Амину Шафикову назначили министром культуры 5 октября 2012 года, сегодня с этого дня прошло ровно пять лет. Во второй раз руль культурного ведомства находится в изящных женских руках (в 1965-1969 гг. была Клара Габдрахмановна Тухватуллина). Приход министра — профессионала с музыкальным образованием, со званиями лауреата международных конкурсов был воспринят культурным сообществом если не с восторгом, то с надеждой. Добавлял оптимизма опыт работы Шафиковой в правительстве и на должности ректора Академии искусств. Последнее обстоятельство хорошо добавило будущему министру федеральных связей. Сразу стало ясно, что человек системы (в отличие от предшественника Аскара Абдразакова, занимавшегося исключительно творчеством) способен более вменяемо выстроить работу.
Объективно, министру пришлось нелегко. На ее долю выпали сразу три подряд культурных года: Год культуры (2014), Год литературы (2015), Год российского кино (2016). Соответственно, всё это время культурное ведомство сопровождало пристальное внимание руководства и СМИ.
Кадры решают всё
Министр, как водится, начала работу с резкой смены команды — причем не только замов, но и начальников отделов и директоров учреждений. Главной опорой – первым замом стала давняя соратница Шафиковой – опытная чиновница Валентина Латыпова. Из старой команды удержался только один — башкирский зам Ранис Алтынбаев, курирующий культпросветработу. Курировать блок профискусства министр доверила своему коллеге по цеху – тоже пианисту Шамилю Абдракову. Первая команда министра с тех пор в целом сохраняется. Поменялся только заместитель, курирующий финансы.
Зато в культурных учреждениях кадровой чехарды избежать не удалось. Особенно это коснулось Театра оперы и балета и Национального симфонического оркестра – всё искали варианты получше и меняли, меняли… Так, например, руководство оперного театра менялось практически каждый год (Сабитов – Самойлов – Платонов – Альмухаметов). В симфоническом оркестре – почти так же (Рихтер – Сулейманов – Воронин – Якупов).
Из-за этих перестановок министр нажила себе врагов. Не у дел остались многие занимавшие руководящие должности. Из крупных аутсайдеров — директор Оперного театра, композитор Рустем Сабитов, худрук НСО, дирижер Рустэм Сулейманов, ненадолго выдернутый в оперный театр с успешной работы в филармонии Владислав Самойлов, директор специального музыкального колледжа, баянист Руслан Рахмангулов, директор НСО, скрипач Алексей Воронин. Некоторым из них потом удалось устроиться на другую работу, но большинству – с понижением. А некоторые до сих пор – без работы.
Когда на кону – миллионы
В конце 2012 года, в послании Госсобранию тогда еще президента Башкирии неожиданно много было о культуре. Тогда Рустэм Хамитов заявил о ежегодно выделяемых миллионных грантах на имиджевые культурные проекты, что невероятно воодушевило всех. До этого президентом вручались только тысячные гранты.
Однако, крупные деньги — крупные проколы. Кончилось, как водится, скандалом. Например, 10-миллионный проект Zlat, вылившийся в суды с продюсером певца Павлом Барбазюком, или мультик про Урал-батыра – после просмотра которого оставалось недоумение, а на что же тут потрачены 15 "лимонов"? Или втихую, непонятно куда ушедший грант на передвижную сцену для группы «Аргымак»…
Самым удачно «выстрелившим» проектом стал симфонический опен-эйр. Министр приложила все усилия, чтобы удачно родившаяся концертная площадка закрепилась в сознании уфимцев, и в этом вопросе её горячо поддержало сообщество столичных блогеров. Сейчас Уфу трудно уже представить без Уфимского амфитеатра, а ведь тогда первый зам мэра Александр Филиппов, не будучи сильно посвященный в тему, прилюдно делился планами засадить овраг за Конгресс-холлом деревьями-крупномерами. Которые теперь иначе как "крупномэрами" в Уфе никто и не называет.
В конце 2016 года внезапно закрутилась неприятная для министерства история, когда обойденный грантовой поддержкой соискатель - боксер Хабир Сулейманов, собравшийся вдруг снимать кино, подал в ФАС по поводу нарушений в деле распределения грантов. Суды идут, история тянется до сих пор, и в проигрыше (если гранты отменят совсем) могут остаться уже многие деятели культуры - у четы Хамитовых любовь к искусству как-то стала потише, а грантовая эйфория как-то подыссякла.
Что касается финансовых вливаний в культуру, министру, знающему толк в качестве роялей, еще удалось выбить субсидии музыкальным школам на покупку инструментов. Благодаря этому в республике стало много новых роялей и других хороших инструментов. Рояль, говорят, стоит и в личном кабинете министра в особняке на Революционной.
Амина Шафикова, постепенно поднявшаяся с уровня преподавателя института искусств и знакомая с низкими зарплатами в отрасли, честно попыталась улучшить материальное положение. В 2014 году работникам культуры дали квартиры в новом доме, в 2017 — массово подняли зарплаты.
