А вот тройка неразлучных друзей из Набережных Челнов Азат Гимадиев, Даниил Ростилов и Руслан Андрианов приехали в Уфу выполнить задание по математике и физике. Троица учится в одном классе и считает, что на годы обогнали стандартные программы по точным наукам. Ребята мечтают поступить на один из сложнейших факультетов - мехмат МГУ.
- Мы скучающие ботаны, - смеется Даниил, и друзья его поддерживают. - По математике и физике переплюнули школьную программу. Оценки? А разве они что-то значат? Мы не для этого учимся.
Все трое показали в заочном туре олимпиады «Покори Воробьевы горы» высокие баллы, но все равно в последний момент опасаются столкнуться с непредвиденным. Азат Гимадиев, сдающий физику, заметил, что, возможно, «будут проблемы с теорией» и даже наперед подсчитал потерянные очки. Отец Азата - имам в мечети Набережных Челнов.
- Изучать точные науки - не противоречит религии, наоборот – ислам это поощряет, - продолжает Азат.
Мальчики не планируют оставаться в родном городе, но не исключают, что вернутся в Челны позже - уже с солидным багажом знаний.
Покинуть родной город после школы планирует и 16-летний Денис Маничкин - десятиклассник второй гимназии Стерлитамака. В планах парня - связать жизнь с теоретической физикой.
Мама Дениса - архивариус, а отец - сварщик, и парень уверен, что любовь к науке впитал от бабушки и дедушки - в свое время они были золотыми медалистами и работали инженерами.
- Бабушка может многое объяснить, чего я не понимаю, - говорит Денис.
Чтобы вплотную заняться физикой, парень даже бросил спорт.
- Тогда еще было много свободного времени, не задумывался о будущем, а теперь знаю, что физика – дело моей жизни.
Бояться олимпиадных заданий Денис не привык.
- Я учусь с опережением - беру темы на год вперед. В случае чего можно «добить» логикой. Физика тем и хороша, что многое можно не зубрить.
Однако Денис сетует, что в родном городе не может полноценно развиваться.
- Я не знаю людей в Стерлитамаке, которые могут дать ответы на все мои вопросы, поэтому спасают учебники. В основном занимаюсь самообразованием.
– Нельзя работать с талантливой молодежью, если мы не будем взаимодействовать с учителями, - считает доцент, заместитель декана биологического факультета МГУ Галина Белякова. – Именно педагог должен найти стимул для детей, чтобы они увлеклись каким-либо предметом. Если учитель в школе не привьет этого интереса, особенно в младших классах, особенно с нашими новыми стандартами, если ребенок не выберет направление в самом начале, то определиться в 10 классе будет невозможно, очень сложно будет переправить его на какую-то другую специальность.
Среди массы школьников выделяются яркими красными футболками братья Исхаковы из Альметьевска.
- Это наша семейная униформа, даже у родителей есть такая, - смеются парни, демонстрируя рубашки.
Айдар и Ришат – ученики второго математического лицея. Ришат младше Айдара на два года, но выше него, поэтому их постоянно путают. Цель братьев - поступление на факультет международной экономики МГУ.
И хотя парни усиленно изучают китайский язык, уезжать в эту страну не планируют.
- Нет, Китай - это не страна будущего проживания, - смеются Исхаковы. - Там и так много народу. А вот в России не хватает специалистов со знанием китайского, особенно в международной экономике.
Воспитанник башкирской гимназии имени Наджми Ильнур Габдуллин из Дюртюлей сдает математику.
По словам Ильнура, математика - творческий предмет.
- Подготовиться шаблонно нельзя, нужно думать и решать конкретные задачи, - уверен он. - Главное - собраться с мыслями. Это не как история с обществознанием, где нужно знать конкретные факты и на их основе дальше рассуждать. Здесь - творчество.
Одиннадцатиклассник к финалу школьной программы прошел много вузовских олимпиад, а в заочном туре олимпиады «Покори Воробьевы горы» набрал 100 баллов.
- Школьную программу я уже исчерпал, в этом заслуга моих учителей: они дали мне фундаментальные знания, - рассуждает парень.
Вероника ПОЛЯНСКАЯ,
Дмитрий КОЛПАКОВ,
Евгений КОСТИЦЫН.