Спектакль «Территория страсти» в Уфе: наши играют французскую жизнь

9 ноября 2015, 12:24
На минувшей неделе в Уфе показали музыкально-драматический спектакль «Территория страсти», вошедший по итогам прошлого года в тройку наиболее успешных коммерческих проектов Москвы. Костюмированная драма с участием звезд российского кино и театра вызвала у башкирской публики неподдельный интерес, еще раз подтвердив, что запоминающиеся музыкальные номера и звёздная имена Александра Балуева, Анастасии Макеевой, Глеба Матвейчука и Валерия Яременко – самый верный путь к сердцам зрителей. Однако тех, кто рассчитывал, что постановка станет новым словом в театральном искусстве, ждало легкое разочарование. На поверку «Территория страсти» оказалась добротно сделанной антрепризой, которая легко превращается в гастрольный проект. Это выдают и полное отсутствие реквизита на сцене, и ограниченное число персонажей.

Любовный напор

Спектакль создан по мотивам эпистолярного романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Авторы «Территории страсти» упростили первоисточник, оставив за сценой нравоучения и сатирическую составляющую, превратив полный интриг сюжет в романтическую историю стареющего ловеласа. Не ставили авторы постановки и задачу непременно разоблачить и наказать порок, предпочтя акцентировать внимание зрителей на теме противоборства полов.

«Территория страсти» - совместное детище семейного дуэта Макеева–Матвейчук и Александра Балуева, который выступил сопродюсером и режиссером постановки. Очевидно, талантливый актер, которому судьбой уготовано играть в многочисленных сериалах кадровых военных и бизнесменов, устал жить под диктовку и решил взять бразды правления на сцене в свои руки. И хотя далеко не все режиссерские находки удивят искушенного зрителя, дебют можно назвать удачным. В спектакле есть несколько сильных сцен, например соблазнение Сесиль, интересные цветовые и световые решения. Более того, композиционно он выдержан в едином стиле и не разваливается на отдельные музыкальные номера, хотя связки между ними и мизансценами могли бы быть более продуманными. Но это беда многих современных постановок этого жанра, так что будем считать, что начинающий режиссер Балуев с работой справился.

Теперь о Балуеве-актере. Трактовка роли Вальмона спорна. Начнем с того, что стремление 56-летнего актера сыграть непременно изощренного искусителя удивляет. В любви, по крайней мере, на сцене, Александр Николаевич не обольститель, а завоеватель. В нем нет легкости и иронии Галантного века, в отличие от того же Валерия Яременко в роли Азолана, вечного спутника и альтер эго главного героя. В борьбе между мужчиной и женщиной оружие Балуева-Вальмона не изящный флирт и утонченная обходительность, а напор и драма. Актер тяжеловат для своей роли. Странно видеть, что столь солидный и неглупый мужчина до сих пор не наигрался в подростковые забавы. Более того, у Александра Николаевича отсутствуют два необходимых актерам музыкального театра качества – умение танцевать и профессиональный вокал, однако эти особенности с лихвой восполняются драматическим талантом актера. Так, финальная песня «Мой сон, мой дивный сон» в исполнении актера звучит столь проникновенно, что не важно, попадает ли Балуев в ноты. Но то, что актеру приходится доказывать зрителю право существовать в этой роли, не идет спектаклю на пользу.

А вот Глеб Матвейчук, одно только появление которого на сцене сорвало овации у восторженных почитательниц телешоу «Точь-в-точь» и «Две звезды», вписывается в эпоху идеально. И хотя актер, который к тому же является композитором проекта, утверждает, что писал роль шевалье Дансени не под себя, верится в это с трудом. Матвейчуку удалось пластически точно передать трансформацию неуклюжего и застенчивого влюбленного юноши в оскорбленного в своих чувствах молодого мужчину. Исполнив контртенором арию Lascia chio pianga из оперы «Ринальдо» Георга Гендель, актер растопил сердца уфимцев, а хит «Когда ты рядом» вновь сорвал аплодисменты публики.

