«Мертвые души и личные базы». Прокуратура вскрыла махинации в дирекции ООПТ Башкирии

18 сентября 2020, 14:09
Прокурорская проверка, прошедшая совместно с Контрольно-счетной палатой Башкирии в дирекции по особо охраняемым природным территориям республики, о которой сообщала «Медиакорсеть», завершена. Она выявила большое количество нарушений в деятельности дирекции, допущенных под руководством Разиля Миргалеева.

Напомним, ранее источники «Медиакорсети» указывали, что недавно произошедшая в дирекции ООПТ перестановка (Миргалеева понизили до зама) связана именно с проверкой, которая началась после жалоб жителей и публикаций в СМИ.

Присланная в редакцию копия представления, внесенного природоохранной прокуратурой в адрес республиканского Минэкологии, и материалы проверки КСП РБ содержат указания на множество организационных и финансовых нарушений дирекции, в том числе на скрытую от работодателей судимость бывшего директора — по экономической статье.

Содержимое документов указывает на то, что работа дирекции по ООПТ РБ была провалена руководством учреждения последних лет, а конкретно — Разилем Миргалеевым и курирующем деятельность дирекции заместителя министра Римом Миниахметовым. Наши источники это также подтверждают.

«Медиакорсеть» разобрала итоги проверки прокуратуры и Контрольно-счётной палаты.

«Личные» базы отдыха

Новый центр «Куляшка» на базе ООПТ в Кушнаренковском районе создавался для, как заявлялось, спасения диких животных, обреченных на гибель. Однако скоро к благородным целям центра добавились менее гуманные функции, поскольку он, как рассказывают работники, фактически превратился в рыбопромысловую и охотничью базу.

На её содержание уходила значительная часть выручки дирекции. За счёт бюджетных средств на базе появились гостевые дома. По официальным данным, дома эти якобы предназначались для селекционно-туристического проекта «Медовая тропа Алтын Солок», однако проект не предусматривал создание пчелиных пасек на территории "Куляшки".

— Я предполагаю, что на самом деле эти дома были нужны, чтобы создать базу отдыха «для своих» с рыболовлей и охотой. Скорее всего, после полной укопмлектации базы его планировалось продать,объясняет источник «Медиакорсети», знакомый с ходом проверки.

Отметим, что ответственный за добычу водных биоресурсов на базе Н. Газизов этим летом был признан судом виновным в совершении уголовного преступления, а именно — за ловлю рыб с применением запрещенных орудий в период нереста.

Также было установлено, что на территории Центра отсутствуют 17 наименований имущества с общей стоимостью более трёх миллионов рублей. Часть недостающего имущества, а именно трактор «Белорус-82» и новенький снегоочиститель, нашли во дворе местного предпринимателя, а трактор «ДТ-75» оказался возле жилого дома его родителей.

Этим же летом дирекция получила от администрации Давлекановского района в безвозмездное пользование базу отдыха на берегу озера Аслыкуль, а скоро подчинённый Миргалеева Евгений Абрамовских оказался под подозрением в том, что переводит прибыль за сдачу комнат в кассу несуществующей организации. предоставляя комнаты отдыха для туристов. По этому делу ведёт доследственную проверку отдел МВД по Давлекановскому району.

Пятый природный парк, находящийся под управлением дирекции, был создан в 2018 году в Гафурийском районе. В Минэкологии сообщали, что за 2019-2022 на содержание парка «Зилим» и обеспечение режима уйдёт около 17 млн рублей. Эти средства должны быть направлены на подготовку инфраструктуры и оснащение инспекторского состава, но проверка КСП показала, что деньги пока ушли в никуда, а ООПТ создан лишь на бумаге. На «бумажном» отчёте по проверке Минэкологии выполнения госзадания указано, что стопроцентно выполнены мероприятия по выделению в натуре внешних границ и границ функциональных зон парка, по оснащению аншлагами, информационными щитами и знаками, а вот уже выездная проверка выявила: аншлаги, информационные щиты и знаки не установлены, да и вообще уже потеряли актуальность, а приобретённое за миллион имущество для парка не используется и хранится на личном хозяйстве работников парка.