Культурные стройки пятилетки
Вначале с подачи главы гремели большие планы – такие проекты, как Дом музыки, Дом художника. Их собирались по-настоящему строить. В итоге пришли к компромиссу. ДК "Нефтяник" стал пафосным Государственным концертным залом «Башкортостан» с самой высокой арендной платой. Тут очень удачно к саммитам ШОС и БРИКС были выделены значительные федеральные средства на ремонт и реконструкцию зданий. ДК "Нефтяник", Конгресс-холлу и Оперному театру досталось по хорошему куску пирога.
Правда, как изначально планировалось, Домом Музыки или родным домом для Национального симфонического оркестра ГКЗ «Башкортостан» так и не стал. Оркестр и сейчас в этом большом здании на правах пасынка, всем рулит директор ГКЗ, опытный и хитрый Алмаз Саетов. Протестировал ГКЗ сам маэстро Владимир Спиваков, после чего там и прописался со своим конкурсом скрипачей и фестивалем. Кстати, башкирский филиал Спиваковского фонда был передан своему человеку — Артуру Назиуллину.
В пятилетку Шафиковой открылось «страшное снаружи, доброе внутри» фондохранилище Музея им. Нестерова, поглотившее своим монструозным авангардистским кубом милый маленький особняк купца Лаптева. Почему доброе внутри? Несмотря на пугающую патину снаружи, внутри всё выглядит не так ужасно, да и, наконец, появилось место для хранения уникальных полотен.
Смотрите, кто ушел… и кто пришел!
Пресловутая оптимизация своей костлявой рукой коснулась и культурных учреждений. То, что раньше радостно открывалось, жестким решением Шафиковой поглотилось более крупными братьями по цеху. Так, воедино слились казалось бы несливаемые филармония и башкирский драмтеатр в Стерлитамаке; Сибайская филармония и детский театр «Сулпан». И появились два странных гибрида - ТКО (театрально-концертное объединение) и КТО (концертно-театральное). Утешает отчасти то, что слияние коснулось в первую очередь административного штата, а не творческих единиц. Кстати, Сибайская филармония, как сгорела в 2015 году, с тех пор еще и не вернулась в свое здание, артисты выступают в залах драмтеатра и детского театра.
Зато появился новый самый массовый и безропотный коллектив, не требующий ни помещения, ни своей бухгалтерии – Детский хор Республики Башкортостан. Созданный по принципу того проекта, что выступил на Олимпиаде в Сочи, коллектив по праздникам собирает 600 ребятишек и впечатляет своей многоголосой массой.
Ночи без страсти.
Количество фестивалей, конкурсов, праздников и Ночей, проводимых Минкультом, с каждым годом растет в арифметической прогрессии - минкульт в этом плане стал больше напоминать ивент-агентство при госорганах. И это при том, что изначально после прихода Шафиковой заявлялось, что ведомство будет заниматься стратегическими вопросами, а не проведением мероприятий. За время работы Шафиковой культурная афиша приросла кинофестивалем «Акбузат» (он же потом «Серебряный Акбузат»), фестивалем этноискусств «Сердце Евразии», фестивалем и конкурсом скрипачей Владимира Спивакова, международным конкурсом вокалистов имени Федора Шаляпина.
Пятилетка Шафиковой запомнится также частыми опен-эйрами и бесконечными марафонами — начиная с «Культурной столицы Башкортостана», потом марафона «Литературная мозаика» и марафона кино, когда главным событием марафонов стала передача символа года – штандарта мероприятия. Круглосуточность недремлющего ока культуры подчеркнули многочисленные одинаковые проекты — Библионочь, Ночь музеев, Театральная ночь, Ночь кино, Диско-ночь, Ночь искусств,— интересно начинавшиеся, но потом превратившиеся в формально-прохладные ночи. Ночи без страсти.
Министр предприняла попытку упорядочить по годам Нуреевский и Шаляпинский фестивали, Исмагиловский и Сабитовский конкурсы, театральные фестивали «Театральная весна» и «Туганлык», но это не совсем удалось в силу разных причин. Периодичность мероприятий то и дело нарушается, что связано с особенностями финансирования.
Кому в культуре жить хорошо
С приходом молодого энергичного министра сидение на попе ровно резко прервалось у многих представителей муниципального культурного чиновничества. Особенно это коснулось замов и начальников отделов культуры районов и городов республики, которых Минкульт стал регулярно призывать к активной деятельности. Постоянные пинки по поводу подачи заявок на федеральные и республиканские гранты, по исполнению «дорожных карт» и прочих бухотчетов, проведению марафонов и праздников, частые вызовы на коллегии и совещания. Работать мелкому культфункционеру, привыкшему медитировать с кураем в руках и кубызом в зубах, стало объективно трудно, затраченные усилия иногда окупались результатами.
Хорошей поддержкой министра пользовались и пользуются круги, связанные с Уфимской академией искусств. Процветание альма-матер министра отражается и в хорошем финансировании, и в кадровом продвижении бывших коллег, и в наличии этих же людей в Общественном совете при министерстве и в экспертном совете по распределению грантов.
Между тем, самый долгий срок работы министра культуры Башкирии – 7 лет. Если Амине Шафиковой, которая за более чем 60-летнюю историю ведомства является 15-м министром, удастся перейти этот рубеж, она станет рекордсменом.