В Ночь музеев уфимцам устроили виртуальную прогулку по кладбищу

21 мая 2013, 17:37
Минувшие выходные по всей стране прошли под знаком культуры — 18 мая состоялась очередная акция Ночь музеев, к которой Башкирия присоединилась уже в шестой раз. В Уфе некоторые учреждения начали программу, не дожидаясь вечера — прямо с утра, а некоторые и вовсе за день до официального старта акции. И если в прошлом году уфимские галеристы предпочитали хулиганить и веселиться, то на этот подготовили программы, наводившие на философские размышления.

Чуть помедленнее, кони


Конечно, успеть обойти за один вечер все городские музейные программы невозможно, да и не каждому захочется — у каждого столичного музея своя специфика. И все же, обойдя несколько точек, сравнения прошлогодней акции с нынешней сыграли не в пользу последней.
Удивили пустые залы Уфимской художественной галереи, где уже с начала месяца проходит персональная выставка Рафаиля Бураканова, посвященная 60-летнему юбилею художника. Работы-то хороши, но все те, кто хотел осмотреть экспозицию, уже давно это сделали, потому немногочисленные посетители вполне могли насладиться простором в залах галереи. Помнится, в прошлом году здесь было не протолкнуться. В одной части галереи на полу разместилась выставка расписных зонтиков, а в двух других горожане могли наблюдать за процессом художественного сотворения: акция совпала с конкурсом молодых художников, и живописцы создавали конкурсные работы прямо на глазах у посетителей.
В соседнем «Мирасе» весь вечер играла живая музыка — выступали вокалисты из филармонии и академии искусств. Еще 14 мая в арт-галерее открылась выставка Игоря Тонконогого «Непокоренные», которая и стала главным подарком гостям в Ночь музеев. Впечатляющая экспозиция специально планировалась руководством галереи под ежегодную музейную акцию. Живописец посвятил свою серию картин, пожалуй, самым свободолюбивым животным — лошадям. Тему лишения воли художник раскрыл через страдания скованных веревками животных: перетянутая кожа, вздувшиеся вены, безумные от страха глаза и напряженные мышцы поджарых коней — живописцу превосходно удалось передать их смятение.
Впрочем, не все прониклись страданиями животных: молодые уфимки с удовольствием позировали на фоне бунтующего на холсте коня, улыбаясь в кадр.
- Мы давно решили провести эту выставку, тем более что лошади вообще являются неотъемлемой частью культуры нашей республики, - рассказывает арт-директор галереи Ольга Рамазанова. - Но в малом зале проходит выставка «Красный клен» Рината Харисова — нашего соотечественника, который живет в канадском Торонто. Эти две экспозиции очень разные, и мы сознательно решили сыграть на контрасте эмоций.
Кроме того, что в «Мирасе» можно было порадовать глаз и слух, была возможность еще и потренировать мозг – сыграть в «Арт-лото», лотерею, которую можно купить только в Третьяковской галерее. Игра пришлась по вкусу поклонникам Третьяковки, ведь все вопросы в ней касаются картин из коллекции главной московской галереи.
- У нас еще в начале вечера уже пять победителей, - рассказывает Ольга. - Причем все они разные по возрасту — всем мы дарим наши каталоги и буклеты.

У гробовой доски


Тем временем в галерее Х-МАХ прошла лекция финского мастера Яна Кайлы «Репортажная фотография Финляндии в ракурсе концептуального взгляда». За день до старта акции здесь открылась его выставка «СССР - следы присутствия», познакомившая уфимского зрителя с современным видом финской фотографии — концептуальным фотодокументализмом. Гости увидели на стенах галереи запечатленные артефакты советского времени — фотографии замасленной гимнастерки, старого утюга, женских брошек и даже плаката с изображением Иосифа Сталина.
- Мы сразу предупредили автора, что основная аудитория нашей галереи — это молодые люди в возрасте 20-30 лет, - говорит куратор галереи Кристина Абрамичева. - Поэтому он заранее был готов к тому, что многие из них мало знакомы с советским временем, и с готовностью отвечал на все вопросы.
Причем большая их часть касалась другой части выставки «Вторая смерть», которая появилась после поездок Кайлы в Россию и посещения православных кладбищ. И теперь фотоснимки с надгробий людей разных национальностей возрастов и даже эпох представлены уфимской публике.
- Прогулка по русскому православному кладбищу оставила в душе тревожный опыт, - вспоминает сам автор. - Люди на надгробных фотографиях смотрели на вас прямо и пристально, как будто в знак приветствия: «Мы здесь»! Тогда я подумал: фотоснимок - это вторая смерть человека, так как в следующий миг он уже изменился, стал другим, прежний в нем умер.
Именно поэтому тема, наталкивающая на столь философские размышления, не давала покоя посетителям, которые засыпали фотографа вопросами.
- В прошлом году у нас тут было очень весело и шумно, - добавляет Кристина. - Но на этот раз мы посчитали, что зритель дорос до такой серьезной темы, потому решили провести свою Ночь музеев именно в такой атмосфере, дать возможность гостям поразмышлять на вечные темы.
И все же отделаться от ощущения, что зрителей было меньше, чем в прошлом году, не получалось. По крайней мере, в тех же самых музеях в прошлых раз часто было сложно протиснуться сквозь толпу — теперь почти везде можно было смело вышагивать по просторным залам.

Съеденные Шиханы, выпитый Байкал


Зато ни грамма меланхолии не было на первой за историю города выставке искусства граффити Art-format от уфимских начинающих художников из команды «Уфа-Арт». В подвале жилого дома на проспекте Октября беленые когда-то стены окрасились многоцветными объемными узорами и даже обрели женские лица.
- Для первого раза мы решили не объединять работы сквозной темой. В Уфе вообще практически нет культуры граффити, - рассказывает участник объединения Идель Габдулхаков. - Хотя идей и планов очень много, просто мы еще слишком молодая группа — нам еще и года нет.
Но даже первая пробная экспозиция ребят имела немалых успех — по комнатам импровизированного выставочного зала сновали толпы подростков и студентов, кивая в такт иностранным рэперам, звучащим из динамиков.
- Сегодня представились три художника под именами Знагъ, Мек и Т20, - рассказывает Идель. - Мы очень хотим выйти из подполья и продвигать стрит-арт в городе. Для этого нам нужно заручиться поддержкой властей. Мы, кстати, собираемся вскоре обратиться в администрацию с предложением туристического маршрута «Уфа-Арки».
Этот проект, как и саму группу «Уфа-Арт», придумала Ирина Ипполитова, которая желает придать узнаваемый облик городу.
- Идея туристического проекта заключается в том, чтобы раскрасить двести арок, существующих в нашем городе, - рассказывает ее сын Никита. - Причем для путешествия по аркам будет специальный путеводитель, он может быть расположен прямо на арке: от точки к точке туриста двигает инструкция по маршруту. Главное — найти поддержку у администрации города, а энтузиазма к работе у нас точно хватит.
Такими же созидательными мыслями были наполнены и гости Музея современного искусства имени Наиля Латфуллина, который посвятил свою Ночь теме «Экология и капитал».
На площадке перед музеем развернулась творческая мастерская, где каждый желающий мог написать картину по заданной теме, затем украсив ею дерево как символ жизни.
- Я в первую очередь пришла в Музей современного искусства, - рассказывает семиклассница Лида Козлова. - Видимо, уже никуда не успею, раз взялась рисовать картину.
Девушку ничуть не смутил прохладный воздух и отсутствие кистей — творить приходилось или маленькими валиками, или собственными руками.
- Я и так в художественную школу хожу, поэтому пачкать руки в краске мне не привыкать, - смеется она. - Думаю, Ночь музеев так и должна проходить — делая зрителей участниками творческого процесса.
А в самом музее Василь Ханнанов открыл выставку «Легалайз», представив широкой публике скопившиеся за 11 лет работы картины современных башкирских и российских художников.
- Таким образом мы как бы легализуем себя, оправдывая названия нашего музея, - рассказывает художник Александр Соболев. - В экспозиции представлены работы Багаутдинова, Шишкина, Севастьянова, Сулейманова, Муратова и других мастеров.
- Этот год был объявлен годом экологии, - рассказывает куратор Айрат Рамазанов. - Но человечество давно покорил капитал, и в нашем перфомансе «Море, горы, капитал» мы рассказали, как Создатель сотворил гору Шихан и озеро Байкал, а мы и наши последующие поколения сожрали гору и разлили озеро по бутылкам — и ничего после нас не осталось. Наша цель — показать, какая пустота тогда настанет, полное опустошение, конец. Вопрос уже пора ставить именно так - ребром.
Кстати, и здесь близкую республике тему лошадей не обошли стороной — планировался арт-маскарад «Конь в пальто», на котором прилюдно были бы украшены живые пони. Но лошадки оказались строптивыми, и украшать пришлось коня железного — и то подручными средствами, так как заготовленной материи на большой мотоцикл попросту не хватило.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

#Культура #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь