Posted 13 мая 2015, 06:17
Published 13 мая 2015, 06:17
Modified 10 ноября 2022, 18:43
Updated 10 ноября 2022, 18:43
Юрий Татьянин – художник, возникший спонтанно и неожиданно, но побивший в короткие сроки все рекорды известности, по крайней мере, в своём городе, художник эпатажа, художник-нонконформист, художник, противостоящий всему официозному, системному. Татьянин стал своего рода укором обществу и особенно официальной художественной тусовке за их глухоту, слепоту, чёрствость, лицемерие. Но этими социальными сторонами совсем не ограничивается его жизнь в искусстве. При всей вызывающей радикальности его картин, Юра – тонкий и сложный живописец и вполне может быть, что он сам в отдельных случаях не вполне осознаёт все или некоторые грани своей одарённости. Он хороший цветовик. Он хороший рисовальщик. Сам Татьянин называет себя «интуитивным наивистом» и «гением земли липецкой».
Татьянин безусловный маргинал, но маргинал тонко и болезненно чувствующий перипетии нашей сегодняшней жизни. В своей эволюции Татьянин, как и подобает художнику-самоучке, прошёл все стадии – от частушечного лубка до ультрасовременного авангарда, при этом оставаясь верным своей характерной манере письма, которую он выбрал раз и навсегда. На картинах Татьянина почти всегда имеются тексты и надписи, часто вверх ногами – как символ нестандартного мышления и свободы творчества, но они, как правило, органично и тесно увязаны с пластикой картины, являются её неотъемлемой частью. Вот только некоторые из них: «памоечный кот», «ostoroжno очenь zlaя sabaka Ё», «ВАН ГОГ наш президент», «в нашем дваре очень богатая памойка».
Балансируя между ар-брютом, лубком, экспрессионизмом и чудовищным гротеском, Татьянин совершенно сознательно неумеренно пользуется эпатажем, выбирая зачастую самые непристойные, жестокие и шокирующие темы или снабжая неприличными надписями поля своих картин. Но вовсе не всегда – иной раз темы приличны, сентиментальны, а то и до приторности благообразны.
Но пугая и показывая всем фигу в кармане, Татьянин остается при этом совершенно серьезным. Это похоже на известный случай, когда Лев Толстой сказал по поводу Леонида Андреева: «Он нас пугает, а нам не страшно». Истинная суть работ художника, как ни парадоксально, – человеческая боль сопереживание автором, который нередко по сути своего творческого опыта оказывается нежным, сентиментальным и наивным. В других случаях грубый цинизм полотен Татьянина оборачивается растерянностью, незащищенностью перед насилием, царящим в мире. И неизвестно, кто кого в результате больше боится: мы его или он нас.
Феномен творчества Юрия Татьянина, художника в 30 лет спонтанно «зарисовавшего», не имея никакого специального образования, чтобы только вырваться из привычного обывательского круга жизни, позволяет нам говорить о естественной природе его творчества. Активные, нередко с применением открытых цветов и ассамбляжных включений, картины Татьянина плотно заполняют любое выставочное пространство, создают густую пространственную среду вокруг себя, заставляют побыстрее убраться восвояси непрошенного зрителя, читать надписи в поле картины. На сегодняшний день творчеством Юрия Татьянина серьёзно заинтересованы многие известные галеристы, искусствоведы, коллекционеры Москвы, Питера и других городов.
Сергей БУГРОВСКИЙ.
Справка «Мксет»
Юрий Татьянин чаще всего невозмутимо сдержан, и пристально смотрит на мир из-под очков. Его остроумие проявляется, когда он пишет картины или рассказы, кратко подписывая творения своими инициалами — ТЮН.
Юрий живет в Липецке, где и родился в 1963 году. В детстве его не интересовало рисование, Юрий в огромном количестве читал книжки и хотел стать писателем. Но обстоятельства сложились иначе и, по окончанию восьмого класса, он пошел учится в машиностроительный техникум. Юрий искал для себя творческое занятие и после техникума стал работать не на заводе, а в театре машинистом сцены. Страсть к книгам не проходила, и в начале девяностых Юрий занялся книжным бизнесом. Он продавал в Липецке разного рода интеллектуальную литературу и альбомы по искусству. Тогда же он познакомился с местными художниками и даже начал коллекционировать их работы.
Со временем Юрий понял, что посредством живописи сможет воплотить идеи, которые накопились за долгие годы чтения и просмотра альбомов по искусству