Posted 24 июня 2014, 10:59
Published 24 июня 2014, 10:59
Modified 10 ноября 2022, 18:46
Updated 10 ноября 2022, 18:46
– Современное документальное кино отличается от классической документалки, которую мы привыкли видеть с советских времен, – считает Радик Кудояров. – Мы сейчас в этом жанре не работаем. Кино сегодня идет в синтезе с публицистикой. Мы пытаемся разобраться в проблемах, а не просто показываем картинки и комментируем. А параллельно с этим идет возможность людям получить новые знания.
Процесс создания документального кино сегодня Кудоярову видится таким: режиссер должен обработать большой объем информационного материала, это не только архивные документы, но и встречи с людьми. Загнав в себя информацию на 100 часов, он выдает квинтэссенцию того, что через себя пропустил, в формате 44 или 52 минуты на языке, который понятен простой домохозяйке.
По признанию г-на Кудоярова, фестивальное кино его не интересует.
– Я его не понимаю, - признается он, - так же, как и фестивальщики, возможно, не понимают того, что делаю я. Времени тусоваться нет. У меня есть семья, трое детей, которых я вижу редко.
Кудояров уверен: задача хорошего документалиста – изложить сложные проблемы языком, понятным и доходчивым, в противном случае это никому не нужно.
- Мои фильмы демонстрировались за рубежом, были и федеральные эфиры, – поясняет он. – Я работаю на широкую аудиторию, и в процессе создания картины всегда представляю обратные отклики. Люди обсуждают мои работы на форумах, пишут мне письма.
Радик рассказал историю о том, что после выхода в эфир фильма о французском истребительном полке «Нормандия Неман» на канале «Россия» он получил письмо от женщины, отец которой учил французских воинов летать. Сама она в годы Великой Отечественной войны была подростком.
– Эта бабушка написала: «У меня есть фотография 1942 года, где я стою с этими летчиками в Иваново. Я очень хочу подарить ее вам. На письме стоял адрес: «Москва, телеканал «Россия», Радику Кудоярову» – это почти как на деревню дедушке, - рассказывает режиссер. – Кто-то на почте вписал индекс Москвы, письмо доставили на телеканал, кто-то переправил его в департамент документалистики, а там отдали редактору, которая со мной работала. Она и передала мне эту открытку. Для меня письмо этой бабушки – рейтинг! Как она смогла бы откликнуться на фильм, если бы он был ей непонятен.
И все же один из самых успешных башкирских документалистов считает, что документальное кино в России загибается. Вопрос связан с деньгами. Сам Кудояров практически все ленты снимает на свои деньги.
Сейчас Кудояров занят работой над сценарием первого в своей биографии игрового фильма.
– Это будет не локальная российская история, а международная, - рассказал он. – Я давно в международной проблематике. Мы пытаемся создать проект с людьми, которым тоже интересна тема, которую я предлагаю.
Секретов будущей картины режиссер раскрывать не стал, признавшись однако, что в фильме будет присутствовать и башкирская тематика.
Кроме того, в скором будущем уфимских зрителей ждет еще одна премьера – доку-драма Радика Кудоярова о генерале Шаймуратове. Фильм будет сочетать в себе элементы игрового и документального кино. Автор картины гарантирует: тем, кто увидит ленту, впечатлений хватит надолго.
– Это кино – бомба, которая ждет своего часа, - отметил он.
Вероника ПОЛЯНСКАЯ.