Posted 21 июля 2017, 12:35
Published 21 июля 2017, 12:35
Modified 17 октября 2022, 19:22
Updated 17 октября 2022, 19:22
Дело в том, что при создании Башкирского государственного заповедника земли их деревни вошли в состав этого заповедника, а сейчас из-за охранного статуса заповедных земель деревня не может развиваться, молодые семьи с детьми не могут строить себе дома и нормально жить.
- В советское время проблем из-за этого никаких не было, но уже с 2000 начались многочисленные судебные разбирательства, - рассказал «Медиакорсети» юрист Рамиль Фахртдинов. - Так, в 2010 году заповедник подавал в суд иск, чтобы оспорить право собственности земельных участков у 39 семей. Тогда суд отказал, но на этом все не остановилось, - пояснил он.
В тексте претензии (документ имеется в распоряжении редакции) говорится, что при создании заповедника были нарушения. Так, деревня, как следует из исторической справки, здесь была создана значительно раньше: первые упоминания о ней датируются еще 1877 годом.
Правительство, как следует из текста претензии, выделяя земли для создания особо охраняемых территорий «обязано было решить» вопросы с землями населенных пунктов, в том числе или расселить за свой счет, или «предусмотреть и выделить внутри создаваемых территорий земли для нормального функционирования, ведения хозяйственной деятельности и развития населенных пунктов». Однако при создании Башкирского государственного заповедника этого сделано не было.
- Абсурдность ситуации заключается в том, что на кадастровом учете земли деревни Саргая числятся, как земли населенных пунктов, - сказал Рамиль Фархтдинов. - Правительство Башкирии и Курултай приняли закон о создании Кулганинского сельского поселения, провели межевание земельных участков, и земли деревни Саргая были постановлены на кадастровый учет, как земли поселений. После того, как все это было оформлено, заповедник оспорил эту инвентаризацию. Арбитражный суд признал незаконным постановление об инвентаризации земель, но незаконным постановку на кадастровый учет никто не признал. Поэтому сейчас, если посмотреть кадастровую карту, земли деревни будут числиться как земли поселений, - отметил он.
- У нас в деревне проживает около 160 человек. Есть молодые многодетные семьи, у которых по 4-5 детей. Они родились здесь, хотят тут жить, никуда уезжать не хотят. Администрация района выдает им земельные участки для того, чтобы они строили себе жилье, но руководство заповедника сразу все это оспаривает в суде, - рассказывает местный житель Фанур Альмухаметов.
- Сейчас мы обратились с претензией в правительство России. Мы просим принять постановление, которое будет разграничивать земли, необходимые для функционирования заповедника и земли населенного пункта деревни Саргая. Это необходимо для того, чтобы родившиеся здесь люди могли нормально жить. В последствии мы планируем обратиться в суд, - говорит юрист Рамиль Фархдинов.
В заповеднике ответить на вопросы "Медиакорсети" сегодня не смогли.
Ситуацию прокомментировал партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев:
- Такие ситуации, в которых населенные пункты возникли на землях лесного фонда или в границах особо охраняемых природных территорий, либо были включены в эти границы в связи с изменением статуса территории, к сожалению, встречаются повсеместно и почти всегда приводят к конфликтам. Собственно, именно в этой связи велась оживленная общественная дискуссия, вылившаяся наконец в законопроект о "лесной амнистии". Вчера (20 июля) законопроект прошел второе чтение в Госдуме. Изменения должны существенным образом упростить процедуру узаконивания прав жильцов населенных пунктов, аналогичных деревне Саргая. Таким образом, если права собственности у жителей возникли на законных основаниях, а не в результате захвата земель и самовольного возведения на них построек, то шансы на включение этих территорий в состав земель населенных пунктов высоки, - говорит эксперт.