Posted 28 ноября 2018, 05:54

Published 28 ноября 2018, 05:54

Modified 17 октября 2022, 20:27

Updated 17 октября 2022, 20:27

Слепое равнодушие: как в Уфе обманывают и игнорируют инвалидов с собаками-поводырями

28 ноября 2018, 05:54
Практически повсеместно отношение к инвалидам по зрению не выдерживает никакой критики.

Активисты «Молодой Гвардии» вместе с клубом владельцев собак-поводырей «Актырнак» провели рейд по Уфе и пришли к очень неутешительным выводам. Основной темой рейда, по просьбе инвалидов, было выбрано отношение общества к собакам-поводырям. Но, как оказалось. И к самим инвалидам по зрению наша городская среда расположена далеко не дрюжелюбно.

- Ситуация со слабовидящими и незрячими людьми в России очень непростая, для инвалидов по зрению собака-проводник является неоценимым помощником. Но возможность получить собаку затруднена. В такой огромной стране собак-проводников готовят всего в двух питомниках, срок подготовки занимает 2 года. Но даже если человеку с плохим зрением повезет и он получит такого бесценного помощника, проблем в его жизни не убавится, - поделилась своим мнением руководитель Клуба владельцев собак-проводников Республики Башкортостан «Актырнак» Гузель Хасанова.

– Я и мои знакомые часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к нам, инвалидам по зрению, не везде пускают с собаками, а когда мы пытаемся объяснить, что это специальная собака-проводник и без нее мы теряемся, требуют, чтобы мы покинули помещение.

Чтобы не быть голословными, Гузель вместе с членом клуба Ксенией Минилбаевой попросили активистов «Молодой гвардии» провести рейд. Кстати, это уже третий такой рейд, но, по словам его участников, проблемная ситуация так и не сдвинулась с места.

Лабиринт для слепого человека

Первым местом для проведения мероприятия стал торговый центр «Меркурий», расположенный в северной части города Уфы, по улице Кольцевой.

– Анализ входной двери сразу же выявил первые нарушения – отсутствие знака «Желтый круг для слабовидящих», который наклеивается с двух сторон на стеклянную дверь во избежание столкновения. Вместо него на входе размещена наклейка «С собакой вход воспрещен» – обратил внимание куратор мероприятия от «Молодой Гвардии» Юрий Кабашов.

В самом торговом центре препятствий женщинам-инвалидам и их питомцам никто не чинил, но было видно, что появление собак внутри помещения вызвало у сотрудников и посетителей удивление. Тут и там раздавались тихие возгласы-перешептывания: «Смотри, с собакой зашли»! «А с собакой разве можно здесь ходить?!».

Не меньше внимания было приковано и к активистам «Молодой Гвардии», одетым в отличительные белые жилеты. Сотрудники службы безопасности окружили активистов и стали задавать вопросы, но после выяснения всех обстоятельств заявили о готовности оказать содействие.

За время пребывания в торговом центре не было выявлено ни одного случая отказа в посещении инвалидом с собакой-проводником торговой точки или кафе.

– Можно предположить, что среди продавцов сработало «сарафанное радио» и каждый был оперативно предупрежден о проводимом рейде, – предположил Юрий Кабашов. Среди выявленных замечаний можно также указать отсутствие тактильных напольных лент и дорожек, а также желтых лент на ступенях лестничных пролетов. Гузель и Ксения иногда путали направления движения и вынуждены были останавливаться, для того, чтобы спросить дорогу у прохожих и сотрудников. Очевидно, передвижение слепого человека без собаки-проводника внутри помещения доставляет для всех массу хлопот.

Участники рейда пришли к общему заключению, что торговому центру «Меркурий» предстоит много сделать для создания доступной среды для слабовидящих и слепых людей.

