Posted 18 января 2019, 12:36
Published 18 января 2019, 12:36
Modified 17 октября 2022, 20:06
Updated 17 октября 2022, 20:06
Ситуация, в которой уже больше восьми лет пребывает уфимская семья Макуловых, ужасает, прежде всего, ощущением безнадеги. Несмотря на то, что закон и справедливость на стороне этих людей, доказать они ничего не могут. Чиновники остаются к ним глухи, отгородившись циркулярами и справками.
Сама Фируза Закуановна страдает тяжелой формой эпилепсии, при которой может быть до 17 (!) припадков в сутки. Естественно, нужно, чтобы кто-то был рядом и оказал помощь. При этом подобные же диагнозы есть у ее взрослого сына Вадима и внука Айгиза. Бог миловал от этого заболевания только мужа Фирузы Закуановны и ее дочь Регину – маму Айгиза, которая воспитывает ребенка одна, муж бросил ее, как только стало известно о недуге Айгиза. Регина тоже тяжело больна – у нее бронхиальная астма с эмфиземой легких.
Естественно, постоянный стресс, в котором пребывают все члены семьи, не способствует улучшению их самочувствия.
- Наш дом признан аварийным еще с 2002 года и включен в Адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, начиная с 2007 года, - начинает нелегкий рассказ пожилая учительница Фируза Закуановна Макулова. – Весь дом давно расселили, все наши бывшие соседи прекрасно живут в хороших районах и отличных квартирах, а про нас будто забыли.
Впрочем, слово «забыли» не совсем подходит к данной ситуации. Правильнее будет сказать, что чиновники и судьи цинично игнорируют проблемы семьи Макуловых. Они формально выполнили предписание о расселении и предоставили семье две квартиры: одну – Регине с маленьким Айгизом, а вторую – старшим супругам Макуловым с сыном Вадимом.
При этом квартира, предоставленная Регине на верхнем этаже «хрущевки», представляет собой практически руины, она осталась после смерти лежачего инвалида, в ней осыпается штукатурка со стен, вынесено все, что можно. Есть крысы. Отремонтировать ее молодая женщина с ребенком-инвалидом на руках, конечно, не в состоянии. При этом квартира находится на пятом этаже в доме без лифта. Преодолевать это расстояние больному мальчику, чтобы хотя бы выйти на прогулку, не под силу.
Вторая выделенная семье квартира находится в отдаленном уголке микрорайона Инорс. Ее состояние вполне приемлемое, однако сам дом слишком удален от местных поликлиник, вызвать врача проблематично, трудно добираться до продуктовых магазинов, аптек, остановок общественного транспорта. Добираться до них пришлось бы через железный мост, а для Фирузы Закуановны, которая после трех перенесенных инсультов иногда вынуждена передвигаться на инвалидной коляске, это практически нереально.
В общем, такое ощущение, что эти квартиры чиновники специально выбирали, чтобы поиздеваться над семьей инвалидов.
- По закону, решениям судов и медицинским заключениям Фирузе Закуановне, ее сыну и внуку, как инвалидам, положено по 18 кв. м. в виде отдельной комнаты, а дочери – 14 кв. м. в домах с лифтами, не выше 3 этажа, расположенных близко к лечебно-профилактическим учреждениям, остановкам общественного транспорта и т.п., а главное – с учетом нахождения неподалеку близких родственников, которые смогли бы в случае проблем быстро прийти на помощь. А в случае с эпилептиками такая помощь может понадобиться в любой момент, - пояснила Медиакорсети юрист Лариса Гильманова.
За эти годы Макуловы прошли десятки судебных тяжб, но у чиновников столичной мэрии всегда готовый ответ: вот постановления о выделении жилья, а они отказались получить квартиры.
- Нас просто не слышат! Проходят года, вопрос не решается, а отдельные работники администрации в открытую говорят при нас же, что додавят нас, - возмущенно говорит Фируза Закуановна.
И пока Макуловы уже несколько лет ходят по инстанциям и судятся, отстаивая свои права, все это время они вынуждены скитаться по чужим углам. Хорошо, нашлись люди, готовые пустить их жить безвозмездно.
- Мы запирали все свое имущество в старой квартире в аварийном доме на улице Свердлова, 82/9, чтобы не возить с собой по чужим домам. Ходили проверять постоянно и однажды увидели, что замок сломан, а всё наше имущество разграблено. Так что остались мы буквально в том, в чем ушли из старого своего дома, - рассказывает сквозь слезы Фируза Макулова. – Никто из нас по состоянию здоровья работать не может, кроме моего мужа, который немного подрабатывает, будучи на пенсии, так что живем только на пособия по инвалидности.
Каждому из них приходится бороться за свою жизнь и спасать членов своей семьи. Для этого нужно, чтобы они были рядом, в зоне досягаемости. Поэтому Макуловы просят дать им жилье с этим обязательным условием. Это не прихоть, а острая необходимость.
- В подобных ситуациях рассчитывать мы можем только на помощь близких. Поэтому законом и медицинским заключением это условие прописано как наиважнейшее, - подчеркивает Фируза Закуановна. – Я уже недавно в сердцах так и сказала: лучше расстреляйте нас, чтобы мы не мучились!
Как на последнюю инстанцию Макуловы надеются на вмешательство врио главы Башкирии Радия Хабирова и намерены отправить ему обращение.
Медиакорсеть следит за развитием событий.