«Мертвые души»

Выяснилось, что за первые четыре месяца 2020 года штатная численность рабочего персонала была сокращена на 64 человек (29%) без всяких оснований. Зато увеличился штат управленческого персонала (на 7 человек) и их среднемесячная зарплата: так, у к двум уже имеющимся заместителям директора прибавилось ещё двое и, кроме того, появились три новых начальника подразделений. Специалисты Контрольно-счетной палаты также установили, что несколько сотрудников дирекции числились, опять же, лишь на бумаге, но зарплату получали.

По данным КСП, именно по решению Разиля Миргалеева управленческому персоналу периодически выплачивались необоснованные премии и устанавливались персональные повышающие коэффициенты к окладу. К примеру, в июле замдиректора по науке, юрисконсультант и старший инспектор получили премию «за интенсивность и высокие результаты работ», но согласно положению о материальном стимулировании, эта премия должна выплачиваться лишь за особый режим работы — допустим, за обеспечение безаварийной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем, либо за участие в реализации нацпроектов. Никакого документального основания на премиальную выплату не имеется, кроме служебной записки одного из премированных на самого себя, да и то без подписи главного бухгалтера.

Это лишь один из многих примеров. Как посчитали в КСП, только за первое полугодие сумма необоснованно выплаченных премий оказалась свыше полмиллиона рублей.

С конца 2019 года сам Разиль Миргалеев получал необоснованную надбавку к зарплате за наличие ученой степени: в положении конкретно написано, что ученая степень должна быть строго профильной, но это не смущало кандидата филологических наук.

При этом, рост зарплат не распространялся на рядовых сотрудников природных парков. Их средняя зарплата за первое полугодие 2020-го оказалась почти в пять раз ниже, чем у руководителя дирекции — 19,5 против 94 тысяч рублей. По словам работников, отношение руководства к обычным инспекторам, если они не входили в число приближенных, «оставляло желать лучшего». Сотрудники парков жаловались, что не получали в полном объеме ГСМ, необходимый инвентарь для работы, технику, а дирекция, несмотря на ожидаемый высокий поток туристов из-за пандемии коронавируса в озерах Кандрыкуль и Аслыкуль, не позаботилась о надлежащей подготовке к летнему сезону. Как рассказывают сотрудники этих парков, инспекторам, вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями по охране природы, пришлось убирать мусор за туристами, так как дирекция в этом году не заложила средств на наем уборщиков, как это было раньше.

— Складывается ощущение, что все, что не касалось личной наживы, руководителя дирекции и его заместителей не интересовало,рассказал собеседник «Медиакорсети».

Отношение дирекции к простым сотрудникам отражает ситуация, произошедшая с инспектором по охране природы Рамилем Трупкуловым из заказника «Шайтан-тау» Хайбуллинского района, которого, по его словам, избил директор ООПТ «Мурадымовское ущелье» Ильдус Аллагужин за отказ отдать служебный автомобиль без соответствующего письменного приказа. Когда мужчина сообщил об этом Разилю Миргалееву и попросил разобраться в ситуации, его просто уволили, несмотря на то, что в тот период инспектор находился на больничном отпуске.

— В начале лета позвонил директор ООПТ и попросил подготовить служебный автомобиль для передачи ему. Я согласился. 11 июня он с двумя другими инспекторами приехал за ним. Я попросил показать мне письменный приказ о передаче автомобиля. Он сказал, что приказа такого нет, есть лишь устный указ руководства. Я отказался подчиняться, ведь машина числилась за моим именем и в случае чего, отвественность за нее пришлось бы нести мне. Мой отказ Аллагужина привел в ярость. Он ударил меня в челюсть, я упал и ударился головой об камень. В итоге они насильно забрали автомобиль, а я оказался в больнице с сотрясением мозга,рассказал «Медиакорсети» пострадавший.

