Минкульт РБ замешал наскальную живопись Шульган-Таша на эпосе «Урал-батыр»

7 декабря 2015, 13:16
Специалисты минкульта Башкирии, окрыленные возможностью обрести для республиканской жемчужины заветный статус памятника ЮНЕСКО, решили убить сразу двух зайцев. «Экспозиция музейного комплекса, посвященного Каповой пещере, будет плотно пересекаться с эпосом «Урал-батыр» и передаваться через призму эпоса», - сообщают в Научно-производственном центре при минкульте республики. Возникает вопрос: не произойдет ли в результате такого смешения исторических эпох и культур путаница в головах обывателей?

Кто объяснит туристам, далеким от исторической науки, что, как ни хотелось бы обратного башкирским ученым, братья Шульган и Урал не имеют к рисункам мамонта на стенах Каповой пещеры никакого отношения. Эпос «Урал-батыр» и наскальную живопись разделяет не одно тысячелетие. Ведь те же французы не путают доисторическую живопись пещеры Шове и эпоху Лотарингов на основании территориального единства, да и испанцы не объединяют музеи Альтамира и раннехристианских святых Эметерия и Селедония, несмотря на то, что последние были обезглавлены на той же самой земле, где обнаружена пещера с бизонами.

– Музейный комплекс необходим, потому что все подобные доисторические объекты имеют такие музеи. Его строительство привлечет новые инвестиции в развитие инфраструктуры Бурзянского района, - уверяет архитектор НПЦ Рустам Алибаев. – Основная идея внутреннего развития экспозиции – воспроизведение копии пещеры. В архитектурной планировке будет присутствовать этнокультурный момент. Музейный комплекс будет разделен на зоны: светлая стихия Урал-батыра и темная - Шульгена, а между ними человеческое бытие, которое балансирует на грани добра и зла.

Споров нет, хороший музей доисторической эпохи республике, где расположена Капова пещера, необходим. Создание реплик фрагментов пещерных сводов с копиями уникальных рисунками, как это принято в мировой практике, – отличная идея. Развивать туристический кластер «Земля Урал-Батыра» в Бурзяне с его уникальной природой, традициями бортевого пчеловодства и насыщенным этнофольклорным компонентом тоже нужно.

Но к чему попытки связать в голове туристов два артефакта разных эпох? Какое отношение имеет наскальная живопись, созданная 16-17 тысяч лет назад, а то и ранее, к комиксам с похождениями Урала и Шульгена, которые собираются рисовать башкирские этнографы? Разве эпос «Урал-батыр» не достоин включения в список культурного наследия ЮНЕСКО сам по себе, а не в связке с не имеющим с ним ничего общего с точки зрения истории и однородности культуры наскальными рисунками, и своего музея?

Мы поинтересовались у международного эксперта Антона Гийаме, как ему эта идея соединить воедино национальные легенды и доисторические рисунки.

– Это будет уникальный опыт, – осторожно заметило иностранное светило. – Я читал местные легенды, в том числе и эпос. Легенды и пещеру, где находится наскальная живопись, можно связать, но связать в единый исторический факт доисторические рисунки и местные легенды нельзя. Это две совершенно разные вещи.

Однако башкирские ученые мамонтов и Акбузата разделять не хотят. Оценить стоимость музейного объекта в минкульте пока затрудняются. В ближайшее время будет объявлен конкурс на лучшее архитектурное решение, итоги которого подведут в феврале. Проектная работа начнется в следующем году. Построить музей собираются за три года.

#Культура #Новости
Подпишитесь