По итогам прошедшей 4 октября в Уфе 17-ой ежегодной конференции Адвокатской палаты Башкирии её делегаты обратились к Совету Федеральной палаты адвокатов с просьбой поддержать внесение изменений в Уголовный кодекс РФ, касающиеся обеспечения гарантий выполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей.
Поводом для обращения башкирских адвокатов стала безобразная ситуация, происшедшая в середине сентября в Новомосковском городском суде Тульской области. Кадры видеозаписи об этом некрасивом инциденте, которые снял один из правозащитников, облетели всю страну. Это событие укрепило понимание, что данная законодательная инициатива должна была быть принята уже давно.
Вкратце суть дела такова: адвокат Адвокатской палаты Москвы Дмитрий Сотников прибыл в Новомосковский городской суд Тульской области, чтобы представлять интересы Эдуарда Долгинцева как защитник по соглашению. Его подзащитный обвиняется в распространении наркотиков. В тот день суд должен был допрашивать секретных свидетелей по делу. При этом судья в нарушение Уголовно-процессуального кодекса не допустила к участию в судебном заседании адвоката Сотникова, несмотря на предъявленный им адвокатский ордер. Когда же он попытался возразить, судья вызвала приставов, которые буквально выволокли адвоката в коридор, надев на него наручники, словно на матерого преступника.
Адвокатское сообщество было настолько шокировано происшедшим, что в соцсетях тут же начали стихийно проводиться акции в поддержку Сотникова. Адвокатская палата Башкирии решила представить более весомые аргументы. И для этого есть серьезные основания.
Еще в прошлом году депутат Госсобрания республики, президент Адвокатской палаты РБ Булат Юмадилов уже выступал с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 294 Уголовного кодекса РФ для обеспечения дополнительных гарантий адвокатам и недопущения воспрепятствования их профессиональной. Данное предложение сводилось к тому, чтобы приравнять адвокатов в правах к прокурорам и следователям, в том числе при их участии в судебных заседаниях. В частности, речь шла об установлении уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению адвокатской деятельности.
Инициатива была поддержана спикером регионального парламента Константином Толкачевым. По его поручению специально созданная рабочая группа доработала законопроект и направила его на рассмотрение в Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании. Однако в апреле текущего года комиссия Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства все-таки рекомендовала не вносить проект в Госдуму.
- В обосновании своего решения комиссия указала, что прокурор, следователь и дознаватель обладают иным статусом в рамках уголовного судопроизводства, нежели адвокат. Уголовно-процессуальный закон наделяет суд, прокурора, следователя и дознавателя исключительными полномочиями по собиранию доказательств, в то время как защитник такими полномочиями в уголовном судопроизводстве не наделен. Предусмотренные УПК РФ полномочия защитника являются средством реализации им своей процессуальной функции по защите прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, а также оказанию им юридической помощи по уголовному делу, - пояснил заместитель председателя президиума Башкирской республикаснкой коллегии адвокатов Тагир Шарафутдинов.
По словам представителей Адвокатской палаты Башкирии, их беспокоит тот факт, что действия в отношении адвокатов, подобные происшедшему с Дмитрием Сотниковым, не являюется единичным случаем. Похожая и не менее громкая история имела место 10 декабря 2014 года в Чудовском районном суде Новгородской области, там был выдворен из зала суда адвокат Денис Вяткин.
- Подобные случаи пренебрежительного отношения к равноправной стороне уголовного судопроизводства, к сожалению, встречаются не только со стороны представителей судебной власти, но и со стороны некоторых представителей МВД, следствия, дознания, и, по сути своей, фактически могут рассматриваться как воспрепятствование законной профессиональной деятельности адвокатов, - считает вице-президент Адвокатской палаты РБ Дмитрий Киселев. - Наша озадаченность данным вопросом объясняется не только последними событиями, она формировалась довольно долго, в результате постоянного анализа проблем, с которыми адвокаты сталкиваются в своей работе.
Эта тема неоднократно поднималась в рамках круглых столов, совещаний, конференций. Достаточно вспомнить, что в уголовно-процессуальном законе прямо указано: уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты перед судом. Принцип такой состязательности является основой функционирования независимого объективного суда и способствует исключению обвинительного уклона при рассмотрении уголовных дел.
В то же время в действующей редакции статьи 294 УК РФ предусмотрены гарантии невмешательства в деятельность судей, прокуроров, следователей либо лиц, производящих дознание. Однако адвокаты, являющиеся равноправной стороной процесса, таких гарантий лишены.
– Как мы видим на практике, при таком подходе закон можно толковать по-разному, в том числе и так, как поступили с адвокатом Дмитрием Сотниковым в Новомосковском городском суде Тульской области. Поэтому мы считаем нужным вновь настаивать на рассмотрении нашей законодательной инициативы, - говорит Тагир Шарафутдинов. – Ущемление прав адвокатов при защите их клиентов, по нашему мнению, существенно нарушает порядок состязательности в уголовном процессе.
Даже с учетом того, что адвокатура, согласно законодательству, не входит в систему органов государственной власти, вряд ли кто-то станет спорить, что задачи, возложенные на адвокатов, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества, если речь идет о правовом государстве, граждане которого должны иметь право на юридическую защиту.
- Без гарантии невмешательства адвокатура не сможет стать по-настоящему сильным институтом, призванным отстаивать права и интересы юридических и физических лиц, - подчеркивает президент Адвокатской палаты РБ Булат Юмадилов. - Даже виртуозное владение ораторским искусством и точное знание всех норм действующего законодательства, не подкрепленные четко установленными государством гарантиями, не дают уверенности в том, что адвокат сможет обеспечить своему доверителю полноценную защиту, а также способствовать объективному и справедливому разрешению дела.
Обосновывая необходимость внесения изменений в законодательство, адвокаты в качестве примера приводят последние изменения, внесенные в УК РФ, касающиеся введения уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности медицинских работников и журналистов.
- По своей сути, деятельность адвоката не проще работы хирурга - ни по степени ответственности за судьбу человека, ни по величине эмоциональной напряженности и пристального внимания со стороны общественности к их профессии. Но в то же время, когда хирург проводит операцию, в операционную не входит другой врач и не пытается покалечить пациента, - отмечает руководитель филиала "Технологии защиты" Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Маннанов. - Следует отметить, что законодатель предусмотрел уголовную ответственность и за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Данные положения уголовного закона показывают стремление законодателя обеспечить должной защитой ключевые институты гражданского общества. Тогда как адвокатура, провозглашённая самим же законодателем институтом гражданского общества, протекцией государства обделена.
В Адвокатской палате Башкирии считают, что именно сейчас, как никогда прежде, адвокатскому сообществу необходимо объединить усилия при отстаивании своих профессиональных прав.
- Адвокатам нужны не только равные права при осуществлении уголовного судопроизводства, но и равная степень защиты профессиональной деятельности наряду с иными участниками процесса, - говорит Булат Юмадилов. - Мы надеемся, что коллеги в Федеральной адвокатской палате согласятся с нами и пролоббируют данную законодательную инициативу, а также предложат региональным адвокатским палатам провести мероприятия в поддержку внесения изменений в УК РФ. В обсуждении также могут принять участие депутаты Госдумы, представляющие те или иные регионы страны.