Пока мужчина лежал в больнице, Аллагужин сам написал на него заявление в полицию об избиении. «Это очень смешно, учитывая, что я ростом — метр с кепкой и вешу 40 кг, а он — бывший боксер ростом почти 2 метра», — говорит Рамиль.

Инспектор также написал заявление в полицию на своего начальника, где возбудили дело в отношении неизвестного лица, напавшего на него. Мужчина также сообщил о случившемся руководству дирекции.

— Я ждал, что в дирекции разберутся в этой ситуации. Однако они не нашли ничего лучшего, как уволить меня во время моего больничного отпуска, что само по себе считается нарушением,говорит он.

Председатель башкирской региональной общественной организации «Спасания на водах», генерал-майор Борис Махов рассказывает, что за девять лет плотного сотрудничества с Минэкологией республики в этом году впервые столкнулся с ситуацией, когда задерживают оплату по договору по охране жизни и здоровью людей на водных объектах природных парков.

— В этом году дирекция заключила с нами договор по четырем пляжам — один на Аслыкуле и три на Кандрыкуле. В каждом пляже работали по одному спасателю от нашей организации, хотя, учитывая высокий поток туристов в нынешнем году, должны работать как минимум два спасателя. Удалось привлечь 12 волонтеров-добровольцев, чтобы облегчить дежурство наших сотрудников. В итоге за весь в период в пляжах, где мы дежурили, не было ни одного утопшего, а были спасены 33 человека. 31 августа был направлен в дирекцию счет и акт выполненных работ, но оплаты нет, что может быть связано с перестановками руководства парка,рассказал он.

«Не повезло с бездарным руководством»

Проблема плохого функционирования природных парков знакома многим регионам страны и носит системный характер, однако в случае с Башкирией не повезло вдвойне из-за «бездарного руководства дирекции», считает председатель природоохранительной комиссии отделения Русского географического общества в РБ Василий Мартыненко.

— Объединить природные парки в одну дирекцию изначально была неплохой идеей, чтобы появилась возможность как-то концентрировать очень низкое бюджетное финансирование и делать ощутимые вливания на развитие один год в один парк, другой год — в другой. Кроме того, можно было частично перераспределять на наиболее острые нужды внебюджетное финансирование, которое зарабатывают сами парки. Но, после ухода с должности директора дирекции ООПТ М. В. Хасанова эта идея была извращена из-за бездарного руководства,рассказывает он.

Мартыненко добавил, что эта проблема актуальна для всей России.

Непрофессионализм — главный бич нашего времени. Почему-то в нашей стране решили, что «эффективные» менеджеры лучше, чем профессионалы, выросшие в этой сфере, что называется «от станка». Сменяющие друг за другом руководители дирекции решили навести «порядок», в итоге создали невыносимые условия для работы, разогнали практически всех профессиональных сотрудников, вместо них набрали бывших управленцев из других сфер, сотрудников внутренних органов и так далее, то есть, тех, кто в сложнейшей сфере особо охраняемых природных территорий ничего не понимают. В итоге, эти «эффективные» менеджеры просто провалили туристический сезон,объясняет представитель Русского географического общества.

По его словам, работу дирекции необходимо пересмотреть в корне.

— Либо парки должны снова стать самостоятельными юрлицами, когда каждый руководитель заинтересован в развитии своего парка, либо необходимо серьезным образом пересмотреть систему их финансирования и кадровый состав дирекции ООПТ. В начале этого года парки не имели материальных запасов и не получили финансирование на подготовку к туристическому сезону. А в дирекции им говорят, чтобы они летом заработали, затем вложили эти деньги на развитие. В любом нормальном государстве сначала вкладываются на развитие туристической инфраструктуры, только после этого начинают на этом зарабатывать. У нас хотят наоборот. В итоге, понятно, какой турист придет: богатому и культурному человеку нужны условия, а не то, что творилось в Аслыкуле и Кандрыкуле в этом году, считает он.

