьям. Например, Шым из группы «Каста» сказал, что это очень сильная по энергетике композиция. Это минорная песня о том, что жизнь коротка и вряд ли стоит много спать - надо спешить жить. На сингле она будет представлена в трех версиях. Одна из них, как мне кажется, очень близка по духу Земфире. Как только мы ее запишем, я отправлю ее певице с предложением посотрудничать.
- В каких вы отношениях с Земфирой?
- Мы дружим. Лично для меня это единственная артистка на нашей сцене, которая играет очень убедительно. Многие песни из ее репертуара мне очень нравятся.
- В отличие от Земфиры вы иногда поете о социальных проблемах…
- Не скажу, что есть прямая задача социализировать наше творчество, но иногда кое-что проскальзывает. Например, такие темы присутствуют в песне «Счастье есть». Но концентрироваться на этом я бы не хотел, социальная тема не должна бросаться в глаза. Я не хочу, чтобы это было лобовым изложением моего видения житейских проблем.
- Есть ли режиссер, с которым вы бы хотели поработать?
- Конечно же, с Джимом Джармушем. Он и сам стильный человек, и кино снимает очень стильное. С Дэвидом Линчем, с Кустурицей, да много с кем…
- Чувствуете ли вы какую-то связь с творчеством Петра Мамонова?
- Это очень уважаемый нами человек, особенно потому, что он нашел новую форму изложения, новую форму шоу. Мамонов делает не просто музыкальный концерт, а нечто большее – то ли спектакль, то ли музыкальный выход. Billy`s Band сейчас находится в поиске формы. И если говорить о всех наших театральных работах – это как раз и есть поиск формы. Я думаю, что, в конце концов, в Уфе найдутся люди, которые позволят уфимцам увидеть Billy`s Band в полном объеме. Клубные выступления – это очень хорошо, но, к сожалению, представляют лишь сорок процентов того, что мы есть на самом деле.
Ксения ЛАПТЕВА.