Posted 30 сентября 2019, 05:39
Published 30 сентября 2019, 05:39
Modified 17 октября 2022, 20:07
Updated 17 октября 2022, 20:07
Наверное, мало кто знает, это больше информация отраслевая, специальная, либо ею больше интересуются историки: башкирская нефть, залежи которой были открыты в годы Великой Отечественной войны на территории республики, внесла поистине неоценимый вклад в Великую Победу.
Случилось это без преувеличение знаменательное событие в истории всей нашей страны ровно 75 лет назад. 26 сентября 1944 года, в паре километров от города Октябрьский на склоне одной из невысоких гор. Скважина номер 100 треста «Туймазанефть» мощным, буквально спасительным фонтаном дала нефть, залежи которой расположены в пластах девонского периода – девонская нефть – это на глубине примерно 1500-2000 метров.
Разведочная работа на девонских пластах началась еще в 1937 году. Вообще считалось, что в девонских пластах нефти нет. Однако геологи были решительны в своих как теоретических, так и практических изысканиях. Их старания увенчались успехом: в 1944 году скважина № 100, которая сейчас является памятником трудовой славы башкирских нефтяников, дала первый промышленный объем – порядка 250 тонн чистейшей нефти в сутки.
- Долгожданному фонтану девонской нефти предшествовала кропотливая работа по разведке и бурению. Уже к концу лета 1944 года все буровые станки отсюда были готовы к переезду в другие регионы страны – необходимо было восстанавливать грозненскую и краснодарскую нефтедобычу. Несмотря на полученные распоряжения по сворачиванию всех работ, наши специалисты, геологи смогли убедить руководство Башкирии продолжить бурение. И вот 26 сентября 1944-го ударил фонтан безводной чистой девонской нефти, – говорит начальник НГДУ «Туймазанефть» ООО «Башнефть-Добыча» Шамиль Мингулов.
Времена тогда были непростые. Шел 1944-й год, до победы еще больше полугода, и никто даже представить не мог, когда она будет, ее просто приближали, как могли неимоверным нечеловеческим подвигом. Советский Союз тогда терял южные нефтяные промыслы Краснодарского края, были проблемы с добычей на бакинских и грозненских промыслах. Нефтяной дефицит был налицо: каждый литр черного топлива был буквально на вес золота.
Разведочные работы проводились в тяжелейших драматичных условиях. В поисках девонской нефти была пробурена скважина глубиной около 1500 метров. И ничего – надежд на успех практически не осталось. В результате была дана команда демонтировать буровую установку и подготовить ее к переезду на юг страны. Однако ученые-геологи были уверены в правоте своих изысканий. Несмотря на величайший риск, они продолжили бурение. И уже через полторы сотни метров бурения ввысь на несколько десятков метров взметнулся спасительный фонтан нефти, возвестив о начале нового этапа в истории советской, а потом и российской нефтедобычи.
Информация о тех доблестных днях увековечена в Музее трудовой славы НГДУ «Туймазанефть» в городе Октябрьский. Здесь собраны уникальные экспонаты, возвращающие нас, словно машина времени, в период, когда результаты геологических исследований печатались на печатных машинках, чертежи рисовались на огромных планшетах карандашами, а подвоз оборудования производился не огромными красивыми машинами, от одного вида которых захватывает дух, а с помощью тяговой силы не менее красивых верблюдов. Да, было и такое – благодаря упорному героическому труду был заложен фундамент сегодняшней промышленной мощи нашей родной республики.
Открытие девонской нефти в Туймазинском районе Башкирии резко увеличило ее добычу в общесоюзном масштабе, а также решило две важнейшие задачи, с необходимостью скорейшего решения которых столкнулась наша страна в те годы. Первая задача – это, безусловно, приближение долгожданной победы в войне. Достаточно сказать, что каждый третий советский танк и каждый пятый самолет заправлялись топливом, изготовленным из башкирской нефти. Вторая, не менее важная – восстановление народного хозяйства нашей Родины. Обе эти задачи были решены, в том числе благодаря девонской нефти Башкирии.
Залог успеха – неразрывная связь поколений
Любой успех – человека, компании, страны – это всегда неразрывная связь поколений. В компании «Башнефть» этому уделяется особое внимание: когда сотрудник уходит на пенсию, он никогда не перестает быть членом этой огромной производственной семьи. И на любом мероприятии, будь то главный профессиональный праздник - День нефтяника, чествование ветеранов отрасли или празднование Дня Победы, старшее поколение нефтяников всегда здесь, всегда рядом, всегда в почете
В эти торжественные дни празднования 75-летия открытия девонской нефти первооткрыватели также вспоминают те великие дни трудовой славы.
