Posted 22 мая 2014, 17:54

Published 22 мая 2014, 17:54

Modified 10 ноября 2022, 18:46

Updated 10 ноября 2022, 18:46

«Ночь музеев» разделила уфимские галереи на частные и государственные

22 мая 2014, 17:54
Шесть лет назад Башкирия присоединилась к акции «Ночь музеев». Согласно международной традиции в свой профессиональный праздник художественные галереи, хранилища, запасники и выставочные залы во всем мире работают до утра, причем посетить их можно совершенно бесплатно. Однако в среде уфимский музейщиков и галеристов в этом году произошел раскол. Государственные музеи предпочли не усложнять себе жизнь работой в выходные и отметили профессиональный праздник заранее – 16 мая, не желая жертвовать огородными выходными. В результате горожане и гости столицы получили две «Ночи музеев» вместо одной. Кроме того, вопреки всем традициям, за знакомство с экспонатами некоторых уфимских музеев гостям пришлось раскошелиться.

Искусство со скидкой

Первая музейная ночь этого года оказалась по-летнему короткой, ровно в полночь городские музеи закрыли свои двери для посетителей. Так, Национальный музей Башкирии, оставшийся на время реконструкции музея имени Михаила Нестерова единственным претендентом на титул главного культурного хранилища республики, в этом году предложил программу, рассчитанную на молодых родителей. Видимо, сворачивая праздник с двенадцатым ударом часов, музейщики решили, что детям по ночам нужно спать.

В ночь акции государственные музеи сулили горожанам множество детских викторин, интерактивных мероприятий и прочую движуху. В результате все свелось к мероприятиям, удивить которыми сегодня можно разве что жителя самой отдаленной деревни, впервые выбравшегося в столицу. В Национальном музее детям предлагали сделать своими руками бумажный цветочек, куклу-оберег или поиграть в нехитрую игру с удочкой и пластиковой бутылкой. Для «больших мальчиков» тоже нашлось развлечение: мужчины соревновались в сборке автомата на скорость. Во дворе музея в честь праздника раскинули юрту, которая, по словам сотрудников, в будни находится в разобранном состоянии в хранилище. При ближайшем рассмотрении древнее жилище башкир оказалось новоделом.

Неприятной неожиданностью для посетителей стала новость о том, за приобщение к культуре им придется заплатить: вход в Национальный музей в день акции стоил 50 рублей. Любителей бесплатных развлечений сотрудники утешали тем, что в обычный день им пришлось бы выложить аж в три раза большую сумму.

Кстати, в этом году число желающих провести ночь в уфимских госмузеях поубавилось. Изучив за предыдущие три «ночи» все крупные уфимские галереи, народ убедился: с культурой родного города он ознакомлен сполна. Но свято место пусто не бывает: заметно разбавили семейную публику гости из районов Башкирии, а также иностранные студенты, для которых посещение уфимских музеев было сродни прикосновению к экзотике.

У входа в здание и в залах Национального музея гостей встречали сотрудники в национальных и псевдоисторических костюмах. Экскурсий для многочисленных посетителей не предполагалось. На вопросы обывателей об экспонатах музейщики отвечали, что ничем помочь не могут, поскольку научными сотрудниками не являются. Однако деньги за вход были уплачены, и пришедшие «за культурой» граждане старательно изучали надписи к экспонатам, в обычные дни способным вызвать интерес только у узких специалистов.

Предметом особого интереса публики стала интерактивная игра «Совушка». Получив на входе буклетик с вопросами викторины, люди принялись штурмовать залы, чтобы отыскать подсказки. В итоге каждый «интеллектуал» получил в подарок набор открыток с репродукциями корифеев национального искусства.

Но гвоздем культурной программы оказалась расположившаяся в музейных коридорах ярмарка мастеров. Вот где было столпотворение. Народ решил, что лучше один раз купить нехитрую поделку, чем в очередной раз увидеть в музее видавший виды уникальные экспонаты.

– День был хорош тем, что мы с друзьями посмотрели историческую часть города и сделали сотню фотографий, – делится впечатлениями о первой музейной ночи гостья праздника Мадина Галимова. - В музее имени Тюлькина пели девочки и мальчики из академии искусств. В Аксаковском музее шли фильмы, а экскурсовода не было. Там очень мало подлинных вещей писателя, только само здание историческое. Мы здесь редко бываем, а по Софьюшкиной аллее нужно ходить каждый день. Но Национальный музей, к сожалению, брал деньги. Мы об этом не знали, до этого посидели в кафе, отметили встречу, потратились. И когда одна наша приятельница потом отправилась в музей, оказалось: если она купит билет, денег на обратную дорогу ей может не хватить.

Шиханы и обманы

Уфимская художественная галерея сделала ставку на «социалку». Арт-проект «Шиханы» объединил двадцать художников из Уфы, Ишимбая, Стерлитамака и Салавата во главе с Василем Ханнановым. Башкирские живописцы представили произведения, выполненные в прошлом году в Стерлитамаке во время симпозиума «Сотворение-4». Работы разных стилей и техник объединили общность формата, материала - акрил и идея привлечь внимание широкой общественности к проблеме уничтожения древних Шихан. Уникальный горный комплекс вскоре может исчезнуть с лица планеты, превратившись в пачки с питьевой содой.

– Наша цель – быть услышанными, а не быть показанными, - говорит одна из участниц проекта Алия Хансен. – Это вопрос об общечеловеческих ценностях, о морали, а не о пиаре. Художники ничего общего с политикой не имеют, но сегодня, к сожалению, все имеют к ней отношение. Целью были не техника, не манера исполнения, а эмоции, чтобы был послан сигнал.

