Сюжет фильма вмещается в несколько строк: в 1977 или 78-м году (сам режиссер путается в показаниях) посетить Уфу неожиданно изъявила желание королева Иордании Дина Абдель Хамид. Оказалось, что царственная особа приехала, чтобы передать матери Рудольфа Нуреева весточку от сына – женщине было запрещено покидать пределы Союза. При помощи кагэбэшника королева собственноручно доставляет снимки Рудольфа по уфимскому адресу. Фарида Нуреева в ответ передала ей фотографию маленького сына, которая позже окажется в гримерке танцовщика.
- 70-е годы – это очень сложный период, - размышляет Юсупов. - Нам тяжело понять то время, когда невозможно было выехать из страны, когда сын 20 лет не мог ни общаться, ни переписываться с матерью. Сегодняшнему зрителю такая тема, как «тоталитарный режим» или «железный занавес» не совсем понятна.
Режиссеру кажется, что «такая история могла произойти в те годы только в нашей стране».
- В Европе это было невозможно, - уверен он. - Но мы жили в такой стране – это наша история. И помочь Нурееву могла королева, обладающая дипломатической неприкосновенность.
Справедливости ради стоит отметить, что Нуреев в картине присутствует и даже не незримо: зритель видит его то со спины в эпизоде в уфимском аэропорту, то в виде силуэта, порхающего по сцене. Но рядовой зритель расценил этот режиссерский прием как издевательство. Однако постановщик и не обещал сделать главным героем картины прославленного земляка. История, рассказанная бывшим сотрудником КГБ Явдатом Искужиным и положенная в основу сценария Юсупова, говорит о масштабе личности танцовщика гораздо больше именно потому, что звезды балета в кадре нет. Заодно Булат избежал бесконечных субъективных споров «похож-не похож» об актере, изобразившем Нуреева.
К слову, этот драматургический прием, когда масштабная фигура остается за кадром и влияет не только на людей, но и эпоху, Юсупов использовал не первый. Его воплотил, например, Эмилио Эстевес, снявший по своему сценарию фильм «Бобби». Эта картина не об убийстве кандидата в президенты – брате Джона Кеннеди Роберте, а о судьбах других людей, об Америке конца 60-х. Если вспомнить, то и фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» - не столько о легендарном исполнителе, сколько о людях, окружавших его. Несмотря на присутствие в кадре Безрукова в резиновой зомби-маске, это постановка о том, как эта мощная фигура повлияла на страну и на близких людей - друзей, которые проверяются на «вшивость», любимую, которая, рискуя всем, доставляет через всю страну коробку с морфием. Но основным героем фильма становится вовсе не страдающий от бесконечных наркотических ломок Владимир Семенович, а полковник КГБ, сделавший в финале картины главный в своей жизни моральный выбор. Он уничтожает материалы слежки за Высоцким и выпускает его девушку в Москву.
Вот и у Юсупова один из центральных персонажей в «Визите» – переродившийся в человека чекист Муса Шарипов, приставленный к королеве в качестве переводчика. В режиссерской версии событий самоотверженный сотрудник госбезопасности берет всю ответственность на себя и на свой страх и риск – без разрешения начальства - везет высокую гостью в убогую уфимскую пятиэтажку на аудиенцию с матерью Нуреева.
Как бы КГБ