Рашиту Маматову 84 года, большую их часть, 49 лет, он провел на работе в ставшем родным НГДУ «Туймазанефть». Работал он здесь оператором добычи, мастером подземного ремонта, начальником участка, а впоследствии и цеха добычи нефти.
Рашит Сафиуллович работал здесь как раз в то время, когда нефть била фонтаном. Это были невероятно трудные времена. Сейчас все процессы автоматизированы, механизированы, все управляется с помощью компьютеров. Трудно представить, что значительная часть работ по добыче нефти производилась на заре становления отрасли вручную.
- Особенно на первых порах, когда скважина фонтанная, обслуживать можно было только вручную. Скребки (приспособление для чистки ствола, прим.), например, опускали руками и, соответственно, чистку производили так. Барабан, которым скребок поднимается на поверхность, приходилось крутить руками, нелегко, конечно, было, автоматика тогда только-только внедрялась, – вспоминает ветеран НГДУ «Туймазанефть» Рашит Маматов.
Нефть фонтанировала, ее потом нужно было откачивать в нефтепровод. В 50-е годы делалось это тоже механически, физической силой рук. Качать нефть, прочищать ствол скважины, – непрерывная круглосуточная работа руками. Нынешнему поколению, конечно, трудно понять реальную силу этого производственного подвига. Бригада успевала за смену обслужить всего несколько скважин, на большее просто не хватало ни сил, ни времени. И, тем не менее, месторождение давало так нужную стране нефть.
- Характерно то, что коллектив нефтедобытчиков сплочённый, дружный, чувство ответственности и взаимовыручки всегда на высоком уровне у каждого из нас было. Если кто на вахту не вышел, заболел, то коллега без лишних слов заменял его, тут даже вопросов не было.
Рашит Маматов не один в семье нефтяник. Супруга его работала здесь же в «Туймазанефти». Ветеран с улыбкой вспоминает, что на работе он принимал-сдавал вахту коллегам, а придя домой, также принимал-сдавал домашнюю вахту супруге, которая в это время отправлялась на работу.
Сын Рашита Сафиулловича пошел по стопам отца, работал здесь также оператором добычи, мастером подземного ремонта, как и отец. Общий семейный стаж Маматовых – более ста лет!
Расим Ахметшин пришел на предприятие в начале 1970-х годов и проработал здесь почти полвека – 43 года. Он тоже помнит тяжелейшую работу по добыче нефти, когда многие процессы выполнялись вручную. Однако при нём уже началась постепенная механизация и автоматизация процессов. С нефтяной отраслью ветеран оказался на всю жизнь связан, благодаря родителям.
- Родители отдали меня в нефтяное училище здесь в Октябрьском. Закончил я там курсы операторов добычи нефти и газа. С супругой своей, кстати, я познакомился на предприятии. Я работал обходчиком, и она тоже была обходчицей. Вот так, благодаря судьбе, мы друг друга мимо и не обошли: познакомились на работе, в одном общежитии жили, поженились и вот так счастливо вместе до сих пор и живем, – вспоминает ветеран НГДУ «Туймазанефть» Расим Ахметшин
Нефтяники Башкирии научили весь Советский Союз новым технологиям
Открытие нефтяных месторождений в девонских пластах на западе Башкирии стало предвестником не только и не столько развития непосредственно добычи сырья по всей стране, ее интенсификации. Благодарю открытию, произошедшему 75 лет назад, получило мощный толчок развитие технологий в целом в нефтяной отрасли республики и всей страны. Многие из этих передовых и тогда и сейчас технологий были разработаны и опробованы именно здесь – в НГДУ «Туймазанефть».
- Открытие девонской нефти способствовало не только развитию нефтедобычи, но и развитию и всеобщему применению в отрасли новейших технологий. Мы первые в мире в 1948 году произвели заводнение пластов. В 1953 году впервые в СССР провели успешные испытания гидравлического разрыва пласта, сегодня эта технология применяется повсеместно, являясь одним из основных способов повышения отдачи нефти на месторождениях по всей стране. Также здесь мы начинали боковое бурение стволов. С 2000 года с помощью этого способа мы «реанимировали» 261 скважину, которые дали сотни тысяч тонн дополнительной нефти. Также хотелось бы отметить разработанную нами технологию переработки нефтешлама: сейчас весь нефтешлам «Башнефть-Добычи» со всей территории республики перерабатывается здесь у нас, – говорит начальник НГДУ «Туймазанефть» Шамиль Мингулов.
Все видели так называемые качалки, которые, опускаясь и поднимаясь, собственно, извлекают нефть из недр. Это добыча нефти с помощью штангового насоса. Такие насосы применяются на скважинах с дебитом (производительностью) примерно в 40-50 кубических метров в сутки.
Есть другой метод откачки нефти – с применением электроцентробежных насосов (ЭЦН). Они применяются на скважинах с большим дебитом – от нескольких десятков до нескольких тысяч тонн нефти в сутки. Так вот, впервые в СССР ЭЦН были испытаны и применены на Туймазинском месторождении при добыче нефти с девонских пластов.
В дальнейшем эта технология была успешно распространена по всей нефтедобывающей отрасли СССР. Сегодня 70% нефти в России добывается именно с применением ЭЦН. Даже спустя десятилетия, ЭЦН продолжает оставаться самым высокопродуктивным инструментом механической добычи черного золота.
- В НГДУ «Туймазанефть» с помощью ЭЦН добывается нефть из примерно 500 скважин. Еще около 2000 скважин оснащены штанговыми насосами, – говорит Шамиль Мингулов.
На предприятии активно применяется еще одна передовая технология – колтюбинг или технология обработки скважин с помощью гибкой трубы. Эта технология дает ряд преимуществ. Во-первых, безопасность: колтюбинг – это непрерывная (бесконечная) гибкая труба, не имеющая стыков между частями. Соответственно, исключен разлив нефти через эти стыки.
Во-вторых, экономические преимущества: гибкость трубы позволяет проникнуть и забрать нефть не только в вертикальных стволах, но и в боковых, горизонтальных. Еще один важный экономический эффект: нет необходимости производить работы по сборке и разборке этой трубы и, соответственно, тратить на это дело ресурсы. В компании «Башнефть» она впервые была применена в 2003 году именно на Туймазинском месторождении.
Еще одна очень важная составляющая развития всей нефтяной промышленности России, которая впервые была опробована и продолжает успешно применяться в НГДУ «Туймазанефть» – технология интенсификации добычи нефти посредством гидравлического разрыва пласта – ГРП.
Если говорить общими словами без применения профессиональных терминов, то метод заключается в следующем. В продуктивном пласте, откуда идет добыча нефти, создаются трещины, через которые осуществляется дополнительный приток сырья к забою скважины, например, из боковых скоплений, из которых в ствол скважины до появления трещины сырье не поступало.
При ГРП в скважину с помощью мощных насосов под высоким давлением закачивается жидкость разрыва.
Под высоким давлением (до 1000 атмосфер) закачиваемой жидкости в пласте образуется трещина. А чтобы трещина потом не сомкнулась, ее необходимо зафиксировать в открытом состоянии. Для этого используются специальное вещество – проппант. Он представляет собой гранулы диаметром в 1-2 миллиметра, почти порошок. Проппант закрепляется в трещине, не давая сомкнуться образовавщейся трещине, а через поры между гранулами к скважине сочится новая нефть.
Увеличение дебита, то есть, отдачи, производительности скважины при применении ГРП достигает кратных показателей. То есть, добыча из скважины после ГРП увеличивается в несколько раз.
Гидроразрыв пласта применяется для «оживления» старых или малорентабельных скважин. Также метод применяется и при бурении на разработке новых пластов. Впервые в СССР метод гидравлического разрыва пласта был применен в 1953 году в НГДУ «Туймазанефть».
- В НГДУ «Туймазанефть» ежемесячно производится порядка 8-10 гидравлических разрывов пласта. Нефтеотдача после ГРП увеличивается в два-три раза, – говорит Шамиль Мингулов.
Вся работа по ГРП проводится в течение примерно двух недель, основное время из которых уходит на подготовку скважины к процедуре: ремонт, расчистка. Потом на место приходит флот ГРП – бригада этих красивых мощных машин – которые всего за сутки-двое проводят непосредственно разрыв пласта.
Важное дополнение в контексте применения новых технологий интенсификации добычи: запасы нефти и на месторождениях Туймазинского района, и в целом по компании «Башнефть» не иссякают. Происходит это, главным образом, благодаря высокой эффективности геологоразведочных работ.
Если десять лет назад ежегодная добыча нефти по Башкирии составляла порядка 12 миллионов тонн, то сегодня этот показатель увеличен до 16 с лишним миллионов тонн. При этом ежегодное приращение запасов существенно превышает объёмы добытой нефти. Это позволяет формировать фонд ресурсной базы на долгие годы вперед.
Современные успехи «Башнефти» (входит в структуру НК «Роснефть») в сфере добычи нефти на зрелых месторождениях и в других направлениях деятельности свидетельствуют о высоком профессионализме многотысячного коллектива компании и правильности выбранной бизнес-стратегии. Нефтегазовая отрасль в России очень конкурентная и быть успешным в ней чрезвычайно сложно. Отрадно, что башкирские нефтяники в непростых условиях добиваются значительных результатов и уверенно продолжают лучшие традиции предыдущих поколений.