А рассказать Хашиму Фатыховичу есть о чем: легендарный артист более 20-ти лет солировал в Кировском театре. Вернувшись в Башкирию, возглавил государственный ансамбль народного танца, основал детскую балетную студию, которой посвятил 10 лет, а теперь уже больше 15-ти лет трудится балетмейстером-консультантом в ансамбле имени Гаскарова.
Хашима Мустаева в числе других артистов в разгар войны отозвали с фронта для постановки первого башкирского балета «Журавлиная песнь». Это был тот самый спектакль, после просмотра которого балетом заболел Рудольф Нуреев. Позже они работали в одной труппе.
Поздравить 94-летнего балетмейстера пришли его коллеги и почитатели таланта.
- Мы давно дружим с Мустаевым - он отличный рассказчик, - отметила профессор Уфимской академии искусств Фардуна Касимова. - После часа беседы с ним мне хватило материала на четыре лекции.
Среди гостей была и дочь писателя Мустая Карима, которая «представляла на презентации отца».
- Если бы он был с нами, то одним из первых поздравил бы Мустафина с книгой, - сказала Альфия Каримова. - Ведь папа был первым, кто одобрил рукописный вариант произведения, и был очень удовлетворен не только смысловым содержанием, но и стилевым воплощением.
Но не только Карим поддерживал Мустаева в его работе — как оказалось, танцовщик также помогал своему другу.
- Например, спектакль «Долгое-долгое детство» получил новое развитие благодаря Хашиму Фатыховичу, который занимался постановкой танцев, - добавила она. - Немудрено, ведь в знании и чувствовании танца Мустаеву нет равных.
Друзья Мустаева вспоминали интересные факты из его творческой биографии. Например, как Юрий Григорович в 1993 году ставил в Уфе балет «Тщетная предосторожность» и пригласил 75-летнего Хашима Фатыховича на роль Марцелины. И тот блестяще с ней справился.
- Меня назвали писателем еще раньше, - сказал сам Хашим Мустаев. - А это накладывает большую ответственность и очень меня радует. Наконец, я достиг финиша в издании альбома, а ведь у каждого он свой. Кто-то приходит к финалу быстро, кто-то - расправив крылья, а другим крылья обламывает ветер. Но у меня были три силы, данные от рождения: интеллект, наследственный механизмы и стремление к жизни на благо общества.
Но, конечно, не только этими тремя аспектами объясняет его писательский талант.
- Во многом повлияла и профессия, - добавил он. - Я ведь всегда сам писал либретто к своим балетам. Балетмейстер — это и музыкант, и танцор, и писатель, и художник.
Интересно, что дебютировал Мустаев книгой «Шонкар»: роман повествует о любви башкирского юноши и русской девушки. Первоначально планировалось либретто к балету, который собирался написать композитор Загир Исмагилов. Но постановка не состоялась, и либретто превратилось в книгу, по которой сегодня собираются снять телесериал.
Второй литературный опыт Мустаева - «Далекое и близкое» - долго ждал своего часа: балетмейстер целых восемь лет искал возможность издать книгу.
- Я ужаснулся, когда понял, какое дорогое удовольствие издать книгу, - вспоминает автор. - Ходил по банкам, брал иногда с собой даже наших красивых девушек из ансамбля, чтобы задобрить кредиторов. А они только кивали, а потом звонили с отказом.
И, несмотря на то, что спонсоров все же не удалось найти, Хашим Фатыхович на протяжении нескольких лет копил деньги на воплощение мечты.
- Потом мне очень помогли мои дети и племянники, - рассказал он.
Интересно, что один из внуков Мустаева – Михаил Рафальсон продолжил творческую династию – сегодня он танцует в Екатеринбургской опере.
Между тем Хашим Фатыхович собирается продолжить писать – его первая книга «Шонкар» получит продолжение. По крайней мере, автор признался, что на его рабочем столе уже ждут своего часа иллюстрации к будущему произведению.
Юлия ЛЕЖЕНЬ.