Начнем с Кобзева. Сразу после окончания конференции СММ-щиков в Уфе Владимир опубликовал серию из двух постов о мероприятии с провокационным содержанием. Причем, содержание второго поста было провокационнее первого. Ожидаемо, в комментариях разразилась баталия между противниками позиции автора и... автором. Кстати, что понравилось, были даже попытки угадать, почему он так откровенно дразнится.
А ларчик просто открывается. Ничего личного и никакого предубеждения к СММ-щикам. Просто, Кабзон, как опытный блогер (практически, СММ-щик) имеет мощную чуйку на резонансные темы и ловко их осёдлывает. В результате - просмотры, перепосты, много комментов (а ФБ не фиксирует срач в ленте, как срач. Он их фиксирует, как активное обсуждение). Трафик, короче. А о чём еще может мечтать блогер? Лепота! А наивная молодежь повелась...
А почему была не одна статья? А просто первая не получила того резонанса, на который рассчитывал блогер. Провоцирующего накала маловато было. Природная интеллигентность Кобзева не позволила ему с самого начала слишком жестко стелить. Но зная, что тема козырная, дядя Володя попытку повторил. И удачно. И еще повторит, если точно будет знать, что получит хороший резонанс. И будет повторять, пока будет его получать.
Когда-то, давным-давно, когда я работал директором представительства "Комсомольской правды" в Уфе, на одном из семинаров в Москве, кто-то из коллег спросил главного редактора "Комсомолки":
- Почему вы в каждом номере пишите про Киркорова и Аллу Пугачеву? (Они тогда, как раз только что поженились, а Галкин еще в школу ходил).
На что Владимир Николаевич Сунгоркин ответил:
- Тема сейчас в обществе самая обсуждаемая, поэтому пока будут читать, будем и писать.
Так что, я думаю, что уфимским СММ-щикам не стоит обижаться на дядю Володю. Ведь он своим вниманием признает, что популярность СММ-сообщества в Уфе приближается к популярности Киркорова когда-то. Это без стёба.
Можно задаться вопросом: а это единственный интерес именитого блогера к СММ-сообществу?
Нет, конечно. Есть и элемент профессионального любопытства (на одной с ним поляне работает молодая поросль), и еле заметная пока ревность (по крупному ревновать пока не к чему). Поэтому и снисходительный тон, и подкольчики (положа руку на сердце, имеет право). И ведь действительно, самые лучшие дни у СММ пока впереди.
Я сравниваю сегодняшних СММ-щиков с отцом башкирской драматургии Мажитом Гафури. Если смотреть с высоты сегодняшних технологий (драматургия - тоже состоит из технологий, кто не знал), то драматические произведения Мажита Гафури - наивны и просты.
И не так-то их и много - всего две пьесы. Даже полторы. Потому что, вторая - не дописанная. Реально, Мажит Гафури - не самый лучший башкирский драматург. Даже мой спектакль "Последний из рода Гэйнэ" получил большие популярность и признание, нежели даже новые интерпретации постановок его пьес. А ведь его именем назван самый главный Башкирский Академический Драматический театр республики! Почему? Потому что он был первым. И это - главное.
Нас - хороших и очень хороших драматургов может быть много, но первым будет он один. И мы склоняем перед ним головы.
Сегодня группа молодых и дерзких (в переносном и прямом смыслах этого слова) парней и девчонок решили стать первыми в одной из новых и перспективных отраслей информационных технологий. Они сами еще не все знают, у них не все получается. И самое главное - их не все понимают. Да, они со своим стремлением к месту и не к месту употреблять сленг и специальные термины, похожи на маленьких детей, употребляющих ругательные слова, чтобы казаться взрослее.
Но!.. Они - первые! И придет время, люди будут склонять перед ними головы. И при всей едкости Кабзон не шутил, когда писал, что придет время, и он тоже приползёт к ним с просьбой : «Покажи, как ты это делаешь?»
Кстати, сам Владимир в этом плане благороден. Он реально делится знаниями. А кое-что он умеет лучше многих. Что есть, то есть. Но самое главное даже не в этом. А в том, что сегодняшние молодые и дерзкие совсем скоро будут сгребать сметану с поляны. Помяните мое слово.
Вот с чем соглашусь с Кабзоном, так это с тем, что пока у уфимских специалистов СММ есть большая перспектива для роста в области привязки осязаемого результата для клиента от предлагаемой рекламы.
Мне тоже показалось, (особенно в вводной лекции), что проводилась мысль, что СММ - инструмент лишь для общего продвижения, а не продаж. Поэтому подсчитывать эффект в продажах - не стоит. Я горячий сторонник того, что эффект любого продвижения должен наглядно демонстрировать результат.