Кто на сцене хозяйка?

Супруге Глеба Матвейчука, одной из самых опытных в России артисток мюзикла Анастасии Макеевой, досталось в драме сразу два персонажа – маркиза де Мертей и мадам де Турвель. Играет их актриса попеременно. В Уфе она вышла на сцену в образе коварной маркизы. Актриса уверено демонстрировала выверенность каждой фразы и отличную хореографию, раз за разом доказывая, кто является хозяйкой сцены и вечера. На фоне более чем скромных декораций и костюмов других актеров ее наряды смотрелись особенно ярко и вызывающе. Наверно, так и должна выглядеть настоящая победительница, безжалостная и бесстрастная.

На фоне великолепной Макеевой невольная соперница маркизы мадам де Турвель в исполнении Виктории Жуковой получилась бледной и неубедительной. Возможно, дело в том, что актриса не часто выходит на сцену в данной роли, деля ее с тремя коллегами. Так или иначе, передать трогательную наивность, внутреннюю красоту и чистоту героини ей не удалось. Кажется, что поступками де Турвель руководят не добродетель и искренняя любовь к всевышнему, а скорее страх перед ним. Особенно это заметно, когда интонации мадам де Турвель копирует Яременко-Азолан. Он не передразнивает их, а повторяет как эхо, но тут-то и вылезает наружу все женское лицемерие персонажа. Вряд ли этот ход был изначально заложен в спектакле, но из зрительного зала все выглядело именно так.

Если исходить из предложенного расклада, непонятно, как вообще такой искушенный соблазнитель, как Вальмон, смог увлечься столь непримечательной героиней, Вот уж поистине, любовь зла, полюбишь и серую мышку. Когда герой устами Александра Балуева говорит: «Я тебя больше не хочу», ты веришь этим словам, хотя по сюжету зрителю известно, что Вальмонт лукавит. Сцена безумия президентши де Турвиль, по замыслу авторов отсылающая нас к Офелии с ее букетом, тоже была сыграна вполсилы. Похоже, актриса не понимает, что реплики ее героини – не просто набор несвязных фраз, и в них заложен особый смысл.

Звезде сериала «Молодежка» Марии Иващенко роль малышки Сесиль пришлась впору. Актриса точно передала наивность и беззащитность мадмуазель де Волонж, а неточности в ее вокале легко можно было списать на дрожащий голосок испуганной девочки.

Актеры второго плана Валерий Яременко и Эльвина Мухутдинова отвечали на сцене за юмор. Комический талант г-жи Мухутдиновой раскрылся в диалоге с зеркалом. А трактовка Валерия Яременко роли Азолана в полной мере соответствовала представлениям публики о жанре мюзикл: много танцев, много песен, энергия и фривольные шутки. При этом динамика и живость актера настолько перетягивали на себя внимание зрительного зала, что главный герой истории порой терялся на этом фоне. Было заметно, что если персонаж Балуева заметно устал от череды соблазненных им женщин, то Азолан-Яременко останавливаться не намерен.

Несмотря на некачественный звук, прямолинейность сюжетных ходов, отсутствие у ряда актеров даже начального вокального образования и другие недочеты, «Территория страсти» нашла в Уфе свою публику. Знакомство если не с книгой де Лакло, то хотя бы с многочисленными экранизациями «Опасных связей» облегчило большинству зрителей понимание сведенного к схематизму сюжета, а встреча с любимыми актерами привела их в восторг. Классической постановку назвать нельзя, скорее к ней подходит выражение «Наши играют французскую жизнь». Однако, вполне возможно, что, если мелодии из «Территории страсти» придутся по душе россиянам и станут шлягерами, спектаклю суждена долгая театральная жизнь – как концертной программе с музыкальными номерами, объединенными единым сюжетом.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

#Культура #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь