Posted 4 мая 2016, 08:49
Published 4 мая 2016, 08:49
Modified 10 ноября 2022, 18:38
Updated 10 ноября 2022, 18:38
Как-то немного странно видеть, что наш земляк, уроженец мишкинского села Янагушево Гизетдин Казыханович Загитов стал за прошедшее десятилетие официальным героем Татарстана.
Его имя гремит в официальных речах первых лиц республики наряду с другими героическими земляками (а иногда и просто в числе татарстанцев), увековечено в названиях улиц двух (!) городов - нефтяной столицы РТ Альметьевска и самой Казани. А в Башкортостане о нём говорят вскользь и вспоминают редко...
Уже ни у кого нет сомнений в том, что первой флаг на крышу рейхстага водрузила и поставила ярко-красную точку в самой ужасной войне группа капитана Макова.
Сами бойцы штурмовой группы, в частности сержант Михаил Минин из Псковской области, свидетельствует о том, что первым среди них был Гизетдин Казыханович, который видел в темноте как кошка и профессионально ориентировался в берлинских развалинах - как-никак начальник поста взвода оптической разведки пушечной артиллерии.
Имеется соответствующая бумага за подписью директора Института военной истории Министерства обороны РФ о том, что исследование документов тех дней установило факт первенства знамени, установленного в 22:40 30 апреля 1945 года. Да и правда о настоящих знаменосцах великой Победы известна примерно полвека, со времен хрущевской оттепели.
Даже сами Егоров и Кантария не особо настаивали на своем первенстве - понятно, что такой мощный пропагандистский момент, как символическое завершение четырехлетней войны, делался через все инстанции сталинского пиара.
Но я пока не нашел в нашей республике следов особого почитания человека, который в буквальном смысле своими руками завершил самую страшную войну в истории страны. Разве что в пределах села Янагушево Мишкинского района и десятка-другого публикаций нескольких взволнованных журналистов на эту тему. Есть музей, созданный одноклассником-энтузиастом, есть надгробный памятник, есть деревенская улица. И всё.
Чем дальше те дни, тем более абстрактным становится образ героя Победы. Пришло поколение внуков и правнуков. Недавно звезды Героя России удостоился коллега Загитова по военной работе старший лейтенант Александр Прохоренко, 1990-го (!) года рождения, которого позавчера навсегда проводили в соседнем Оренбуржье.
Время идет, и рассказы о подвигах и ранениях дедов на фронтах Великой Отечественной для наших сыновей и внуков будут, примерно, как для нас самих теперь рассказы о Гражданской войне и революции.
Поэтому сейчас особое время. И от нас зависит - останутся ли в памяти наши живые, настоящие герои. И захотят ли наши внуки защитить свою страну.
Уж не знаю, чем провинился перед региональными властями нескольких поколений 24-летний паренек, который ночью, под огнем, взобрался с товарищами по цепи на крышу главного гитлеровского здания и, разорвав носовой платок на полоски, примотал ими к древку красное полотнище, ставшее первым настоящим Знаменем Победы. И охранял его до утра, получив попутно дырку в груди, в сантиметре от сердца.
Может, проблема в том, что он убился в 1953 году, опрокинувшись в кювет на грузовике. Может, были какие-то инструкции секретные из ЦК, не знаю. Может, просто страх нарушить генеральную линию, еще сталинскую, которая назначила в знаменосцы Победы русского и грузина. Тем более, что сейчас Знамя Победы настолько странным образом вошло в нашу трендово-брендовую жизнь, что его копию можно купить в интернет-магазине, а то и просто в машинах с самарскими номерами, которые стоят на федеральных трассах и торгуют патриотическими сувенирами. Я пока не могу этого принять.
Скорее всего здесь в очередной раз работает старый башкортостанский принцип: игнорировать и гнобить своих, местных выдающихся людей, пока те не обретут признание за рубежами нашей республики.
С Гизетдином Казыхановичем Загитовым так уже получилось - его считают своим героем в Казани, а у нас - одним из многих. Своих, скромных, которые потерпят.