Отдельно взятым мемом или копирайтом этого достичь, конечно же, трудно. Если это - не вирус. Сотни, и даже тысячи подписчиков, привлеченных в профильные группы - тоже не гарантия существенного увеличения продаж. Результат может гарантировать лишь правильно выстроенная стратегия продвижения. При необходимости - в комплексе с другими - не СММ-шными - видами продвижения.
Ведь что такое СММ, если перевести, как люблю это делать я, на военную терминологию? Это всего лишь один из видов оружия. Да - мощный, да - обладающий возможностью бить, как по площадям, так и точечно. Но всегда любое оружие лучше использовать в комплексе с другими видами вооружения. И если цель точно определена, стратегия выстроена, то и результат почти всегда будет не абстрактным, а вполне осязаемым.
Я, например, никогда не спрашиваю своих клиентов о том, сколько подписчиков нужно привлечь в их группу, или сколько человек должно увидеть их рекламу в левой колоночке на своей страничке в ВК. Я спрашиваю:
- Чего Вы хотите добиться вообще: А) увеличить количество клиентов до 200 человек в день? Б) добиться выручки до ... руб в месяц? В) чтобы клиенты проходили мимо конкурента, чье заведение находится рядом и шли прямиком к вам? Г) чтобы конкурент вообще перестал существовать, как данность?
Кстати, о кейсах. Я не первый раз слышу такой вопрос. И вот тут зря Кабзон иронизирует. Суммы, вкладываемые в продвижения, межкорпоративные войны, пиар (белый и черный) в социальных сетях - довольно крупные. Если клиент ставит задачу обанкротить завод, скинуть с поста высокопоставленного (иногда очень высокопоставленного) чиновника, принудить уволиться, опять же, высокопоставленного представителя силовых структур, обрушить банк, то можете себе представить, какие деньги могут вкладываться в СММ?
И я здесь представил далеко не полный перечень реальных заказов, с которыми пришлось столкнуться. И мой опыт работы показывает, что сила СММ - не просто безгранична, она страшна. С помощью СММ сегодня можно почти все! Было бы адекватное финансирование и внятно поставлена задача.
Кстати, о том как валили АФ-банк. Многие помнят и сам банк, величественный офис которого сейчас пустует около монумента Дружбы и историю его краха два с половиной года назад. Так вот, дело прошлое, приоткрываю некоторые детали его краха.
Банк был обрушен исключительно с помощью вирусных постов в социальных сетях. С начала информационной атаки и до начала обвала через 3 недели, ни одно СМИ или информационный сайт даже не дернулся поддержать тему. И только когда банк реально перестал выдавать вклады и деньги с банкоматов, пошло шевеление.
Спусковым крючком послужил скандал с инвалидом, который пообещал устроить самосожжение в зале кассового обслуживания банка. Вот только тогда СМИ присоединились к теме. Дальше - больше. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию с вкладчиками, руководство банка не придумало ничего лучшего, чем разослать письма своим клиентам - юридическим лицам, с просьбой досрочно погасить кредиты.
Вот тогда от них уже начали в массовом порядке отказываться и юрлица. Крах стал неизбежен. Надо ли говорить, что все проблемы банка доводились до 175 тысяч пользователей социальных сетей в режиме реального времени, а через них сарафанным радио, как круги по воде, расходились дальше?
Такой же атаке, в том числе и очень сильно через соцсети, подвергся и УРАЛСИБ. Но тут орешек оказался крепче. От момента начала атаки до вынужденной продажи акций банка прошло 9 месяцев. Но результат был достигнут. И даже заступничество тогда вице-премьера республики Марданова, озвученное через БСТ, не спасло ситуацию.
Соцсети - совершенно параллельный мир, не подчиняющийся административному ресурсу. Кстати, знаете почему башкирское население республики не любит Хамитова Рустэма Закиевича? Что такого плохого сделал лично Хамитов башкирам? Ничего! Просто с сетями не умеют работать!
Башкирское общество, по каким-то непонятным причинам, отчужденное от официальных средств массовой информации, массово интегрировались в соцсети. Особенно в ВКонтакте. И вся информационная жизнь общества проходит там. А власть, увлекшись продвижением Школы блогеров, реально упустило этот момент. И теперь пожинает плоды.
Вопреки домыслам некоторой части истеблишмента, я не занимаюсь сейчас политикой и не имею абсолютно никакого предубеждения ни по отношению к власти, ни лично к руководителю республики, но не мог пройти мимо такого яркого примера влияния СММ на жизнь республики, коль уж речь зашла об этом. Так что, не совсем правы те, кто снисходительно относится к СММ и к тем, кто активно осваивает новые информационные технологии в этой области. СММ - это очень серьезно.