Posted 29 августа 2017, 12:06

Published 29 августа 2017, 12:06

Modified 17 октября 2022, 20:18

Updated 17 октября 2022, 20:18

Взрывная волна: что стоит за покушением на юриста в Уфе

29 августа 2017, 12:06
Покушение на юриста Сергея Кожевникова заставило многих говорить о напряженной криминогенной ситуации в Уфе.

Взрыв автомобиля, происшедший вчера, 28 августа, днем, возле Торгового центра «Южный полюс» в Уфе, без преувеличения взволновал многих горожан. Молодой, полный сил и надежд 30-летний мужчина в одночасье стал инвалидом, практически лишившись обеих ног. Семья пострадавшего при взрыве юриста Сергея Кожевникова – родители, брат и жена - почти все время проводят в больнице.

Близкие Сергея рассказали корреспонденту Медиакорсети, что после ряда операций он находится в стабильно тяжелом состоянии.

Темные дела

За сутки, минувшие с момента взрыва, в СМИ появилось немало информации о Сергее Кожевникове. Практически все, кто писал о нем, припомнили нашумевшее дело 2013 года, когда несколько мужчин обратились в Комитет против пыток с заявлением о том, что стали жертвами издевательств полицейских. Как писали в "Коммерсанте", по словам заявителей, к ним применялись очень жестокие методы допроса: им надевали на голову противогаз и перекрывали воздух, подсоединяли к телу электропровода и пускали ток и т.д. Причем, если верить избитым мужчинам, активнее всех пытки применял молодой полицейский Сергей Кожевников, имел кличку «Гестапо».

Впрочем, звучали также мнения, что тогдашняя ситуация с пытками была сфабрикована по следам громкого дела о пытках в казанском ОВД «Дальний», которое тогда было у всех на слуху. Такого мнения придерживались многие сотрудники полиции, хотя бы по той причине, что обвинение против Сергея Кожевникова и его подельников строилось в основном на показаниях потерпевших. Также считают и близкие семьи Сергея Кожевникова.

- Зная эту семью, могу сказать точно: такого просто не могло быть. Это порядочные, принципиальные и интеллигентные люди.

Тогдашнее дело, возможно, было сфабриковано и основано на домыслах и клевете, стало известно Медиакорсети.

- После той истории и увольнения из органов Сергей через суд добился восстановления на службе и даже получил некую компенсацию от МВД. Он еще потом какое-то время работал участковым инспектором.

Руководитель нынешнего регионального отделения Комитета противодействия пыткам Евгений Литвинов не смог лично подтвердить либо опровергнуть скандальную историю с пытками четырехлетней давности, поскольку тогда не работал в данной организации.

- Я уточнил у коллег, которые знакомы с той ситуацией и могу пояснить, что в 2013 году к нам обратились шесть человек, заявивших о том, что сотрудники полиции, включая Сергея Кожевникова, применяли к ним пытки, - сказал он. - Следствие по делу двигалось крайне медленно. Мы дважды обращались к главе Следкома РФ Александру Бастрыкину с просьбой вмешаться, но оба раза наша жалоба спускалась по инстанциям в Уфу, и разбирательство ограничилось отписками. Позднее заявители перестали настаивать на продолжении расследования, и мы прекратили заниматься этим делом. Таковы принципы работы нашей организации.

Привет из прошлого?

Сам Сергей Кожевников, по словам очевидцев, нашедший в себе силы выбраться из раскуроченного взрывом автомобиля, смог произнести одну фразу: «Меня подорвали».

В тот день молодой человек ехал подавать документы для прохождения экзамена на получение статуса адвоката. Он только отъехал от офиса, адвокатского бюро, в котором служил помощником адвоката, когда и произошел взрыв.

В квартире Кожевниковых были проведены обыски, изъяты документы и прочие предметы, которые могут представлять интерес для следствия.

Ряд комментаторов предположили, что взрыв могли устроить представители чеченской диаспоры или иные участники криминальных историй, к расследованию дел которых мог быть причастен, сам Сергей или его руководитель - известный уфимский адвокат Николай Чимчук.

Однако Николай Богданович в беседе с корреспондентом Медиакорсети категорически отверг подобные предположения.

- Как стажер, Сергей не имеет права вести уголовные дела, он занимался обычными гражданскими исками, такими общебытовыми делами, - пояснил Николай Чимчук. – Никаких реальных угроз в его адрес, насколько я знаю, не поступало. Я бы предпочел воздержаться от предположений и дождаться выводов следствия.

Николай Богданович тоже охарактеризовал своего помощника как вполне доброжелательного человека и вдумчивого юриста.

Что касается взрыва, то, по мнению Николая Чимчука, это может быть какой-то «привет из прошлого».

Напомним, Следственный комитет в качестве основной версии рассматривает покушение на убийство. Возможность бытового характера взрыва уже практически не изучается.

- Для того, чтобы говорить, какое взрывное устройство сработало в автомобиле, нужно подождать результатов экспертизы, - пояснила представитель Следственного управления Следкома РФ по Башкирии Светлана Абрамова. – Эксперты исследуют осколки взрывного устройства, обнаруженные на месте происшествия и дадут свое заключение. Такая экспертиза может занять около двух недель.

Тем временем жители республики продолжают обсуждать происшедшее событие в соцсетях.

- Да какая разница, кто он и кем работал... Даже если это месть, то это слишком жестоко.... Чем же тогда эти мстящие лучше... Да и потом, он ведь мог быть и не один, никто ведь не мог знать точно, что он один сядет в машину, мог пострадать совсем посторонний человек, - считает Альбина Карачурина.

- Страшно то, что это уже произошло, вдвойне страшно от того, что в городе происходят события из далеких 90-х. Машины горят чуть ли не каждую ночь, бесследно пропадают люди, теперь и взрывы машин с человеческими жертвами, – написала Ирина Козлова.

Медиакорсеть следит за развитием событий.

Подпишитесь