Все это, по его мнению, нужно доносить руководству региона, но дирекция по ООПТ не утруждалась этим. По его словам, есть своеобразная беда — в богатстве региона природными ресурсами и красотами, из-за чего мало кто это ценит и не хочет о них заботится, не видит угрозу исчезновения. «Нас часто сравнивают с Татарстаном, где природных богатств в десятки раз меньше, но они используют любую достопримечательность, чтобы из нее сделать конфетку, а у нас, чаще всего — наоборот»— прямолинейно высказывается эколог.

Работники дирекции признались «Медиакорсети», что возмущены: несмотря на выявленные нарушения Миргалеев всего лишь смещён с должности, а не уволен вовсе. К тому же, в материалах проверки отмечается, что Разиль Миргалеев ранее привлекался к уголовной ответственности за преступление экономической направленности и при трудоустройстве скрыл это обстоятельство.

В представлении прокуратуры в адрес Минэкологии напрямую говорится следующее:

«Причиной выявленных нарушений являются отсутствие контроля, координирующей роли курировавшего данное направление заместителя минитсра Минниахметова Р.А., безответственное и попустительское отношение к исполнению обязанностей и. о. директора Миргалеевым Р.М., и. о. начальника отдела охраны и инспекционного контроля ООПТ Галимова А.Т., ненадлежащее исполнение должностных обязанностей другими сотрудниками учреждения».

Как сообщили в пресс-службе прокуратуры, по результатам проверки надзорного ведомства начата доследственная проверка МВД по РБ.

«Почему я должен отвечать за ошибки предыдущих руководителей?»

Сам Разиль Миргалеев сообщил «Медиакорсети», что пока ознакомился лишь с материалами проверки Контрольно-счетной палаты. Тем не менее, он считает, что и КСП, и природоохранная прокуратура в отношении него выступили «предвзято», обвиняя во всех провалах работы дирекции только его.

— Контрольно-счетная палата изучала работу дирекции за последние три года. Я работаю в учреждении лишь с октября прошлого года. Почему я должен отвечать и за ошибки предыдущих руководителей? говорит он.

Бывший директор подразделения Минэкологии полностью не согласен результатами проверки.

— КСП указывает, что я сократил обычных сотрудников и увеличил количество управляющего персонала. Однако не я составляю штатное расписание, оно утверждается в казначействе, говорит он.

Что касается ситуации, связанной с Евгением Абрамовских, бывший директор учреждения заверил, что здесь вина по большей части лежит на начальнике структурного подразделения природного парка «Аслы-Куль» Гузель Гильмановой. По его словам, она всячески мешала работе Абрамовских, поэтому тот был вынужден один раз использовать квитанцию старой организации. Также Разиль Миргалеев выступил в защиту другого своего подчиненного — должностного лица, ответственного за добычу водных биоресурсов в центре «Куляшка» Н. Газизова, которого признали виновным в незаконной ловле рыб в период нереста, заверяя, что его «подставили».

— Спасателям башкирской региональной общественной организации «Спасания на водах» мы не выплатили зарплату полностью, так как есть претензии к качеству выполненной ими работы. Мы не один раз ловили спасателей на халатности, есть акты об этом. И вообще, те семь бунгал и баня предпринимателя Попова, которые, по данным прокуратуры, якобы, незаконно работали на территории природного парка «Аслыкуль» этим летом, имеют прямое отношение к руководителю спасателей Борису Махову. Как мы выяснили, именно он туда привозил давлекановских начальников отдыхать,пояснил со своей стороны он.

Разиль Миргалеев заявил, что намерен обжаловать результаты работы сотрудников КСП и природоохранной прокуратуры в вышестоящих органах.

#Экономика #Эксклюзив #Новости
Подпишитесь