Доступная среда для слепых? Нет, не слышали

Следующим пунктом маршрута стал другой торговый центр - «Центральный». Молодогвардейцы вместе с Гузелью, Ксенией и их собаками добирались до места общественным транспортом маршрутом № 51 компании «Башавтотранс». На остановке они столкнулись с трудностями: отсутствовали специальные таблички желтого цвета с маршрутами, записанными шрифтом Брайля. Гузель и Ксении пришлось уточнять информацию у людей, ожидающих на остановке, а также просить помощи при посадке в автобус.

В автобусе Гузель и Ксению ждало очередное затруднение - отсутствие автоматического голосового оповещения остановок.

– Ежедневно с этим сталкиваемся, передвигаясь по городу, – сказала Ксения, – мы вынуждены полностью полагаться на кондуктора и пассажиров. Приходится постоянно спрашивать окружающих об остановках. Хорошо, если кондуктор не забудет и подскажет нам, а если его отвлекли? В часы-пик опасаемся ездить в общественном транспорте, боимся пропустить остановку или, что нас просто не пустят в транспорт с собакой, – отмечает Гузель.

В ТЦ «Центральный» автоматические раздвижные двери не работали, а другие открывались так, что Гузель и Ксении оказалось затруднительно войти в помещение. Продавцы были вежливы, и при обращении к ним, подсказывали дорогу.

На втором этаже торгового центра обнаружили тактильную дорожку, которая внезапно начинается в середине торгового зала и также внезапно обрывается. В плане она, наверное, присутствует, вот только пользоваться ею, как заявили инвалиды по зрению, невозможно, она только еще больше путает слабовидящих посетителей.

Такси откровенно навариваются на слепых людях

Завершающим этапом рейда стала проверка работы городских служб такси. И вот тут ждало полное разочарование.

Гузель и Ксения поочередно делали телефонные заявки, чтобы проверить, примут ли заказ на выезд инвалида с собакой-проводником или нет. Практически во всех случаях, когда оператору такси сообщали, что в машине поедет собака-проводник, цены на перевозку возрастали на 30%. Никакие объяснения, упоминание федерального закона об инвалидах и взывание к совести во внимание не принимались.

– За собаку придется доплатить, никто не обязан возить вашу собаку бесплатно, она занимает отдельное место, – звучали из динамика телефона «сухие» ответы оператора. Только в одной компании оператор после уточнения, что собака имеет все предусмотренные документы проводника, оставила цену неизменной. Но срок ожидания такси с 8 минут увеличился вначале до 13, а затем превысил 20 минут времени.

– Водители не хотят брать наш заказ, – объясняет сложившуюся ситуацию Гузель. – У нас есть подстилка для собаки, и мы даже готовы разместить собаку в ногах, чтобы она не занимала отдельного места, но все равно нас игнорируют. Такси в Уфе не для инвалидов, хотя для нас это самый удобный вид транспорта – резюмировала Гузель Хасанова.

– В первую очередь предстоит решить вопрос с транспортом, провести разъяснительную работу с перевозчиками, донести до них, что инвалид – это не источник дополнительной «наживы», - подвел предварительные итоги рейда Юрий Кабашов.

Кстати, 30 ноября, в преддверии Международного дня инвалидов, региональное отделение «Молодой Гвардии» организует круглый стол на тему «Совершенствование нормативной правовой базы и повышение качества доступной среды для инвалидов по зрению». На него приглашены депутаты Госсобрания-Курултая РБ, представители Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству РБ, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения, Администрации Уфы, а также представители общественных организаций. Судя по итогам вчерашнего рейда, поговорить будет о чем.

Для справки

Согласно требованиям федеральной программы «Доступная среда» применение тактильной ленты обязательно на всех социально-значимых объектах как внутри, так и на улице: входная группа, подземные и наземные переходы и т.д. Важным фактором также является, чтобы покрытие любой тактильной ленты было противоскользящим, высота рельефа соответствовала ГОСТу и был использован контрастный цвет к поверхности (к темной – желтый, к светлой – черный).

Подпишитесь