В конечном итоге найти его можно, но какова будет цена вопроса? Каждый километр, затраченный на доставку молока к конвейеру, отражается на себестоимости продукции. Поэтому инвестор в западной зоне Башкирии предложил сельчанам коров с оплатой в рассрочку, те отказались, но тут подключился сельхозкооператив.
Представители Карамалыгубеевского молочного цеха объехали 11 близлежащих сёл Туймазинского района, предлагая владельцам подворий высокопродуктивных коров. Каждая дает от 25 до 40 килограммов молока в сутки. Сельчане должны были в течение 5 лет за плату от 15 до 21 рубля за килограмм, в зависимости от количества и качества, сдавать полученное молоко на переработку в Карамалы-Губеево и в конце пятого года действия договора возвратить сумму стоимости коровы (50 тысяч рублей).
За это время они могут путем бесплатного искусственного осеменения (районная программа) получить телят, развить подсобное хозяйство. Ведь молоко на селе – один из немногих источников получения ежедневной прибыли. По приблизительным подсчётам стоимость дойной коровы можно окупить за 3-6 месяцев. Для этого надо надаивать не менее 25 литров молока в день. Однако желающих взять животных в аренду пока не нашлось.
– Мы вынуждены были предложить такую же схему СПК «Николаевка», – говорит инвестор Карамалыгубеевского молочного цеха Ильфир Минибаев. – В марте нынешнего года зоотехник этого хозяйства сам выбрал 20 породистых животных. Вскоре начались поставки хорошего, полностью соответствующего санитарным требованиям и норме жирности, сырья. Цех закрыл более трети регулярной потребности в нем (ежедневно нужно 1,5 тонны молока).
В тоже время мы не пойдем на сокращение доли поставщиков ЛПХ. Это социальная политика района, направленная на укрепление базы подворий, усиление самозанятости населения. Она в свою очередь позволит в будущем расширить наше производство.
Председатель СПК «Николаевка» Ильгиз Гайнаншин добавил:
– Несколько месяцев назад хозяйство заключило важное партнерское соглашение с инвестором Ильфиром Минибаевым по поставке молока. На его средства приобрели 20 коров черно-пестрой породы. В день сдаём карамалыгубеевскому цеху 500 килограммов сырья. За животных (50 тысяч рублей за корову) расплачиваемся молоком из расчета 21 рубль за килограмм, что для нас выгодно во всех отношениях.
Лиля и Ильнур Шариповы, ЛПХ в селе Ильчимбетово:
– В данный момент нам не нужны животные, но предложение о пятилетней рассрочке выплаты выгодно уже тем, что не нужно брать кредит. В начале первого месяца использования животного можно занять 15-16 тысяч рублей на фуражное зерно и сено, которых хватит минимум на полгода. В конце второго месяца можно получить прибыль и вернуть долг. Еще через три-четыре месяца вернуть деньги за корову и работать только на себя. У нас сейчас 16 коров, каждая даёт прибыль не менее 20 тысяч рублей в месяц.
– Почему, на ваш взгляд, сельчане не спешат использовать такую схему? – спрашиваю Лилю.
– Животноводство – это однообразный и не очень приятный труд. Помню, около года заставляла себя привыкать к нему. Не у всех хватает терпения. Думаю, эту схему более активно надо предлагать тем, у кого есть хотя бы одна корова. Спрос на молоко только растет. Те, кто держат КРС, быстро распродают продукцию в своих же селах.
В западной зоне республики переработчики не раз применяли подобные схемы в птицеводстве и добивались хороших результатов на экономии кормов. С крупно-рогатым скотом сложнее. Он требует больше вложений труда и денег. В этой связи основная трудность в реализации давальческих схем – старение населения сел, но производственники не намерены отступать. Им нужно молоко именно из того села, где стоит конвейер. Значит, придётся стимулировать личные подсобные хозяйства.