Posted 28 июня 2021, 12:19
Published 28 июня 2021, 12:19
Modified 17 октября 2022, 21:47
Updated 17 октября 2022, 21:47
Семья Петровых (здесь и далее имена изменены — прим.ред.) проживает в скромной «однушке» в одном из поселков Чишминского района Башкирии. В 2013 году в их семье произошло пополнение — родился младший сын. Вскоре мальчику поставили диагноз «детский аутизм» и установили инвалидность. Для того, чтобы ребенок мог посещать развивающие занятия, родителям пришлось переехать в Уфу и снимать такую же однокомнатную квартиру уже в столице. Мама мальчика Светлана в 2017 году решила встать в очередь на получение сертификата на жилье для ребенка-инвалида, чтобы затем продать свою квартиру, а затем доплатить сертификатом и взять в ипотеку трехкомнатную квартиру в Уфе. Однако все оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. За помощью в решении жилищного вопроса женщина обратилась к местным властям.
— В 2016 году мы вставали в очередь на получение земли, но потом нам сказали, что если нам ее дадут, то тогда мы не сможем получить квартиру, и поэтому в 2017 году мы встали в очередь на получение жилья. Сначала нам вместо квартиры предлагали два раза земельный участок, от земельного участка мы отказались — строиться там средств у нас не было. Я писала за все это время обращения депутату Госдумы от Башкирии Павлу Качкаеву, тогда еще врио главы республики Радию Хабирову и правозащитнице Зульфие Гайсиной, — рассказывает Светлана.
После обращения к Гайсиной, которое было опубликовано группе в соцсетях в 2019 году, тогда еще глава Чишминского района, а ныне бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Ассадуллин ответил, что семья Петровых включена в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. И по состоянию на 1 октября 2019 года в списке они числятся третьими. В декабре семья начала судебные разбирательства, так как жилье ребенку-инвалиду положено выдавать вне очереди в течение месяца после подачи заявления. После трех заседаний суд посчитал, что мальчику действительно положена жилплощадь более 34 кв. м., а затем вынес решение о выдаче жилья.
— В феврале 2021 года нам звонили из администрации и попросили забрать исполнительный лист у судебных приставов. Объяснили тем, что мы уже в списке на получение жилья. Мы его забрали, но как я поняла, квартиру нам еще не нашли. За такие деньги нет нормальных квартир, сказали, откровенно призналась Светлана.
Женщине рекомендовали обратиться в Фонд развития жилищного строительства республики для выяснения данного вопроса, однако представитель ФРЖС Башкирии Гузель рассказала, что данный вопрос не относиться к их фонду.
— В нашу организацию обращаются только те лица, которые встали на учет на получение квартиры до 2005 года. Для данной семьи программа действует по-другому. Таким семьям выдают жилищный сертификат, на него выделяются средства из федерального бюджета. По данной программе сумма определяется из расчёта 18 кв.м на человека (по закону столько положено на одного человека) и умножается на 48 тысяч (сумма за один квадратный метр). Те, кто обратился за получением жилплощади в социальный найм после 2005 года, обращаются в районную администрацию, где и решают вопрос касаемо выдачи жилья и очередности в программе, — сообщила Mkset представитель Фонда.
Светлана также отметила, что просила у администрации Чишминского района выдать ей трехкомнатную квартиру с их доплатой, но, по словам женщины, в администрации на данное предложение пока ничего не ответили.
В администрации Чишминского района прокомментировали случай Петровых.
— По состоянию на 25 июня 2021 года данная семья стоит первой на получение земельного участка в собственность бесплатно. Ранее Светлане был предложен земельный участок, от которого она отказалась. По закону заявитель имеет право на три отказа, только после третьего отказа семья снимается с учёта. При следующем выделении земельных участков ей снова будет предложен земельный участок, сообщила представитель администрации Гузаль Хамматдинова.
Хамматдинова также подчеркнула, что земельный участок не является компенсацией взамен жилья. Это отдельный учёт, регулируемый законом РБ № 59-з «О регулировании земельных отношений в РБ», со своими условиями постановки в очередь. Для семей с ребёнком-инвалидом по данной программе после трех отказов от предлагаемого земельного участка возможно получение денежной компенсации в размере 250 тысяч рублей.
— Возможно, Светлана ещё стоит в очереди по другой программе, которую, скорее всего, курирует специалист по жилищным вопросам администрации, — добавила Гузалия.
К слову, дозвониться до сотрудника, отвечающего за данный вопрос, журналисту Mkset так и не удалось.
Член Совета по правам человека Наталья Сорг рассказала о проблемах с выдачей жилья для детей-инвалидов в Башкирии. Сорг заявила, что лично занимается тем, чтобы на рассмотрение был внесен законопроект о выдаче сертификатов на жилье по типу материнского капитала вместо выдачи однокомнатных квартир. По словам общественницы, несколько лет назад законодательство было на стороне семей с ребенком-инвалидом, и при выделении им жилья учитывались все члены семьи для определения общей площади. Однако два года назад произошли изменения, и теперь жилье выдают непосредственно ребенку с заболеванием, что вызывает недоумение у мам.
— С проблемами с выдачей жилья столкнулись очень много родителей особенных детей. Раньше метры умножались на количество человек в семье. Таким образом, семье выдавали полноценное жилье, и у ребенка-инвалида была своя отдельная комната. Сейчас же выдают только однокомнатную квартиру. При этом не учитывается, что такому ребенку будет всегда нужна помощь как минимум мамы, что он несовершеннолетний и не сможет жить один в квартире, пояснила член СПЧ.
При этом Наталья Сорг подчеркнула, что семьям, проживающим в Уфе, получить жилье проще, так как очередь постоянно и активно продвигается, а городские власти выделяют необходимую сумму для строительства дома на стадии котлована, что дает возможность таким семья въехать в это жилье сразу после окончания строительства. Жителям других городов и поселений республики приходится труднее.
По ее словам, многие семьи вынуждены уезжать в Уфу для того, чтобы особенный ребенок мог проходить необходимые программы абилитации, так как в населенных пунктах это сделать практически невозможно. Из-за этого люди вынуждены продавать жилье в населенном пункте или снимать еще одно в городе, а те положенные квадратные метры, которые выдают ребенку-инвалиду, чаще всего оказываются непригодны для жилья, или их попросту сдают в аренду и, таким образом, они просто бесцельно простаивают.
Проект жилищного сертификата, по словам Натальи, поможет в корне решить эту проблему. С его помощью семьи самостоятельно смогут выбирать жилье в том населенном пункте республики, который им будет удобен для проживания. При этом семья сможет воспользоваться сертификатом и добавить дополнительные средства, например, после продажи собственной квартиры или получения ипотеки и купить квартиру большей площади.
На данный момент получение даже неликвидных квартир занимает достаточно длительное время, и образуются бюрократические проволочки, времени на которые у мам особенных детей просто нет. Таким образом, с появлением жилищных сертификатов должна решиться проблема не только с получением жилья, но и со сбором бесконечного количества документов и многолетнего ожидания в очередях.
Напомним, что с проблемами при получении положенного по закону жилья ранее столкнулись три семьи с детьми-инвалидами в Туймазах, которым местная администрация закупила неликвидные квартиры по цене ниже рыночной стоимости. В ответе на журналистский запрос Mkset чиновники так и не объяснили наличие разницы в стоимости, а также не предоставили никаких статистических данных. После публикации в СМИ следком Башкирии возбудил уголовное дело по факту предоставления жилья по завышенной стоимости семьям с детьми-инвалидами.