Posted 6 мая 2019, 09:01
Published 6 мая 2019, 09:01
Modified 17 октября 2022, 19:43
Updated 17 октября 2022, 19:43
Sukhoi Superjet 100 - первый ближнемагистральный (дальность полета не более 4,6 тыс. км) пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. Цель проекта - занять нишу региональных турбореактивных самолетов на международном рынке и заменить на ближне- и среднемагистральных маршрутах российских авиаперевозчиков самолеты Як-42, Ту-134 Ту-154, чье серийное производство уже прекращено.
Тонкости производства
Разработка началась в 2000 году в сотрудничестве с итальянской компанией Alenia Aeronautica, французской Snecma, в кооперации с американской корпорацией Boeing и др. Так, в числе поставщиков, на которые приходится не менее 10 % поставок всех материалов и сырья для производства, - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, французская компания «Thales Group», российско-французское предприятие «PowerJet», американская компания «B/E Aerospace». Общая доля импортных поставок в 2018 году составила 68%.
Первый полет состоялся в 2008 году, три года спустя самолет поступил в эксплуатацию авиакомпаний. По данным Википедии, на создание самолета потратили около 44 млрд рублей. Стоимость самолета (в ценах на 2018 год) составляет около $35 млн. (стоимость самого массового Boeing 737 составляет $50-85 млн). На начало текущего года в число действующих эксплуатантов SSJ100 входили пограничная служба Казахстана, королевские ВВС Таиланда, компании «Comlux» (Швейцария), «Interjet» (Мексика), а также восемь авиакомпаний и три ведомства из России. В числе бывших эксплуатантов – компании из Армении, Лаоса, Ирландии, Индонезии, Бельгии и России.
В 2017 году Министерство транспорта РФ подвело предварительные итоги эксплуатации самолета. В частности, «Ведомости» уточняют, что средний суточный налет SSJ100 в России на 2017 год составил 3,3 ч, при том, что средний налет иностранных самолетов у российских авиакомпаний в 2016 году был 9 ч. Причина такой разницы – дороговизна и сложность с получением запчастей, особенности конструкции двигателя, имеющего агрегаты с ограниченным ресурсом, для которых необходим плановый ремонт после наработки 1000-4000 ч, вместо заявленных 7500-8000 ч.
В 2018 году авиакомпания «Якутия» сообщила о проблемах в графике летнего сезона из-за нехватки двигателей в силу высокой стоимости и продолжительности их ремонта. В том же году авиакомпания «Brussels Airlines» отказалась от SSJ100 из-за частых неисправностей и отсутствии перевода ряда руководств по эксплуатации с русского языка. В марте 2019 года один из крупнейших эксплуатантов SSJ100 мексиканская компания «Interjet» рассматривала возможность отказа от них из-за качества послепродажного обслуживания самолетов.
История происшествий SSJ100
9 мая 2012 года в Индонезии в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр. Погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.
21 июля 2013 года в аэропорту Рейкьявика в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один человек получил травмы. У самолета повредился правый двигатель, после ремонта самолет продолжил полеты.
5 мая 2015 года пассажирский самолет, выполнявший рейс Москва – Борисполь, потерял на взлете в Шереметьево часть двигателя. О том, что это произошло, стало известно только в киевском аэропорту Борисполь в ходе осмотра воздушного судна перед его обратным полетом в российскую столицу. Недостающую деталь, как отмечают СМИ, нашли на полосе безопасности в Шереметьеве. Пострадавших не было.
10 октября 2018 года пассажирский самолет российской авиакомпании «Якутия», следовавший регулярным рейсом из Улан-Удэ в Якутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека. Жертв не было, четверо пассажиров обратились за медпомощью. Самолет получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей, в результате чего был списан.
Как сообщает «Фонтанка», авария 5 мая текущего года в Шереметьево стала первой для «Аэрофлота» за последние 11 лет, в результате которой погибли люди. В частности, в 2008 году самолет Boeing 737 дочерней авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс из Москвы в Пермь, упал во время захода на посадку в аэропорту назначения. На борту находилось 88 человек, никто не выжил. В 2009 году «Аэрофлот-Норд» была реструктуризирована под названием «Нордавиа».
Борт RA-89098 имени Мустая Карима
Согласно производственной программе Объединенной авиационной корпорации 2007 года, до 2013 года планировалось выпустить 236 самолётов SSJ100. На 21 апреля 2019 года построено 186 самолетов, из них 3 для статических испытаний и 182 летных экземпляра, в том числе 5 предсерийных. 151 самолет передан заказчикам. Самолет с бортовым номером RA-89098 (заводской номер - 95135), сгоревший 5 мая в Шереметьево, был 135-м. Первый полет он выполнил 21 июня 2017 года, в том же месяце был передан «Аэрофлоту» и получил имя башкирского поэта Мустая Карима. Регулярные рейсы начались с 27 сентября 2017 года.
Как сообщает «Фонтанка» со ссылкой на открытые источники, 7 февраля 2018 года этот же борт выполнял рейс из Мурманска в Москву и приземление также прошло с технической неисправностью. В частности, на снижении в Шереметьево пилоты доложили об отказе выпуска воздушных тормозов (спойлеров), которые выпускаются в полете для быстрого уменьшения скорости, в том числе после касания полосы на пробеге. 7 февраля пилотам пришлось занять зону ожидания на высоте 7000 футов. Экипаж выполнил необходимые процедуры, согласно инструкции для таких случаев, и приземлил самолет в Шереметьево без задействования спойлеров через 45 минут после доклада о неисправности.
Напомним, самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Москва-Мурманск, экстренно вернулся в воскресенье вечером в аэропорт «Шереметьево» из-за возгорания на борту. При аварийной посадке погибли 41 человек, среди которых двое детей. Среди основных версий крушения: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, а также техническая неисправность ТС, сообщает ТАСС.
До этого среди причин также рассматривалась версия, что люди в самолете погибли из-за габаритной ручной клади. Ее принялись брать с собой запаниковавшие люди, тем самым образовав затор, который в считанные секунды и стал причиной гибели пассажиров в хвостовой части борта. В сети появились сотни гневных обличительных публикаций, в которых сообщалось о вине выживших.
Издание «URA.RU» цитирует слова авиаэксперта, бывшего конструктора ОКБ «Сухого» Вадима Лукашевича. По его словам, люди погибли именно из-за габаритной ручной клади. В сети между тем эту новость встретили неоднозначно, считая, что такое манипулирование общественным мнением может быть кому-то выгодно.
- Когда не можешь сделать свою работу и сконструировать нормальный самолёт, то тебе остаётся только искать виновных и думать, что бы такое запретить, - пишет в своем Facebook политолог Аббас Галлямов.