«Рок-н-ролл и военная техника – несовместимые вещи»
Не стал отмалчиваться Макаревич и на фестивале «Нашествие», который завершился выступлением «Машины времени».
- Когда я узнал о масштабе акции «Вместе мы – сила!», когда на поле выставляется военная техника, то немножко охренел, - признается артист. - «Стрижи» тут летали и раньше – это была такая традиция. Во всяком случае, я воспринимал не как военную технику, а как экстремальное фигурное пилотирование. Поэтому тогда в моем сознании это не относилось к войне. Но сегодня я не очень понимаю, почему любовь к родине должна быть обязательно с оружием в руках. В моей голове любовь, рок-н-ролл и военная техника – это плохо совмещаемые вещи.
Появившись на сцене, команда напомнила многотысячной толпе, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Культовой рок-группе в этом году исполнилось аж 45 лет. Лидер коллектива по-прежнему бодрый и активный, и создается ощущение, что время над ним не властно.
- Сейчас мы сыграем очень старую нашу песню, она написана в 70-е годы. Мы долгое время ее не играли, потому что нам показалось, что смысл этой песни прошел. А тут он вдруг – раз! – и вернулся, причем с такой пугающей скоростью, что мы поняли: надо ее исполнить, - сказал Макаревич перед исполнением старенькой песни «Право».
Кроме того, в часовом концерте команды «Машина времени» прозвучали такие композиции, как «Костер», «Мама», «Брошенный богом мир», «Пой», «Эти реки никуда не текут», а также одно из последних творений – «Крысы».
- Наука идет вперед, ракеты летят в космос, автомобили становятся лучше и быстрее, а вот лучше звука гитары 60-х годов никто ничего не изобрел, - посетовал Андрей Макаревич перед исполнением песни «Марионетки» и взял в руки, по его собственным словам, «старую рок-н-ролльную гитару».
Знаменитейшую композицию под названием «Поворот» многотысячная толпа исполнила хором вместе с музыкантами группы. По словам Макаревича, эта песня «всегда приносила что-то хорошее».
- Да, это старая магическая русская народная шаманская песня. Она работает. Поверьте, проверено, - раскрыл секрет лидер легендарного коллектива. - Я хочу вас попросить об одном – не позволяйте себя оболванивать. Не верьте, когда вам врут. Мы очень хотим жить в нашей стране вместе с вами, видеть ее счастливой. А счастье и вранье – вещи несовместимые.
«Дума испытывает нас на терпимость к идиотизму»
- Как проходит последний час перед концертом группы «Машина времени»? – интересуемся у артиста.
- Как обычно, Макаревич дает интервью. Меня делегируют на это дело. Они почему-то решили, что я лучше всех говорю. Хотя это не совсем так. Просто они очень не любят делать работу, которую могут за них делать другие. Валера Ефремов – концентрируется, Державин – медитирует, Александр Викторович – гладит рубашку, может выпить немножко вина. А, в общем, все как-то очень воодушевлены, потому что мы на концертах радуемся.
- На ваших глазах выросло не одно поколение отечественных рок-исполнителей. Кого бы выделили из молодых?
- Может быть, я не прав, но для меня то, что я называю роком – это та музыка, которая меня сопровождала лет 30-40 назад. Потому что тогда это все родилось, появилось, все было впервые и свежее, не сфотографированное, не скопированное, не повторенное в десятый раз. Я страшно рад, что мы в силу своего возраста эту эпоху застали. Была бы моя воля, я бы это слово оставил в той эпохе. Потому что не надо современную машину называть дилижансом – прошло время. Рок для меня – это все-таки 70-е. Честно скажу, я не имею возможности внимательно следить за всем, что происходит. Наверняка есть какие-то талантливые ребята. Я уверен, что, если появятся талантливые сверх меры, мне обязательно о них сообщат, и я их тут же увижу и услышу. Пока не сообщают.
- Борис Гребенщиков старше вас на две недели. Вы себя с ним как-то сравниваете?
- Я вообще стараюсь себя ни с кем не сравнивать. Зачем? Я не на соревновании. Не надо меня сравнивать. У меня есть друзья, которых я очень люблю. Как правило, это люди, которые что-то умеют делать лучше, чем я. Поэтому я стараюсь на них равняться и у них учиться. Вот это для меня самое главное.
- Как относитесь к закону, запрещающему употребление матерных слов со сцены?
- Я глубоко негативно отношусь к любого рода запретам. Если человек нормальный, он сам прекрасно знает, что и где ему можно, а что и где ему не следует. Думе я бы очень посоветовал просто для красоты, из соображений эстетики придумать хоть один разрешительный закон. Например, разрешить чихать на улице. Вот ерунда, а мы бы все обрадовались. Потому что два года только запрещать, каждый день по три запретительных закона… Они нас испытывают на терпимость к идиотизму, я вам клянусь.
- Верите ли вы в русских людей, силу духа, а также в предназначение человека?
- Я верю в русских людей, английских, африканских, еврейских, украинских, вообще верю в людей. Считаю, что мир тяготеет к гармонии. А поскольку мы часть природы и часть божьего промысла, то нормальных среди нас неизбежно должно быть больше, чем ненормальных. Как бы нам иногда ни казалось на каких-то определенных исторических отрезках, что эти соотношения пугающе меняются.
- Как продлить молодость?
- Никак. Это вопрос на тему «как продлить жизнь». Жизнь не продлевается, а молодость – это ее часть. Так что смиритесь и постарайтесь ее прожить максимально ярко, чтобы было что вспомнить.
Альбина ИБАТУЛИНА.