По словам идеолога акции Василя Ханнанова, год назад тема Шиханов еще была под запретом, и некоторые его друзья-художники отказались от участия в проекте, опасаясь негативных последствий. Однако за время подготовки к «Сотворению-4» политика властей изменилась, «защищать Шиханы» разрешили официально.

– Можно относиться по-разному к качеству, художественному достоинству произведения, но настоящий художник – это всегда поступок, - считает г-н Ханнанов. – Мы с политикой не связаны, делаем свое дело - рисуем. Даже если эту гору разрушат, останутся картины, они будут живым укором. Мы пишем не столько для современников: художник всегда ориентируется на будущее.

До Уфы добралась только часть экспозиции, примерно половина работ ушла на то, чтобы рассчитаться со спонсорами. Многие художники в будущем планируют подарить свои полотна стерлитамакской картинной галерее.

Несмотря на злободневность темы, посетителей в галерее было немного. То ли жители республики уже устали от темы Шихан, то ли предпочли посетить более крупные музеи.

Вторая музейная ночь в Уфе оказалась более живой и интерактивной. Частники решили брать не качеством экспонатов, а культурно-развлекательной программой.

– Побывала в галерее Х-МАХ, - рассказала художница Наталья Якунина. – Там был актуальный художник из Самары Флор Веселый, рисовал картину. Художник он очень эпатажный. Вся выставка была посвящена символам нашего детства – советской эпохе: пятиконечные звездочки, нефтяные вышки. Это какой-то дух народа.

В центре современного искусства «Облака» посетителям предлагали окунуться в мир русского футуризма и ознакомиться с обонятельными мистификациями в искусстве. Несмотря на то, что начало акции было назначено на шесть вечера, еще в течение часа после открытия экспозиции организаторы бегали по залу, расставляя экспонаты и наводя последние штрихи. Растерянные первые посетители бродили по залам в ожидании шоу. Впрочем, гости быстро освоились и начали развлекать себя сами, фотографируясь на фоне многочисленных инсталляций. Забавно было слышать, как зрители пытаются толковать идею того или иного произведения актуального искусства: пенопластовые носы и уши, раскрашенные акрилом, оригинальные инсталляции, фотографии пингвинов и обтянутые тканью манекены наводили граждан на самые парадоксальные мысли.

- Современное искусство - такое современное… – меланхолично произнесла одна из посетительниц, глядя в пространство.

Скромное обоняние футуризма

Но вот взмыли в воздух шарики, и на сцене появилась поэтесса Марианна Плотникова. Девушка представила авторский поэтический перфоманс, не последнюю роль в котором играли веревка и четверо неизвестных с чулками на головах. По ходу действия мужчины-манекены то опутывали поэтессу веревкой, то изображали условные качели, отвлекая внимание зрителей от хороших, в общем-то, стихов. В течение вечера на сцену поднимались поэты, музыканты, участники мастерской «Между танцев», дефиле от арт-костюмерной «Конь в пальто», перфоманса «Черный нос черного мира».

Большая часть гостей второй уфимской Ночи музеев оказалась знакома между собой: литераторы, музыканты, журналисты, художники, пиарщики – в частные музеи выбралась в основном молодежь. Оно и понятно, мероприятие-то ночное. Однако и представители старой гвардии уфимской интеллигенции тоже не осталась в стороне.

– Мы были в «Облаках», когда здесь открылась выставка Бориса и Виктора Домашниковых, поэтому решили, что и сегодня отправимся именно сюда, - говорит пенсионерка Эльмира Курмаева. – Мне 74 года, и мне здесь очень нравится. Приятно видеть так много молодых лиц. Мы приехали из другой части города, хотя около нашего дома много музеев.

Не все из предложенного организаторами было принято и понято публикой, однако большинство посетителей отнеслись к происходящему как к забавной игре.

– Мне кажется, сама идея ночи музеев дает возможность оценить широту, полноту взглядов на искусство, – считает художница Ренана Малютина. – Сегодня мы были в «Мирасе», там представлено традиционное искусство, в «Облаках» - современные инсталляции. А вот в Национальный музей вчера не пошли, там постоянная экспозиция, которую мы видели, а частные галереи делают что-то новое и интересное.

Цели, которые ставят перед собой частные и государственные художественные галереи, кардинально отличаются. Вернее, ставят задачи и креативят только частники, привлекая уфимцев приглашенными художниками и разнообразными перфомансами – естественно, каждый год разными. Здесь и стоит ждать настоящей андерграундной «движухи». Бюджетники же «реализуют план мероприятий», который не отличается разнообразием: музейщики обходятся стандартным набором национальных песен-плясок на любой случай. Их понять можно: служащие живут на небольшую зарплату, которая не зависит ни от числа посетителей, ни от качества экспонатов. Наверняка, и денег дополнительных на шоу-программу минкульт не выделяет. А потому уже тот факт, что нужно трудиться во внерабочее время, вызывает стресс у спящих смотрительниц и неудовольствие уборщиц.

И прошедшая «Ночь музеев» лишь подчеркнула эту разницу подходов в работе галерей и в очередной раз выявила проблему «замшелости» госмузеев, чахнущих в своем пыльном мирке от отсутствия внимания со стороны чиновников от культуры. Но в итоге рядовой зритель вместо одной праздничной ночи уфимцы получили в подарок сразу две.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

Подпишитесь